СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Пояснительная записка | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на 147 часов аудиторного времени, из вариативной части часов, в том числе 119 часов теоретических занятий и 28 часов практических занятий.
Занятия проводятся в виде урокаи практических занятий. Предлагаемые в программе практические занятия закрепляют теоретические знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции.
Данная программа состоит из 8 разделов:
1. Введение.
2. Учение о клетке.
3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
4. Основы генетики и селекции.
5. Эволюционное учение.
6. История развития жизни на Земле.
7. Основы экологии.
8. Бионика.
Форма итоговой аттестации – экзамен.
С целью повышения творческой активности предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов, наряду с обязательной учебной литературой, разнообразных наглядно-методических обучающих материалов, мультимедийных программ.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Биология»
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060501 «Сестринское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на специальностях.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы: Учебная дисциплина является частью общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатамосвоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
− давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;
– решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
– работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, фундаментальные понятия биологии;
– сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
– основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
– соотношение социального и биологического в эволюции человека;
– основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося221 час., в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося147 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
теоретические занятия | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |
Разработка мультимедийных презентаций. | |
Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |
Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём. | |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
Тематический план
№п/п | Наименованиетем | Количествочасов |
1. | Введение. Предмет, задачииметодыобщейбиологии | |
2. | Местокурсавсистемеестественнонаучныхдисциплин | |
3. | Значениепредметадляпониманияединстваживого | |
4. | Уровневаяорганизацияживойприроды | |
Раздел 2(16 часов) | ||
Химическаяорганизацияклетки | ||
6. | Рольводы | |
7. | Органическиевеществаклетки | |
8. | Историяизученияорганическихвеществклетки | |
9. | Нуклеиновыекислоты | |
10. | Историяизучениянуклеиновыхкислот | |
11. | Клетка | |
12. | Принципыорганизацииклетокорганизмов | |
13. | Строениеифункцииклетки | |
14. | Вакуолярнаясистемаклетки | |
15. | Строениебактерий | |
16. | Значениебактерий | |
17. | Неклеточныеформыжизни | |
18. | Вирусы, особенностиихстроения | |
19.Пр. | Клетка | |
20.Пр. | Вирусныеибактериальныезаболевания | |
Раздел 3(44 часа) | ||
21. | Питаниеживыхорганизмов | |
22. | Типыпитания | |
23. | Понятиеометаболизме | |
24. | Доказательстваразнойинтенсивностиметаболизма | |
25. | Энергетическийобмен | |
26. | Этапыэнергетическогообмена | |
27. | Пластическийобмен | |
28. | Повышениепродуктивностисельскохозяйственныхрастений | |
29. | Фотосинтез | |
30. | Повышениепродуктивностифотосинтеза | |
31. | Хемосинтез | |
32. | Хемосинтез | |
33. | Биосинтезбелка. Ген. КодДНК | |
34. | Взаимосвязьпластическогоиэнергетическогообменов | |
35. | Воспроизведениеклеток | |
36. | Клеточныйцикл | |
37. | Митоз | |
38. | Фазымитоза | |
39.Пр. | Жизненныйциклклетки | |
40.Пр. | Продолжительностьжизниразличныхклеток | |
41. | Мейоз | |
42. | Биологическоезначениемейоза | |
43.Пр. | Делениеисозреваниеполовыхклеток | |
44.Пр. | Фазымейоза | |
45. | Размножениеорганизмов | |
46. | Индивидуальноеразвитиеорганизмов | |
47. | Половыеклетки | |
48. | Этапыоплодотворения | |
49.Пр. | Бесполоеиполовоеразмножение | |
50.Пр. | Развитиезародыша | |
51. | Развитиемногоклеточногоорганизма | |
52. | Закономерностиразвитияживотных | |
53. | Онтогенез | |
54. | Типыонтогенеза | |
55.Пр. | Онтогенез | |
56.Пр. | Влияниеокружающейсредынаорганизмы | |
57. | Эмбриональноеипостэмбриональноеразвитие | |
58. | Периодыпостэмбриональногоразвития | |
59. | Влияниеокружающейсредынаразвитиеорганизмов | |
60. | Влияниеокружающейсредынаразвитиеорганизмов | |
61. | Наследственность | |
62. | ЗаконыГ.Менделя | |
63.Пр. | Решениезадачнамоногибридноескрещивание | |
64.Пр. | Решениезадачнамоногибридноескрещивание | |
2 семестр. Раздел 4(34 часа) | ||
65. | Взаимодействиегенов | |
66. | Наследственныеболезничеловека | |
67.Пр. | Решениезадачнамоногибридноескрещивание | |
68.Пр. | Решениезадачнамоногибридноескрещивание | |
69. | Задачинади-гибридноескрещивание | |
70. | Задачинади-гибридноескрещивание | |
71.Пр. | Решениезадачнади-гибридноескрещивание | |
72.Пр. | Решениезадачнади-гибридноескрещивание | |
73. | Генотипкакцелостнаясистема | |
74. | Сцепленноенаследованиепризнаков | |
75. | Задачинасцепленноенаследованиепризнаков | |
76. | Задачинасцепленноенаследованиепризнаков | |
77.Пр. | Решениезадачнасцепленноенаследование | |
78.Пр. | Решениезадачнасцепленноенаследование | |
79. | Генетикапола | |
80. | Генетикагруппкрови. Резус-фактор | |
81.Пр. | Решениезадачнаопределениегруппыкрови | |
82.Пр. | Резус-фактор | |
83.Пр. | Решениезадачнаопределениегруппыкрови | |
84.Пр. | Решениезадачнаопределениегруппыкрови | |
85. | Хромосомнаятеориянаследственности | |
86. | Наследственныеболезничеловека | |
87. | Основныеметодыгенетики | |
88. | Основныеметодыгенетики | |
89. | Изменчивостьорганизмов | |
90. | Закономерностимодификационнойизменчивости | |
91. | Принципысоставленияродословныхсхем | |
92. | Составлениеродословныхсхем | |
93. | Мутагенныефакторы | |
94. | Экспериментальноеполучениемутаций | |
95. | Задачисовременнойселекции | |
96. | ДостиженияселекциирастенийвРФ | |
97. | Генетическиеосновыселекции | |
98. | Селекцияживотныхимикроорганизмов | |
Раздел 5(12 часов) | ||
99. | Направленияэволюционногопроцесса | |
100. | Историяразвитияэволюционныхидей | |
101. | Микроэволюция | |
102. | Результатыэволюции | |
103. | Видиегохарактеристика | |
105. | Рациональноеиспользованиевидов | |
106. | Видообразование | |
107. | Макроэволюция | |
108. | Дивергенцияиконвергенция | |
109. | Эволюцияорганическогомира | |
110. | Влияниедеятельностичеловеканамногообразиевидов | |
Раздел 6(6 часов) | ||
111. | Ч.Дарвинопроисхождениичеловека | |
112. | Рользаконовобщественнойжизнивпрогрессечеловечества | |
113. | Этапыантропогенеза | |
114. | Движущиесилыантропогенеза | |
115. | Факторыантропогенеза | |
116. | Сущностьсоциальногодарвинизмаирасизма | |
Раздел 7(24 часа) | ||
117. | Экологияособей | |
118. | Антропогенныеэкологическиефакторы | |
119. | Экологическиефакторы | |
120. | Расчётбиоритмовчеловека | |
121. | Популяции | |
122. | Использованиевидов, сохранениеихразнообразия | |
123. | Экологическиесистемыиихсообщества | |
124. | Искусственныесообщества | |
125. | Понятиеобиоценозеибиогеоценозе | |
126. | Сменабиогеоценозов. Охранабиогеоценозов | |
127. | Типысвязеймеждуорганизмами | |
128. | Взаимоотношениямеждуорганизмами | |
129. | Природныеиантропогенныеэкосистемы | |
130. | Искусственныесообщества | |
131.Пр. | Редкиеиисчезающиевидыживыхорганизмов | |
132.Пр. | НациональныепаркиизаповедникиРоссии | |
133.Пр. | Антропогенныеэкологическиефакторы | |
134.Пр. | Экологическиепроблемыипутиихрешения | |
135. | Учениеобиосфере | |
136. | Круговоротвеществ | |
137. | Ноосфера | |
138. | Правилаповедениялюдейвприроднойсфере | |
139. | Охранаприроды | |
140. | Антропогенныеэкологическиефакторы | |
Раздел 8 (7 часов) | ||
141. | Бионика | |
142. | Применениебиотехнологийвздравоохранении | |
143. | Водныеиназемныебиомы | |
144. | Международныеорганизациипоохранеприроды | |
145. | Редкиеиисчезающиевиды | |
146.Пр. | Национальныепаркиизаповедники | |
147.Пр. | Отраслипрактическогоиспользованиябиотехнологий | |
Всего |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
Введение. Раздел 1 | Предмет и задачи, методы общей биологии | ||
Тема 1.1. Свойства живой материи. Уровни организации живой природы. | Содержание учебного материала: Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 1.2. Происхождение жизни. Систематика живых организмов. | Содержание учебного материала: Свойства живых организмов. Многообразие живых организмов и их классификация. Уровневая организация живой природы и эволюция. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Раздел II. Учение о клетке. | |||
Тема 2.1. Химический состав живых организмов. | Содержание учебного материала: Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Роль воды в клетке и в живых организмах. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 2.2. Органические вещества. | Содержание учебного материала: Органические вещества клетки: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Краткая история изучения белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 2.3. Нуклеиновые кислоты. | Содержание учебного материала: Нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Краткая история изучения нуклеиновых кислот. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 2.4. Клеточная теория. Типы клеточной организации. | Содержание учебного материала: Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Общий принцип организации клеток живых организмов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 2.5. Строение клетки. | Содержание учебного материала: Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Вакуолярная система клетки. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 2.6. Строение и значение бактерий. | Содержание учебного материала: Строение и значение бактерий. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 2.7. Неклеточные формы жизни – вирусы. | Содержание учебного материала: Неклеточные формы жизни – вирусы.Вирусы, особенности их строения в жизнедеятельности. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 2.8. Организация клеток прокариот и эукариот. Вирусы. Бактерии. | Практическое занятие: Прокариотические и эукариотические клетки. Отличия прокариот и эукариот. Организация бактерий. Вирусные и бактериальные заболевания человека. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Раздел III. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | |||
Тема 3.1. Типы питания живых организмов. | Содержание учебного материала: Типы питания живых организмов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 3.2. Понятие о метаболизме. | Содержание учебного материала: Понятие о метаболизме. Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.3. Энергетический обмен. | Содержание учебного материала: Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 3.4. Пластический обмен. | Содержание учебного материала: Пластический обмен.Фотосинтез. Путиповышения продуктивности сельскохозяйственных растений. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 3.5. Фотосинтез. | Содержание учебного материала: Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.6. Хемосинтез. | Содержание учебного материала: Хемосинтез. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 3.7. Биосинтез белка. | Содержание учебного материала: Биосинтез белка.Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 3.8. Воспроизведение клеток. Клеточный цикл. | Содержание учебного материала: Воспроизведение клеток. Клеточный цикл. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.9. Митоз. | Содержание учебного материала: Митоз – собственно деление клетки. Фазы митоза. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 3.10. Жизненный цикл клетки. Митоз. | Практическое занятие: Жизненный цикл клетки. Периоды жизненного цикла клетки. Продолжительность жизни различных клеток. Понятие об апоптозе и некрозе. Клеточный цикл. Митоз. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.11. Мейоз. | Содержание учебного материала: Мейоз. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 3.12. Мейоз. Деление и созревание половых клеток. | Практическое занятие: Мейоз. Деление и созревание половых клеток. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.13. Размножение организмов. | Содержание учебного материала: Размножение и индивидуальное развитие организмов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 3.14. Половые клетки, их образование. Оплодотворение. | Содержание учебного материала: Половые клетки. Образование и созревание половых клеток. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение. Этапы оплодотворения. Двойное оплодотворение у цветковых растений. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём. | |||
Тема 3.15. Бесполое и половое размножение растений и животных. | Практическое занятие: Бесполое и половое размножение растений и животных.Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Развитие зародыша (на примере животных) | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём. | |||
Тема 3.16. Индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала: Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём. | |||
Тема 3.17. Типы онтогенеза. | Содержание учебного материала: Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональный период развития. Влияние окружающей среды на развитие организмов. Типы онтогенеза. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 3.18. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | Практическое занятие: Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональный период развития. Влияние окружающей среды на развитие организмов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 3.19. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. | Содержание учебного материала: Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.20. Влияние окружающей среды на развитие организмов. | Содержание уч.материала: Влияние окружающей среды на развитие организмов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 3.21. Наследственность. Законы Г.Менделя. | Содержание учебного материала: Наследственность. Законы Г.Менделя. Моно-гибридноеи ди-гибридное скрещивание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 3.22. Решение задач на моно-гибридное скрещивание. | Практическое занятие: Решение задач на моно-гибридное скрещивание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Раздел IV. Основы генетики и селекции. | |||
Тема 4.1. Взаимодействие генов. | Содержание учебного материала: Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 4.2. Решение задач на моно-гибридное скрещивание. | Практическое занятие: Решение задач на моно-гибридное скрещивание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.3. Решение задач на ди-гибридное скрещивание. | Содержание уч.материала: Задачи на ди-гибридное скрещивание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.4. Решение задач на ди-гибридное скрещивание. | Практическое занятие: Решение задач на ди-гибридное скрещивание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.5. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. | Содержание учебного материала: Генотип как целостная система. Понятие о гене, генофонде и геноме. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование признаков. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.6. Решение задач на сцепленное наследование признаков. | Содержание уч.материала: Задачи на сцепленное наследование признаков. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.7. Решение задач на сцепленное наследование. | Практическое занятие: Решение задач на сцепленное наследование. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.8. Генетика пола. Генетика крови. | Содержание учебного материала: Генетика пола. Генетика групп крови. Резус-фактор. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 4.9. Решение задач на определение групп крови. Резус-фактор. | Практическое занятие: Решение задач на определение групп крови. Резус-фактор. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.10. Решение задач на определение групп крови. | Практическое занятие: Решение задач на определение групп крови. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.11. Хромосомная теория наследственности. | Содержание учебного материала: Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 4.12. Основные методы генетики. | Содержание учебного материала: Основные методы генетики. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 4.13. Изменчивость. | Содержание учебного материала: Изменчивость организмов. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Тема 4.14. Основные принципы составления родословных схем. | Практическое занятие: Основные принципы составления родословных схем. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 4.15. Мутагенные факторы. | Содержание учебного материала: Мутагенные факторы. Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И. Вавилов. Экспериментальное получениемутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 4.16. Селекция, ее методы. | Содержание учебного материала: Задачи современной селекции. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений в РФ. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 4.17. Селекция животных и микроорганизмов. | Содержание учебного материала: Генетические основы селекции животных и микроорганизмов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Раздел V. Эволюционное учение. | |||
Тема 5.1. Эволюционное учение. | Содержание учебного материала: Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Движущие силы эволюции. Естественный отбор и борьба за существование. Доказательства эволюции.Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Краткие сведения о додарвиновскомпериоде развития биологии.Эволюционное учение Ч. Дарвина. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Дарвинизм. Значение теории эволюции для развития естествознания.История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 5.2. Микроэволюция. | Содержание учебного материала: Микроэволюция. Видообразование. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 5.3. Вид и популяции. | Содержание учебного материала: Вид и его характеристика. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Генетика популяций. Основные характеристики популяций.Приспособленность организмов к среде обитания. Адаптации и их относительный характер. Понятие сорта растений и породыживотных. Факторы, вызывающие изменение численности популяции, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций. | |||
Тема 5.4. Факторы эволюции. Видообразование. | Содержание учебного материала: Факторы эволюции. Видообразование. Создание новых высокопродуктивныхпородживотных и сортов растений. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 5.5. Макроэволюция. Дивергенция и конвергенция. | Содержание учебного материала: Макроэволюция. Дивергенция и конвергенция. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов. | |||
Тема 5.6. Развитие органического мира и доказательства эволюции. | Содержание учебного материала: Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз,идеоадаптация. Соотношение различныхнаправленийэволюции.Биологическийпрогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направленияэволюции покрытосеменных, насекомых, птицимлекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий. | |||
Раздел VI. История развития жизни на Земле. | |||
Тема 6.1. Происхождение человека. | <
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд