РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья. Именно в помощь тебе на нелегком пути самопознания и создано данное пособие.
Творческие шаги на пути самопознания и подготовке к практическим занятиям:
К первому семинару начинаем подготовку в тот же день после того как вы прослушали первую лекцию.
Внимательно прочитайте, пожалуйста, каждый раздел пособия (обратите внимание на раздел приложения), которое вы держите в руках.
Оформите свой дневник (качество работы с дневником зависит от степени любви к себе).
Запомните: все, что вы делаете, вы делаете для себя любимого.
К каждому семинару вам предлагаются
• Задания в блоке закрепления, которые должен выполнить каждый студент,
• Задания для самостоятельной работы, которые должен выполнить каждый студент (обязательно одно задание)
• Информация в разделе приложения.
Внимание!
Не откладывайте подготовку к практическому занятию на последний день перед ним. Подготовку к практическому занятию у начинайте сразу же после того
Как вы послушали лекцию и получили задание.
Творческих Вам успехов!
Будьте здоровы!
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
• Внимательно прочитайте задание к практическому занятию.
• Изучите материалы практического занятия по лекциям и рекомендованной литературе.
• Памятка по работе с основной и дополнительной литературой.
• Изучите список рекомендованной литературы.
• Отберите необходимую вам литературу.
• Изучите аннотацию к конкретному учебнику (монографии).
• Изучите информацию об авторе учебника (монографии), его научные характеристики.
• Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, к преподавателю.
• Изучите заключение, запишите выводы.
• Сделайте по данному учебнику (монографии, книге) конспект или тезисный (сложный) план.
• Ответьте на вопросы самоконтроля по данной теме практического занятия.
• Проверьте усвоение материала, решив рекомендованные задания. Ответы проверим на занятии.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Здоровье»
Обучающийся должен уметь:
• оценить демографическую ситуацию в стране, районе профессиональной деятельности;
• объяснить понятия «здоровье», «качество жизни», «образ жизни»;
• выявить факторы риска здоровью;
• определить группу риска;
• обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
• выработать умение выступать перед аудиторией.
• определить основные потребности человека в разные возрастные периоды;
• выявить мотивацию здоровья и здорового образа жизни;
• заполнять лист сестринской оценки состояния здоровья;
• проводить анализ, самоанализ, выявлять факторы риска в образе жизни индивида, после изучении курса проводить возможную коррекцию.
• давать рекомендации по здоровому образу жизни, факторам риска;
• обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.
Обучающийся должен знать, что такое:
• Демография
• Население
• Статистика населения
• Динамика населения
• Рождаемость
• Смертность
• Половозрастная структура
• Естественное движение
• Естественный прирост населения
• Факторы риска
• Здоровье
• Факторы, влияющие на здоровье
• Качество жизни
• Образ жизни
• Группы риска
• Факторы риска
• Окружающая среда
• Потребность
• Самовыражение
• Самоуважение
Список литературы:
Основная:
• Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015
• конспект лекции
Дополнительная:
• В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014
• С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Комплексная оценка состояния здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья включает следующие разделы:
• Исследование состояния здоровья по определённым критериям.
• Определение группы здоровья
• Назначение рекомендаций.
• Оформление записей в учетной документации.
Критерии здоровья
В условиях детских амбулаторно- поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:
• Первый критерий, обуславливающий здоровье – особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).
• Второй критерий, определяющий здоровье – уровень физического развития и степень его гармоничности.
• Третий критерий – уровень нервно-психического развития.
• Четвертый критерий – уровень резистентности организма.
• Пятый критерий – уровень функционального состояния органов, систем и поведенческие реакции.
• Шестой критерий – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья) – оцениваются на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.
Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (лучше четырех) поколений, включая пробанда.
Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:
• расстояние между поколениями должно быть одинаковым;
• каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;
• линии пересечения должны обозначаться четко;
• поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего (I);
• в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.
При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).
Оценка ГА проводится для:
• выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.);
• количественной оценки отягощенности ГА;
• качественной оценки отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (Io), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех родственников (Б), исключая пробанда (Io = A: Б).
Генеалогический анамнез считается «благополучным» при числовом выражении Io до 0,3, «условно благополучным» при числовом выражении Io от 0,3 до 0,6 и «неблагополучным» при Io 0,7 и более.
При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
Сбор биологического анамнеза
Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).
В АНП выясняют особенности течения первой и второй половины беременности: гестозы, угроза выкидыша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус – принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женской школы матерей по психопрофилактике родов.
В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родительного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.
В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
В ПП имеют значение: повторные острые инфекционные заболевания, рахит; анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.
Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно – кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Оценка биологического анамнеза
• БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном периоде раннего онтогенеза.
• БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза.
• БА – неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.
О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития – МАР) может быть различным. В норме порог стигматизации не превышает 5-7 стигм.
Второй критерий здоровья – уровень физического развития.
К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динамики процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые сладки, окружности бедра, голени, пчела и др.).
Для оценки показателей ФР используются нормативные таблицы и шкалы (лучше региональные).
Третий критерий здоровья – уровень нервно - психического развития (НПР). Контроль НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития. Итогом оценки является определение группы НПР.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
Показатели поведения
• Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоцианальное.
• Настроение (для детей 2-6 лет)
• бодрое, жизнерадостное – охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто улыбается, смеется, нет страхов;
• спокойное – положительно относится к окружающим, менее эмоционален, активен;
• раздражительное, возбужденное – плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
• подавленное – вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;
• неустойчивое – может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты.
• Засыпание – спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачиваниями).
• Сон (дневной или/и ночной) – глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.
• Аппетит и пищевое поведение – хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.
• Характер бодрствования – активный, малоактивный, пассивный.
• Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) – нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует.
• Взаимоотношения с детьми и взрослыми – контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Оценка поведения:
• без отклонений;
• незначительные отклонения (группа внимания) – отклонения по одному показателю;
• умеренные отклонения (группа риска) – отклонения в поведении по двум – трем показателям;
• выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения по четырем – пяти показателям;
• значительные отклонения (диспансерная группа) – отклонения в поведении по шести и более показателям.