ОТЧЕТ МАГИСТРАНТА
О результатах НИР в рамках научно-исследовательского семинара «Интегрированные коммуникации в современном обществе»
За 4 семестр 2016-2017 уч.г.
Направление подготовки
42.04.01«Реклама и связи с общественностью»
Направленность (профиль)
«Реклама и связи с общественностью в организационной и коммуникативной сферах»
Выполнила:
Магистрантка 2 курса
очной формы обучения
Винокурова Вероника Юрьевна
Брянск 2017 г.
В рамках научно-исследовательского семинара были реализованы следующие направления научно-исследовательской работы:
1. Проведен анализ рекламных и PR-технологий, реализуемых в рамках диссертационного исследования, среди которых необходимо отметить такие коммуникационные инструменты, как методы лоббирования интересов бизнес-структур в органах государственной власти, планирование эффективных GR-кампаний и системный анализ особенностей GR-менеджмента в России и за рубежом.
2. Завершен заключительный этап эмпирического исследования современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществления лоббистской деятельности в России и за рубежом. Для реализации практических аспектов работы с технологиями GR-менеджмента и лоббистской деятельности использовались следующие методы: системный анализ опыта реализации лоббистских кампаний в России и сравнение полученных данных с особенностями лоббистской деятельности за рубежом, а также создание сравнительной модели GR-менеджмента в России и за рубежом.
3. По результатам эмпирического исследования получены следующие результаты:
1) основными PR-технологиями, используемыми в рамках лоббистских кампаний в России являются: манипулирование мнением СМИ о рассматриваемом спорном вопросе, конфронтация позиции своих политических опоннентов, использование ёмких отрицательных сравнений в информационных материалах кампании, создание виртуальных коалиций поддержки, отвлечение внимания общественности от решения острых политических проблем;
2) главными отличиями лоббистской деятельности за рубежом являются: наличие действующего закона о лоббизме, слаженный механизм связи между бизнес-структурами и органами государственной власти, институционализация лоббизма в политической жизни государства, сведение теневых PR-технологий к минимуму;
3) проведен комплексный сравнительный анализ лоббистской деятельности в России и за рубежом и разработан ряд рекомендаций по совершенствованию лоббизма и GR-менеджмента в стране.
4. В рамках ВКР была разработана модель сравнительного анализа развития лоббизма и GR-менеджмента в России и за рубежом. Примерный вариант представлен в таблице.
Критерии сравнения | Россия | Зарубежные страны (на примере США) |
1. Критерий законности | Действующий закон о лоббизме не принят до сих пор. Законопроект постоянно находится в стадии доработки. | Деятельность иностранных лоббистов регламентируется «Законом о регулировании иностранных агентов», принятом в 1938 году. Лоббистские кампании внутри страны регулируются «Законом о регулировании лоббизма», принятом в 1946 году. В некоторых штатах также приняты дополнительные законы о контроле за деятельностью местных лоббистов. |
2. Годовой оборот в лоббистской деятельности | Официально зарегистрированный оборот в лоббистской деятельности России на 2016 год составил 100 млрд рублей. | Официально зарегистрированный оборот в лоббистской деятельности США на 2016 год составил 3.44 млрд долларов. |
3. Количество лоббистов | По приблизительным подсчетам в результате исследования деятельности лучших работников госструктур в России насчитывается около 3000 лоббистов. | Согласно отчету сенатского отдела по публичным записям на 2016 год в США было обнаружено 14563 зарегистрированных лоббиста. |
4. Группы общественности, на которые направлена деятельность лоббистов | По положениям непринятого законопроекта: физические лица, которые действуют в интересах той или иной организации для достижения гармоничных отношений с государственными структурами. Косвенный лоббизм также осуществляется воздействием на некоторые СМИ. | Физические и юридические лица, отстаивающие права своих клиентов в госструктурах для достижения взаимовыгодных партнерских отношений. Сильно развит механизм косвенного лоббизма через СМИ. |
5. По итогам исследования разработаны рекомендации по совершенствованию лоббистской деятельности и GR-менеджмента в России:
1) для легализации лоббистских процессов можно сориентировать деятельность крупных лоббистов на общественно значимых инвестиционных проектах;
2) для увеличения уровня открытости российского лоббизма необходимо регулировать процессы налогового контроля, которые обеспечат легальное отслеживание средств, выделяемых на масштабные GR-кампании;
3) необходимо наладить механизмы освоения GR-культуры не только в профессиональных кругах, но и в рамках общеобразовательных и специальных программ в учебных заведениях, коммерческих и некоммерческих предприятиях;
4) доведение до сведения крупных российских предприятий необходимости работы с корпоративными GR-коммуникациями;
5) для реализации GR-менеджмента в консалтинговых организациях необходимо ввести данное направление деятельности в список услуг, осуществляемых подобными компаниями;
6) установить критерии официальной отчетности по затратам средств на лоббистские кампании для снижения сумм, выделяемых для использования неэффективных GR-технологий;
7) постепенно можно ввести регистрацию специалистов, занимающихся ведением крупных GR-проектов, имеющих национальное значение;
8) сместить интересы бизнес-меньшинства от своих экономических выгод в среду социально ответственного бизнеса.
6. Результаты эмпирического исследования, проведённого в рамках НИС были опубликованы:
1) статья «Деятельность GR-отделов в России»;
2) статья «Опыт реализации лоббистских PR-кампаний в РФ».
7. Результаты эмпирического исследования, проведённого в рамках НИС были обсуждены на научно-практической конференции в рамках форума по связям с общественностью PR-КиТ 2016.
К отчёту прилагаются вспомогательные материалы проведённых исследований, собственные разработки, образцы анализируемых материалов, тексты и тезисы публикаций на электронном носителе.
Магистрант Подпись студента ФИО
23 мая 2017 года
Оценка отчёта студента: «____» () | |||||
Руководитель | / / | ||||
Подпись | Расшифровка подписи (ФИО) | ||||
«» мая 2017 года