Татьяна Ларина
Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою... », и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине. | |
Вот так можно представить героиню: | |
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга | Татьяна в сравнении с Онегиным |
• Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности. • Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. • Основа мира Татьяны - народная культура. • Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны. • В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного. • Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой: Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным... Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного. | Татьяна чем-то похожа на Онегина: • Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни. • Интуиция, проницательность, природный ум. • Доброе расположение автора к обоим героям. |
Сюжет и композиция
Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной. |
Давайте понаблюдаем вместе:
«Первый виток» - Онегин | «Второй виток» - Татьяна |
знакомство читателя с Онегиным: происхождение и детство героя, воспитание, образование,образ жизни; | отъезд Онегина из деревни; |
описание кабинета Онегина в Петербурге; | описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна; |
переезд в деревню, что связано с двумя причинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге); | болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву; |
«реформаторская» деятельность в деревне; | замужество Татьяны; |
знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной; | встреча Онегина и Татьяны в светском салоне; |
письмо Татьяны к Онегину; | письмо Онегина к Татьяне; |
объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?); | объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?). |
сон Татьяны; | |
именины Татьяны; | |
дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в развитии событий в романе. Далее события как бы повторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»). | Обратите внимание, что некоторые эпизоды полностью повторяются. Это неслучайно. Такой прием позволяет автору показать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися. |
Два письма
Обратим внимание, что: • оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев. | |
• каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно. | |
Проведем сравнение текста писем: | |
Письмо Татьяны | Письмо Онегина |
Теперь я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. | Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразил. |
Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день, и ночь до новой встречи. | Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть...вот блаженство! |
Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. | Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! |
Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю... | Но так быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я вашей воле И предаюсь моей судьбе. |
• Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке. • Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж. • Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину. |
Два объяснения
В саду - Онегин: | В гостиной - Татьяна: |
И был бы счастлив... сколько мог! Но я не создан для блаженства. | А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена. |
Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я поймет; К беде неопытность ведет. | А нынче! - что к моим ногам Вас привело? Какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? |
Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. | Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. |
Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)
Две столицы в романе
Санкт-Петербург | Москва | |
Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность. • Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет». Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу: • Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые... | • Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...» • Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отечественной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». • Консерватизм барской Москвы, самодовольство московских кузин и юношей: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки... | |
Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Герои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде. | ||
Провинциальное дворянство Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны. | ||
Дядя Онегина | «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил». | |
Ларины | «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; «...им квас как воздух был потребен». | |
Мать Татьяны | «Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь». | |
Гости на именинах Татьяны | Глава 5 строфа 25, 26 «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков». «Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». «Уездный франтик Петушков». «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...» «.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...» | |
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных интересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме. | ||