Основные причины возникновения неисправностей батареи в процессе эксплуатации, способы их диагностирования и устранения приведены в табл.1.
Техническое состояние батареи определяют с помощью аккумуляторных пробников Э107 и Э108. Напряжение под нагрузкой пробника в конце пятисекундного интервала у батарей с общей крышкой должно быть более 8,9 В, а у батареи с открытыми межэлектродными перемычками – более 1,8 В у отдельного аккумулятора.
Таблица 1. Причины возникновения неисправностей батарей, способы их диагностирования и устранения
Причины возникновения неисправности | Диагностирование | Способ устранения неисправности |
Аккумуляторная батарея быстро разряжается и не обеспечивает достаточной частоты вращения коленчатого вала двигателя стартером при пуске | ||
Длительное включение электрических потребителей при неработающем или работающем двигателе на малой частоте вращения коленчатого вала | Признаком разряда является слабое свечение фар головного освещения (работают в «полнакала») Проверяют зараженность батареи и при необходимости подзаряжают | Стараться не включать на длительное время электрические потребители при неработающем двигателе |
Ускоренный саморазряд из-за замыкания выводов аккумулятора токопроводящей грязью или электролитом по поверхности крышки | Проверяют находится ли на поверхности крышки аккумуляторной батареи грязь, а стрелка вольтметра на щитке приборов в «белой» зоне, в случае амперметра – он показывает разряд | Очищают поверхность аккумуляторных батарей 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды |
Ускоренный саморазряд из-за разрушения или «прорастания» сепараторов, замыкания электродов шламом при выпадении активной массы аккумуляторной батареи | Определяют вольтметров величину ЭДС батареи. Если ЭДС имеет низкое значение при нормальной плотности электролита, то аккумуляторная батарея неисправна | Ремонтируют аккумулятор с заменой разрушенных сепараторов и удалением шлама |
Ускоренный саморазряд аккумуляторной батареи из-за применения грязной воды или электролита | Проверяют, не находится ли стрелка вольтметра или амперметра в зоне разряда | Разряжают аккумуляторную батарею током десятичасового разряда до 1,1-1,2 В на аккумуляторе, электролит удаляют, батарею промывают, заливают новый электролит и заряжают до нормы |
Сульфатация электродов из-за длительного хранения аккумуляторной батареи, эксплуатация батареи при низкой заряженности и с пониженным уровнем электролита | Сульфатацию определяют по высокому напряжению в начале заряда, преждевременному газовыделению при незначительном увеличении плотности электролита в процессе заряда или по повышению температуры и понижению напряжения в конце заряда | Электролит удаляют, заливают новый плотностью 1,145 г/см3, заряжают аккумуляторную батарею силой тока 0,05 С20, к концу заряда доводят плотность электролита до нормы. Если эти меры не помогут аккумулятор ремонтируют. |
Окисление выводов аккумуляторной батареи и наконечников вследствие неплотного крепления в местах соединений | Определяют по наличию белого налета в местах соединений клемм и наконечников | Зачищают с удаление белого налета, закрепляют и смазывают выводы батареи и наконечники техническим вазелином |
Короткие замыкания в цепях электрических потребителей | Выключают все потребители и отсоединяют от аккумуляторной батареи провод «масса». Затем касаются этим проводом до «-» батареи. Наличие искры свидетельствует о коротком замыкании, которое обнаруживают последовательной проверкой цепей тестером или мультиметром | Устраняют обнаруженное место короткого замыкания дополнительной изоляцией |
Неисправен один или несколько аккумуляторов | Измеряют емкость батареи, которая будет меньше нормальной. При этом напряжение под нагрузкой быстро снижается | Меняют аккумуляторную батарею на исправную |
Неисправна генераторная установка | Напряжение на выходе генераторной установки ниже нормы | Ремонтируют генераторную установку |
Быстрое снижение уровня электролита | ||
Поврежден моноблок батареи | Обнаруживают трещины моноблока | Ремонтируют моноблок батареи или меняют |
Перезаряд аккумулятора из-за повышенного зарядного напряжения от генератора | Измеряют напряжение на выходе генераторной установки, которое будет выше нормы | Ремонтируют или меняют регулятор напряжения или генератор |
Неплотно завернуты пробки | Проверяют затяжку пробок | Устраняют дефект |
Выплескивание электролита через вентиляционные отверстия в пробках батареи | ||
Повышенный зарядный ток | Проверяют исправность генераторной установки | Ремонтируют регулятор напряжения или заменяют его на новый |
Короткое замыкание электродов аккумуляторной батареи разной полярности | Отсутствует напряжение на неисправном аккумуляторе | Ремонтируют аккумуляторную батарею |
Аккумуляторная батарея не заряжается | ||
Обрыв в цепи генераторная установка – батарея | Проверяют вольтметром напряжение на выходе генератора, обрывы определяют тестером | Найденный обрыв устраняют |
Разрушение активной массы электродов | Измеряют ЭДС батареи. При нормальной плотности электролита она будет мала при слабом газовыделении при заряде | Ремонтируют аккумуляторную батарею |
Стрелка вольтметра находится в «красной» зоне, амперметр показывает большой зарядный ток при нормальном уровне регулируемого напряжения | ||
Короткое замыкание электродов аккумуляторной батареи разной полярности | Измеряют напряжение на неисправном аккумуляторе (оно равно нулю) | Ремонтируют аккумуляторную батарею |
Заряд батареи можно осуществлять двумя методами: при постоянной силе тока и при постоянном напряжении зарядного источника. Режим заряда при неизменной силе тока может быть одно- или двухступенчатым. Сила тока при одноступенчатом 20-часовом режиме заряда составляет 0,05 С20.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ