МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Пензенский государственный университет
Педагогический институт им. В.Г. Белинского
Факультет педагогики, психологии и социальных наук | Кафедра «Изобразительное искусство и культурология» |
Обзор
на выставку «Искусство 2000-х»
Выполнил:
студентка гр. 18ЗНПХм1
Волынщикова И.В.
Преподаватель:
к.филос.н., доцент Мешкова Л.Н.
Пенза, 2020
Мною была проанализирована с помощью интернет-ресурсов выставка «Искусство 2000-х». Данный проект существовал с 2000-го по 2010-й года.
Для меня удивителен сам факт, что данный период приняли и разместили в стенах такого известного заведения, как Третьяковская галерея, тем самым признавая его как стоящий нашего внимания артпериод. Руководство будто последовало примеру своего основателя, ведь Павел Третьяков в свое время коллекционировал именно современное искусство.
Эта выставка - первая масштабная попытка осмыслить, чем ознаменовалось начало столетия для современного искусства России. Так же, благодаря некоторым работам мы можем окунуться в это, не совсем далекое время и понять, что чувствовали художники этого времени, какие проблемы их волновали, что было модно.
В Новой Третьяковке собраны работы более 30 художников и арт-групп, становление которых пришлось на первое десятилетие XXI века.
Экспозиция объединила как признанных классиков, так и совсем молодых художников, тогда только начинавших выставляться в крупных галереях. Благодаря этой выставке многие из них стали в разы известнее.
Выставку открывают работы одних из самых востребованных художников России, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
Знаменит по всему миру экспонат "Теннисистка" Олега Кулика. Девушка подпрыгнула, чтобы отбить мяч и застыла в воздухе. На первый взгляд это выглядит очень женственно. Но, если задуматься, она навечно застыла в этой напряженной позе, на пределе своих возможностей. Так же, в одном из видео-источников, увидев её ближе я рассмотрела множество швов, которые выглядят как огромные шрамы по всему телу. Мне сразу пришло в голову, что, возможно сейчас, данный экспонат сделали бы более аккуратно. Ведь, вряд ли, художник специально оставил эти швы…Возможно, у людей разбирающихся в искусстве лучше меня, совершенно другое мнение на этот счет, а меня это парящее в воздухе «чучело женщины» пугает.
Так же, привлекла моё внимание работа группы "Синие носы", которая повторяет всем нам известную выставку футуристов, на которой впервые демонстрировался "Черный квадрат". Только вместо высокого и интеллектуально насыщенного супрематизма Малевича зритель видит объекты предельно приземленные: хлеб, колбасу, и сыр.Тем не менее, экспозиция повторена почти полностью, лишь стул стоит у другой стены, но тут это вряд ли называть ошибкой, скорее, задумкой авторов.
А вот это мне понравилось больше всего! Анна Желудь представила инсталляцию "Кабинет". Питерская художница "рисует" различные пространства стальной проволокой и арматурой, создавая эфемерные и эстетически безупречные схемы. Возникает ощущение, что это набросок на цветной картинке и очень хочется изменить ракурс, обойти, встать в противоположном конце комнаты, чтобы увидеть данный экспонат с другой стороны.
Чеченский художник Алексей Каллима прославился в 2000-е своими брутальными монументальными полотнами. В Третьяковке представлена его работа "Извините, но по техническим причинам открытие выставки переносится".
Специально для выставки в Новой Третьяковке Валерий Чтак воссоздал одну из своих работ, имитирующих примитивистские граффити и простые комиксы, которыми пестрели газеты соцлагеря.
Привлекает то, что авторы 2000-х ищут художественные ситуации в жизни, в нашем быту, работе, офисе. Очень интересно увидеть в залах Третьяковки в качестве экспонатов пыль, поролоновые скульптуры, чучело человека, перформанс в бетоне, колбасный авангард, подводный новый год и телевизор для битья. Каждый из представленных художников отражает эпоху по-своему, у каждого свои, порой уникальные, выразительные средства.
Проект Третьяковской галереи исследует, как менялось российское искусство в 2000-е, демонстрирует то новое, что появилось в этот период.
Нулевой цикл 2000-х связан с попытками превратить современное искусство в один из важных и необходимых общественных явлений, включающих в себя различные конкурирующие программы. Молодые художники часто придерживались левых взглядов и пытались создать критическую платформу по отношению к победившему неолиберализму.
В одном из источников нашла фразу, которой можно закончить данный обзор «Данной выставкой музей говорит о важности анализа недавнего прошлого и продолжает преемственность традиций, заложенных П.М. Третьяковым, который собирал современное ему, актуальное искусство».
Использованные интернет-ресурсы:
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/iskusstvo-2000-kh/
https://artguide.com/posts/1531
https://www.youtube.com/watch?v=Hi3DAlfee60
https://www.youtube.com/watch?v=-o1igedzH_s
https://www.youtube.com/watch?v=dqLDzzDkQEo