Имеют ли педагоги-психологи право на досрочную пенсию?
В настоящее время основания для возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях»), действующим с 1 января 2015 г. (за исключением отдельных положений). Указанный закон пришел на смену Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях»).
Федеральный закон «О страховых пенсиях» сохранил право на досрочное назначение страховой пенсии по старости для некоторых категорий работников. Так, в силу п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного возраста (55 лет женщины, 60 лет мужчины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 той же статьи списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 право педагогических работников на пенсию определяется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее — Список должностей), и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее — Правила исчисления), утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Следует отметить, что эти же документы применялись для определения права педагогических работников на пенсию и во время действия Федерального закона «О трудовых пенсиях», чем обусловлено использование в них той же терминологии. Вступивший в силу новый закон, регулирующий назначение пенсий, принципиально ничего не изменил для педагогических работников.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления в стаж засчитываются периоды работы на должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. Такая работа в течение 25 лет и более дает лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом положений Правил исчисления.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей предусмотрена должность педагога-психолога, работа на которой согласно п. 11 Правил исчисления засчитывается в стаж работы:
· в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей;
· специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей;
· специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей;
· образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей;
· учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей.
Таким образом, право на досрочную пенсию имеют только те педагоги-психологи, которые работали в указанных организациях.
№ | Пункт Списка должностей | Организации, стаж работы в которых дает право для назначения досрочной страховой пенсии |
1.3 | Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: • школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; • детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии; • детский дом-школа; детский дом семейного типа | |
1.5 | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. В названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: «I вида», «II вида», «III вида», «IV вида», «V вида», «VI вида», «VII вида», «VIII вида»; детский сад; начальная школа (школа) — детский сад; школа; школа-интернат; училище | |
1.6 | Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа: школа (в том числе коррекционная закрытого типа); училище (в том числе коррекционное закрытого типа) | |
1.11 | Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: • центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; • центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; • центр социально-трудовой адаптации и профориентации; • центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения | |
1.13 | Учреждения социального обслуживания: • реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; • социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; • социальный приют для детей и подростков; • центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; • детский дом-интернат для умственно отсталых детей; • детский дом-интернат для детей с физическими недостатками |
Также следует учесть, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 869 в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций) Минтруд России устанавливает тождественность профессиональной деятельности, выполняемой до и после изменений.
На текущий момент тождественность профессиональной деятельности установлена следующими документами:
· приказом Минтруда России от 24.09.2015 № 661н;
· приказом Минтруда России от 01.09.2015 № 588н;
· приказом Минтруда России от 08.12.2015 № 1005н.
C.В. Чернов,
юрист-эксперт электронной системы «Образование»