Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
ВК Ольга Теплякова
УДВ.01 Обществознание
Дата. 27.10.2020
Курс: 1 Группа 97 Профессия: 23.01.07 Машинист крана (крановщик);
Урок № 10
Тема урока: Духовный мир личности
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.
Тип урока: урок-проблема.
Цель урока: сформировать представление о духовном мире личности как важнейшей ценности; показать сущность и значение патриотизма и гражданственности; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, формировать отношение к духовной жизни общества.
Основные понятия: духовность, бездуховность, менталитет
Литература: учебник
Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ под ред.
Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., — М.: Просвещение, 2020
Ход урока.
Организационный этап. Мотивационный модуль.
Вступительное слово преподавателя. Постановка целей урока.
Повторим.
- Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?
- Какие ценности включает духовная культура современного общества?
- Какие особенности характеризуют различные типы культуры?
- Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.
- Что такое контркультура?
В повседневной жизни в окружающих людях мы видим прежде всего внешнюю сторону, и именно по ней формируем свое представление о новых знакомых: красивый это человек или невзрачный, улыбчивый или хмурый, добродушный или сердитый. Но по прошествии времени, после длительного общения внешность уже не будет играть для нас определяющей роли. О близких людях говорят: «Главное в человеке - не внешность, а душа». Кто-то может не согласиться с этим высказыванием, возразить: «Главное - не внешняя красота или душа. Все зависит от ума, мыслительных качеств. От дурака толку мало, а умный, пусть даже недобрый и некрасивый, всегда найдет свое место в жизни». Но вряд ли с таким рассуждением можно безоговорочно согласиться. Все-таки ум должен быть добрым, душевным, и силы своего ума человек должен направлять на хорошие дела и поступки.
Попробуем поискать ответы на эти непростые вопросы.
По содержанию пунктов плана нужно составить конспект темы, так чтобы
ответить на контрольные вопросы (они в 3 модуле – ниже).
Основная часть. Объясняющий модуль.
План изучения
1. Духовный мир и духовность.
2. Менталитет человека.
1. Духовный мир и духовность
Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
- Как вы понимаете слова писателя?
Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.
- Что же включает в себя духовный мир человека?
Духовность - личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.
Легок или труден путь к духовности?
Попробуем создать графическую модель духовной личности.
- Объясните созданную модель духовной личности.
- Что бы вы поставили на первое место? Почему?
- Назовите важнейшие элементы человеческой духовности. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.)
Следовательно, духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:
1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;
2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;
3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.
Менталитет человека
Мы уже говорили о ментальности русского народа. Пришла пора дать характеристику менталитета личности.
Менталитет - это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
Попробуйте дать характеристику- анализ следующих профессий: - учителя; - юриста; - банкира; - военного; - художника.
При выполнении задания обратите внимания на сущностные черты ментальности указанных профессий.
- Что сближает и различает эти группы?
- Чем определяется тот или иной менталитет?
Обобщение материала.
Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Домашнее задание.
Подумайте, в чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между духовной жизнью общества и внутренним миром человека. Попробуйте выстроить логическую схему взаимодействия указанных компонентов и объяснить ее.
Контрольное задание.
Вопросы:
1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.
- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?
2. Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?
«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:
-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».
3.От чего зависит формирование духовного мира человека?
(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)
!!! Ребята, конспект и тестовые задания выполнить в тетради, сфотографировать, в вордовском докуменете отправить мне на электронную почту olga.teplyakova.67@mail.ru или в ВК
Последнее время приема ответов 27 октября 9 часов 00 минут