Двадцатое октября
Практическое занятие № 23
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов
Учебная цель: совершенствование умений опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста.
Учебные задачи:
1. Совершенствование умений опознавать, извлекать из текста орфограммы «Правописание чередующихся гласных в корнях слов», «Правописание приставок при - / пре -», «Правописание сложных слов».
2. Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задания для практического занятия
Задание 1. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм (выделить корень, подчеркнуть в нём пропущенную букву, выделить суффикс, или поставить ударение, или подчеркнуть согласную букву в корне, или указать лексическое значение – в зависимости от условий чередования).
Распол…житься на отдых, соб…раться у друзей, разг…релся спор, заст…лить постель, прил…гаемые усилия, бл…стать в обществе, уб…рать комнату, уп_раться ногами, к…снуться вопроса, написать изл…жение, заг…релась бумага, обж…гать пальцы, отвратительный р…стовщик, выт…реть посуду, раст…рать ушиб, сг…реть от стыда, выр…щенный р…сток, прот…реть окна, обг…ревшая свечка.
Задание 2. Замените обороты словами с приставками пре- и при-.
Образец: Находящийся возле школы - пришкольный;
приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.
Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите слова, образованные способом сложения. Обратите внимание на правописание сложных слов.
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык начиная с X века испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?
Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первыми проповедниками христианства в славянских странах.
В IX веке на территории нынешней Чехословакии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.
Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица». Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.
Задание 4. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корнях слов.
Насл…ждение, предл…гать, неув…дающий, обм…кнуть, заг…рать, к…рнавал, …кварель, распол…гать, уд…вление, б…гровый, р…сток, ст…дион, просл…влять, …ромат, зам…реть, р…стительный, ф…нтан, оз…рение, возр…ст, кр…вать.
Задание 5. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корнях слов. Обозначьте графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб…рает квартиру, отт…рает всю грязь, ст…рает пыль, зап…рает шкафы, заст…лает постели, а потом заж…гает лампу и любуется, как все бл…стит. Она не сч…тается с тем, что просто ум…рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб…рет! Неужели трудно ему зап…реть шкаф, заст…лить постель, прот…реть стол, чтобы все сияло и бл…стело? Не ум…р бы, если бы поработал».
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | ||||
от согласной в корне | от наличия/ отсутствия ударения | от суффикса -а- после корня | от лексического значения | |
Зам…рать | + | |||
Ср…внить | + | |||
Заг…р | ||||
Р…внина | ||||
Прод…раться | ||||
Ср…внять | ||||
Р…стительность | ||||
Непром…каемый | ||||
З…ря | ||||
Обм…кнуть | ||||
Прик…сновение | ||||
Зап…реть | ||||
Заг…релый | ||||
Бл…стеть | ||||
Отр…сль | ||||
Подл…жить | ||||
Выр…щенный | ||||
Р…сток | ||||
К…сание |
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой при-, во вторую - с приставкой пре-.
Пр…дорожный, пр…открыть, пр…одолеть пр…пятствие, пр…возмочь боль, пр…сесть на скамью, пр…глушить, пр…морский, пр…сытиться, пр…небрегать, пр…вращение, пр…следование, пр…знаться, пр…зирать труса, пр…брежный, пр…ображение, пр…ступить к делу, пр…остановить, пр…восходный, пр…образование, пр…града, пр…ручить, пр…строить, знаки пр…пинания, пр…забавный котенок.