Создание единого государства сопровождалось увеличением численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путём — предоставить воинам на время службы земельные владения. Когда в руки Ивана III попали обширные новгородские и тверские земли, то он стал переселять («испомешать») на них людей, которые находились у него на службе. Такие люди, испомещённые на новые земли, стали называться помещиками, а их владения — поместьями.
В отличие от вотчины, поместье — это условное держание, т. е. земля давалась человеку под условие несения им службы московскому князю и не передавалась по наследству. Помещик не имел также права ни продать, ни подарить свою землю. Земельные владения были небольшими и не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами.
Вместо дружин была создана единая военная организация — московское войско, основу которого составляли помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу вооружёнными, на коне да ещё привести с собой определённое количество вооружённых людей из числа своих холопов или крестьян — «конно, людно и оружно».
Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой людей, на которых они могли бы опираться. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства.
Значительную часть земельных владений в Московском государстве составляли боярские вотчины. Боярские роды владели своими землями не одну сотню лет. Их предки получили эти владения за службу от первых владимирских или московских князей. Сохранили свои земли и многие князья и бояре бывших самостоятельных княжеств. Вотчинники были менее зависимы от московского князя, чем помещики, и не всегда соглашались с его политикой.
Происходил рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, епископы усиленно скупали земли вотчинников, получали их как плату за долги. Но чаще всего церковь получала земли в дар. Люди того времени считали, что, подарив имущество церкви, можно замолить тем самым грехи и избежать ада.
Билет № 7
- Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Стр. 56-58 учебника.
- Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Стр. 194-199 учебника.
Билет № 8
- Культура Древней Руси в X-XI веках. Стр. 80-85.
- Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века. § 25 учебника
Билет № 9
- Быт и нравы Древней Руси (рассказать о системе земледелия, жизни населения Древней Руси, двоеверии). Стр. 14-15, стр.32-33, стр. 46-47 учебника.
- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. § 23 учебника.
Билет № 10
- Начало раздробления Древнерусского государства.
Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные центры достались трём старшим сыновьям. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславлъ. При этом князь наказал сыновьям жить в мире и согласии и слушаться старшего брата Изяслава как своего отца. Первое время сыновья Ярослава Мудрого правили согласно его заветам. Они создали новый свод законов — Правду Ярославичей. Этот документ предусматривал наказания за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.
Тем временем на южных границах Руси резко обострилась ситуация. Из глубин Азии в Причерноморские степи вторглись воинственные половецкие племена. Вытеснив печенегов, они заняли бескрайние степи между Доном и Днепром, дошли до византийских сторожевых крепостей на Дунае. Важную роль в жизни половцев, как и других кочевников, играли грабительские войны. Вооружённые луками и стрелами, саблями, арканами и копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, осыпая противника градом стрел. Так же стремительно они исчезали, оставляя на месте набега развалины и пожарища. Половцы уводили с собой многочисленных пленников, которых продавали потом на невольничьих рынках Востока.
В 1068 году половцы совершили крупный поход на Русь. Навстречу им вышли войска трёх русских князей — Ярославичей. Битва с половцами на реке Альте закончилась разгромом русской рати. Но когда Изяслав с остатками дружины вернулся в Киев, народ собрался на вече и решил продолжать войну. Для киевлян победа кочевников означала не просто военное разорение, по и невозможность продолжать выгодную торговлю с Византией, поскольку половцы перекрывали путь по Днепру на юг. Изяслав отказался подчиниться постановлению веча, мотивируя свой отказ усталостью дружины. Возмущённая толпа разграбила княжеский двор. Изяслав бежал к своему родственнику — польскому королю. Но вскоре, собрав в Польше большое войско, он вновь занял киевский престол.
Тем временем силу и популярность набирал второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав, сумевший отразить половецкий набег на свою землю. Заручившись поддержкой Всеволода Переяславского и киевского веча, он решил изгнать Изяслава из Киева. Началась бесконечная череда княжеских усобиц, в которую были втянуты сыновья, а затем и внуки Ярослава Мудрого.
Враждовавшие между собой князья нередко использовали в борьбе друг с другом половецкие отряды и польские полки.
В 1078 году киевским князем стал единственный оставшийся в живых сын Ярослава Всеволод. В последние годы своей жизни он всё чаще поручал ведение дел своему сыну Владимиру Мономаху. Но после смерти Всеволода в 1093 году киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк.
Пока князья враждовали между собой, половцы совершали набеги на Русскую землю. Они разграбили многие города и сёла, увели в плен огромное количество людей.
Любечский съезд князей.
Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Владимира Мономаха, который княжил тогда в Переяславле, в 1097 году внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. Они поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, — «каждый да держит отчину свою». Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества.
Решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены вскоре после их утверждения. Началась новая кровавая усобица, в которую была втянута вся Русская земля и даже её ближайшие соседи.
Тем не менее Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. Вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой стал Владимир Мономах, земли которого граничили с Половецкой степью. Весной 1111 года, собрав общерусскую рать, он нанёс половцам сокрушительный удар. Многие кочевники ушли в глубь степей. На южных границах Руси наступило относительное затишье.