Для школьников 9-10 классов может быть предложено проведение открытого урока в форме деловой игры «Прими решение».
В другом варианте учитель может сам раздать жетоны, учитывая особенности конкретного учебного коллектива. Ученик, получив жетон, становится собственником конкретного участка земли в городе N. Далее «школьникам-землевладельцам» предлагается ознакомиться с планом города N (рис. 2), найти свой участок и проанализировать преимущества и недостатки места расположения своего участка земли.
Каждый собственник земельного участка получает письмо городского совета, в котором сообщается о том, что городу N нужен один из участков А — Э для того, чтобы устроить на нем городскую свалку. Предполагается, что свалка будет располагаться на территории, отмеченной пунктирной линией на пляже города, а мусор станут вывозить по дорогам, выделенным на плане черным цветом. К сожалению, городской совет имеет очень ограниченный бюджет и хочет избежать судебных процессов. Тем не менее мэр намерен хорошо вознаградить владельца(ев) участка(ов) за согласие разместить свалку в конкретном районе города.
На данном уроке совершенно необходимо обеспечить эмоциональный фон для принятия учащимися социального решения. С этой целью желательно предоставить им для просмотра специально подготовленные видеоматериалы, посвященные городской экологии, проблемам, связанным с уборкой мусора, напомнить ключевые понятия, составляющие основу этической системы современного российского общества.
Вполне возможно допустить, что предлагаемая проблема будет непонятна школьникам, каждый день наблюдающим подобную картину, типичную для населенных пунктов России, когда жители своими руками, к тому же бесплатно, создают свалку буквально рядом с собственным домом и десятилетиями практически живут рядом с помойкой. В этой ситуации учитель в качестве социальной проблемы либо избирает другой сюжет, либо изыскивает способы и средства, доступные в рамках учебного процесса для воспитания культурного, экологического и эстетического кругозора учащихся, для усвоения образцов и стандартов благоприятной среды обитания людей.
После просмотра видеоматериалов учащиеся получают задание: «Определите место для свалки внутри площади, очерченной пунктирной линией (-«-)». При этом необходимо учитывать следующие условия:
вам нравится ваш район, вы хотите в нем остаться жить;
желательно избегать строительства свалки на соседних территориях;
от свалки будет идти неприятный запах, дым, на ней разведутся крысы;
преимущественное направление ветра — восточное, т. е. с океана, и иногда он дует с противоположной «** западной — стороны;
площадка для гольфа, промышленный район, лесопилка, стройка — объекты частной собственности, земельные участки здесь стоят дороже городской земли. Также могут быть введены дополнительные условия: загрязненные воды могут попасть в океан; токсичные отходы могут загрязнить озеро w источник питьевой воды;
свалка не должна находиться рядом с пляжем — наиболее популярным местом отдыха в городе.
Свалка займет один квадрат (отмечено буквами). Стройка — будущий университет, и это место не может быть использовано для свалки.
После того как каждый житель города определит индивидуально, где бы он устроил городскую свалку, учитель предлагает одному учащемуся от каждой группы обладателей жетонов зеленого, красного, желтого и белого цвета высказать свои предположения (таким образом, свою точку зрения будут излагать четверо). Поскольку эти четыре предложения не найдут поддержки у всех владельцев участков в силу того, что их интересы не совпадают, учитель предлагает для решения городской проблемы объединиться по интересам. Это очень важная часть деловой игры, так как на данном этапе школьники отрабатывают навыки самоорганизации, необходимые для решения проблем повседневной жизни, сформи- рованность которых является показателем готовности граждан жить в гражданском обществе. Учитель не должен руководить процессом объединения школьников в группы, как он это делает обычно при организации групповой деятельности. Дело в том, что если постоянно не ставить учащихся в ситуацию необходимости самоорганизации, то школьники не будут иметь возможности приобрести это необходимое гражданское умение. Они будут руководствоваться стереотипным ожиданием того, что кто-нибудь займется их организацией.
По замыслу собственники земельных участков должны объединяться по цвету жетонов, т. е. по принципу общности интересов тех, кто живет (владеет собственностью) в определенном районе города и, следовательно, имеет совпадающие интересы.
Далее учителю следует дождаться проявления учениками умения к самоорганизации, необходимого для решения общего вопроса. Если у них такой навык еще не сформировался, то требуется корректная помощь со стороны учителя, которую он оказывает своими советами. После этого каждое объединение усаживается за «круглый стол» переговоров и вырабатывает свое решение по вопросу, какой именно участок земли, в пределах указанной территории, предлагается отвести под городскую свалку. После того как группы примут решение, им можно дать время (например 10 мин), в течение которого каждая группа посылает в другие группы своего представителя для обсуждения возможностей принятия компромиссного решения.
На следующем этапе деловой игры происходит заседание городского совета, на котором каждая группа за 5 мин должна представить свое окончательное решение, оформленное письменно в виде обращения и подкрепленное документами и плакатами. Цель плакатов — привлечь на свою сторону общественное мнение. Роль городского совета исполняет учитель, который оглашает содержание полученных документов и ставит предложения на голосование. Если при голосовании возникает конфликтная ситуация, то это дает возможность учителю организовать дискуссию по проблеме, а затем вторично провести голосование за поступившие конкретные предложения. Цель обсуждения и голосования — разрешить конфликт. Школьники должны найти разумное решение проблемы не на основе индивидуальных предпочтений, а исходя из актуальных социальных ценностей.
Завершая деловую игру, учитель может прибегнуть к рефлексии: попросить каждого ученика проанализировать свою работу на уроке и ответить на вопрос, чему он научился (чему учился), какие вопросы, возникшие в ходе этого занятия, получат, по его мнению, ответ в результате изучения данного элективного курса.
Для учащихся 11 классов в рамках проблемы «Права человека в современном мире» может быть рекомендовано обсудить такие проблемы как:
- Понятие и сущность прав человека.
- Становление и развитие идей о правах человека.
- Поколения прав человека.
- Права человека и гражданина.
- Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.
- Юридические механизмы защиты прав человека в РФ.
- Уполномоченный по правам человека – защитник фундаментальных личных прав человека.
- Глобализация и права человека.
- Духовно – нравственные основы прав человека.
В том случае, если выпускники школы имеют опыт участия в дебатах, учителю можно посоветовать воспользоваться данной формой занятия и организовать дебаты по проблеме: «Сначала свободный человек – потом свободная страна».
Рекомендуемая литература
1. Антонов В.В., Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека / пособие для учителя начальной школы. М., 2007.
2. Антонов В.В., Изучаем права человека. Рабочая тетрадь. М. 2007.
Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., Ваши права. / книга для учащихся начальных классов. М., 2007.
3. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. СПб., 1996.
4. О самом главном. Книга для чтения по этике и праву для 7-9 классов / Сост. С.А. Морозова, Н.И. Элиасберг. СПб., 1996.
5. Учимся думать о себе о других. / книга для чтения по этике и праву для начальной школы. Сост. Н.П. Лукина, Г.В. Пенькова, Н.И. Элиасберг. СПб., 1996.
6. Права человека. Методика преподавания в школе 9-11 классы.
Пермь, 2000.
7. Право: профильный уровень / под редакцией Богомобова Л.Н
8. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8-9 классов основной общеобразовательной школы. СПб., 2004.
9. Элиасберг Н.И. Права ребёнка – это ваши права. СПб., 1997.