1.Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1)осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство ираспространение информации;
2)применении информационных технологий;
3)обеспечении защиты информации.
2.Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения,возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности иприравненных к ним средств индивидуализации.
Основные понятия, используемые в настоящемФедеральном законе
Внастоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы ихпредставления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения,обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществлениятаких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данныхинформации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий итехнических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система,предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которойосуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либополучившее на основании закона или договора право разрешать или ограничиватьдоступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом,получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такуюинформацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
8) предоставление информации - действия, направленные на получениеинформации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругулиц;
9) распространение информации - действия, направленные на получениеинформации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенномукругу лиц;
10) электронное сообщение - информация, переданная или полученнаяпользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителепутем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такуюинформацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаяхее материальный носитель;
12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо,осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числепо обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Вопрос
Справочные правовые системы в Российской Федерации
В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.
Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. обновлением баз данных.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
Возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.
Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.
Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.
Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся: 1) объем информационного банка; 2) формирования пользовательской базы; 3) скорость поиска документов по базе; 4) актуальность информации и оперативность поступления документов; 5) степень аутентичности документов оригиналу; 6) юридическая обработка документов; 7) возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.
Особо следует отметить возможность использования гипертекста. Гипертекст – это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов. Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названию документа, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл. Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс» «Юсис», «Юристконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «Консультант Плюс», «Дело и право». При поиске по слову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова. Однако, например, программа «Юристконсульт» найдет нужные слова, даже если они стоят в другом падеже. Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс». Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС «Консультант Плюс» и «Гарант», или система ссылок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс». Возможность введения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».
Вопрос
КонсультантПлюс — компьютерная справочно-правовая система по законодательству России. Разрабатывается ЗАО «Консультант Плюс» и содержит более 11 млн документов.
Содержит три вида поиска:
Быстрый поиск
Он позволяет легко ввести запрос в одну строку и сразу получить результаты поиска в коротком списке документов (не более 50 документов).
Быстрый поиск представляет собой строку для ввода запроса (как в интернет-поисковиках).
Карточка поиска - одно из основных средств поиска документов.
Запросы на поиск документов строятся путем заполнения какого-либо поискового поля, либо комбинации полей.
В верхней части Карточки поиска расположены поисковые поля, по которым производится поиск документов.
Нижняя часть Карточки поиска служит для подключения/отключения разделов (а также информационных банков) при поиске документов во всех разделах или в отдельном разделе.
Поиск рекомендуется начинать с выбора разделов и информационных банков, среди документов которых будет проводиться поиск.
Для выбора основного раздела, в котором будет проводиться поиск (т.е. вызова специальной Карточки поиска того или иного раздела) служит кнопка "Поиск в разделе:", расположенная над поисковыми полями.
Правовой навигатор
Когда реквизиты неизвестны, а описать ситуацию можно лишь с помощью 1-2 слов, которые ей отвечают, рекомендуем воспользоваться Правовым навигатором. Система подберет подсказку в виде ключевых понятий - выбрав наиболее подходящие к вашей ситуации, вы получите подборку документов для решения конкретной правовой проблемы.
Вопрос
Структура информационного массива консультант +
Законодательство | Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти. |
Судебная практика | Судебные акты. Материалы по вопросам правоприменительной практики. |
Финансовые консультации | Консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования. Схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий. |
Комментарии законодательства | Комментарии к нормативным актам федерального законодательства. |
Формы документов | Типовые формы, бланки, образцы деловой документации. |
Законопроекты | Проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ. |
Международные правовые акты | Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации. |
Правовые акты по здравоохранению | Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности. |
Вопрос
Состав систем семейства
Имеются следующие системы, различающиеся качеством документов в базе (а также ценой). Начнем с систем семейства Законодательство.
Консультант Плюс: Эксперт
1. Все нормативные акты РФ.
2. Правовые акты разъяснительного характера.
3. Правоприменительный акт.
Консультант Плюс: Версия Проф
1. Все нормативные акты РФ.
2. Правовые акты разъяснительного характера, кроме узкоспециальных.
Консультант Плюс: Российское законодательство
1. Все нормативные акты РФ общего значения.
2. Важнейшие правовые акты разъяснительного характера.
Консультант Бухгалтер
1. Нормативные документы по бухучету и налогообложению РФ.
2. Документы, используемые при рассмотрении вопросов в бухгалтерской практике.
Консультант Плюс: Налоги, Бухучет
1. Нормативные акты по бухучету и налогообложению в РФ.
Кроме систем по Российскому законодательству, имеются системы по законодательству более 60 субъектов РФ – Консультант Плюс: Региональный выпуск, документы по всем субъектам объединены в – Консультант Плюс: Региональное законодательство.
Кроме этого имеются специализированные системы, предназначенные для людей определенных профессий, например: Консультант Бухгалтер, Консультант Финансист, Консультант Судебная практика, Консультант Арбитраж, Консультант Медицина, Фармацевтика; Деловые бумаги, Ценные бумаги.
«КонсультантПлюс: Студент» - это специальная версия популярной справочно-правовой системы, разработанная с целью поддержки российского образования. Предполагалось, что программный продукт, завоевавший доверие самых различных социальных групп, может быть полезен и в сфере профессионального образования. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и финансово-экономических дисциплин, практикующих юристов служит незаменимым банком актуальных сведений, поможет при подготовке к курсовым и дипломным работам.
Вопрос
Справочная правовая система «Гарант» содержит более 1 млн. 200 тыс. документов и комментариев к нормативным актам. Здесь представлены различные типы правовой информации: федеральное законодательство, правовые блоки по законодательству субъектов Российской Федерации.
В «Гаранте» реализован поиск документов по словосочетаниям, встречающимся в текстах, ускоренный контекстовый поиск, позволяющий практически находить документы, по словам, произвольно вводимым с клавиатуры, с возможностью прямого вхождения в текст документа в месте нахождения искомого слова (словосочетания).
СПС «Гарант» предоставляет пользователям «Гаранта» следующие возможности, среди которых можно отметить следующие:
1. Современный интерфейс — новый интерфейс системы «Гарант» создан в стиле современных офисных приложений (в частности, MS Office) и предоставляет пользователю возможность работать в привычной среде и применять знакомые методы и правила работы.
2. «Машина времени» — это возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной период. 3. Комментарии пользователей — в системе «Гарант» существует возможность дополнительного сопровождения текста собственными комментариями с гиперссылками на нормативные акты.
4. Документы на контроле — интересующие пользователя документы могут быть поставлены на контроль5. Графика в документе — если оригинальный текст документа сопровождается графическими изображениями, то они встраиваются в электронный вариант документа системы и для их просмотра не требуется открывать дополнительное окно.
6. История работы — новая версия системы запоминает все действия, проделанные пользователем в течение текущего сеанса работы: составление поисковых запросов, построение списков, просмотр документов и т.д.
7. Примечания к папкам и закладкам — пользователь системы «Гарант» может сохранять результаты своей работы в папки, чтобы обращаться к ним в будущем.
8. Обмен результатами работы — для того чтобы пользователи могли легко и просто обмениваться с коллегами результатами работы, предусмотрена возможность открывать доступ другим пользователям сетевой версии к их папкам. Круг пользователей, для которых открывается доступ к папкам, определяется самостоятельно.
9. Обновление без прекращения работы — пользователь может не прерывать свою работу во время обновления данных. Информация обновляется в фоновом режиме, и после завершения этого процесса система сразу же переключается на обновленную версию. Система «Гарант» поставляется в локальной и сетевой версиях и работает под управлением операционной системы Windows.
Отличительная особенность оболочки «Гарант» — эффективная система паковки, которая обеспечивает степень сжатия баз данных, сопоставимую с результатами использования широко известных архиваторов последних версий, но в то же время не оказывает влияния на скорость поиска.
Сервисная поддержка пользователей системы «Гарант» включает:
• формирование индивидуального информационно-правового комплекта для каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные предложения для бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных, фармацевтических и медицинских организаций;
• регулярное обновление информации;
• поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;
• горячая линия поддержки — консультации и разъяснения специалистов по работе с системой «Гарант»;
Вопрос
В настоящее время в развитии всех справочно-правовых систем проявляются сходные тенденции - расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:
· объем информационного банка;
· формирования пользовательской базы;
· скорость поиска документов по базе;
· актуальность информации и оперативность поступления документов;
· степень аутентичности документов оригиналу;
· юридическая обработка документов;
· возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.
Справочно-правовые системы «Кодекс» разработаны информационно-правовым консорциумом «Кодекс» (Санкт-Петербург).
Системы «Кодекс» объединяют документы российского и регионального законодательства, судебной практики, образцы правовых и деловых документов, формы отчетности, справочные материалы, консультации, комментарий и другую информацию, необходимую в работе современных профессионалов.
В настоящее время в банке документов «Кодекс» содержится более 1 млн. документов. Среди разработок консорциума «Кодекс»:
· профессиональные юридические системы, содержащие документы федерального и регионального законодательства, судебную практику, образцы правовых и деловых документов, формы отчетности, справочные материалы, консультации, комментарии и другие материалы, необходимые для работы любому профессионалу - «Законодательство России», «Региональное законодательство», «Международное право», «Бухгалтерский учет и налогообложение организаций» и др.;
· специализированные справочные системы, включающие действующие на территории России нормы, правила и стандарты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д.), - «Стройэксперт-Кодекс», «Эксперт: ТЭК», «Нормы, правила, стандарты России» и др.;
· технологии работы с документами и информацией: корпоративные системы электронного документооборота и делопроизводства, системы информационной поддержки законотворческой деятельности, автоматизированные системы судопроизводства и др. «Кодекс: Документооборот», «Кодекс: Судопроизводство», «Кодекс: Законопроект» и др.
Основные возможности справочно-правовой системы «Кодекс»:
1. Единое информационное пространство является главенствующим принципом, который объединяет весь спектр информационно-правовых и программных продуктов, выпускаемых под маркой «Кодекс». 2В справочно-правовой системе «Кодекс» существует несколько видов поиска:
· поиск по ситуации;
· интеллектуальный поиск
· атрибутный поиск (поиск по заданным характеристикам: название, номер, вид документа);
· интегрированные поисковые сервисы.
Вопрос
Составляющие информационной безопасности России и основные угрозы в данной сфере. 9 сентября 2000 г. распоряжением Президента Российской Федерации Пр-1895 была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, которая призвана обеспечить баланс интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Этот документ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине раскрываются понятия и термины, связанные с информационной безопасностью, рассматриваются особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности государства, дается классификация угроз информационной безопасности.
В соответствии с этой Доктриной под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Доктрина выделяет основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
Вопрос 13 14 15
Информация является изначально слабозащищенным ресурсом и поэтому представляется чрезвычайно важным принимать повышенные меры ее защиты. На общегосударственном уровне защита информации должна обеспечиваться в соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации, сформулированной в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».
Защита информации являлась проблемой на разных этапах развития человечества. Бурное развитие информационных технологий сделало эту проблему особенно актуальной и острой.
Одна из тенденций, характеризующая развитие современных информационных технологий, – рост числа компьютерных преступлений и связанных с ними материальных потерь. Сегодня появилась новая современная технология – технология защиты информации в компьютерных информационных системах и в сетях передачи данных.
Среди причин активизации компьютерных преступлений отмечают:
• переход от традиционной «бумажной» технологии хранения и передачи сведений на электронную и недостаточное при этом развитие технологии защиты информации;
• объединение вычислительных систем, создание глобальных сетей и расширение доступа к информационным ресурсам;
• увеличение сложности программных средств и связанное с этим уменьшение их надежности и увеличение числа уязвимых мест.
Любое современное предприятие должно создать условия для надежного функционирования системы защиты собственной информации.
Под угрозой безопасности информации понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также соответствующие программные и аппаратные средства.
К основным угрозам безопасности информации относят:
• раскрытие конфиденциальности информации (несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов и т.д.);
• компрометация информации (например, несанкционированные изменения базы данных и т.п.);
• несанкционированное использование информационных ресурсов;
• ошибочное использование информационных ресурсов;
• несанкционированный обмен информацией;
• отказ от информации (состоит в непризнании получателем или отправителем информации фактов ее получения или отправления, что позволяет, например, одной из сторон расторгать заключенные финансовые соглашения «техническим» путем, формально не отказываясь от них и нанося тем самым второй стороне ущерб);
• отказ в обслуживании (например, задержка с предоставлением информации может привести к неприятным последствиям для абонента информационной системы).
Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации, являются:
• перехват электронных излучений;
• применение подслушивающих устройств;
• перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;
• хищение носителей информации и документальных отходов;
• чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;
• копирование носителей информации с преодолением мер защиты;
• маскировка под зарегистрированного пользователя;
• использование программных ловушек;
• незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи;
• злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;
• внедрение и использование компьютерных вирусов и т.д..
Защита информации – деятельность, направленная на сохранение государственной, служебной, коммерческой или личной тайн, а также на сохранение носителей информации любого содержания.
Система защиты информации – комплекс организационных и технических мероприятий по защите информации, проводимых на объекте управления с применением средств и способов в соответствии с концепцией, целью и замыслом защиты.
Для решения проблемы защиты информации основными средствами защиты информации принято считать:
1) технические средства – реализуются в виде электрических, электромеханических, электронных устройств. Всю совокупность технических средств принято делить на:
Ÿ аппаратные – устройства, встраиваемые непосредственно в аппаратуру, или устройства, которые сопрягаются с аппаратурой систем обработки данных по стандартному интерфейсу (схемы контроля информации по четности, схемы защиты полей памяти по ключу, специальные регистры);
Ÿ физические – реализуются в виде автономных устройств и систем (электронно-механическое оборудование охранной сигнализации и наблюдения и т.п.);
2) программные средства – программы, специально предназначенные для выполнения функций, связанных с защитой информации.
3) организационные средства – организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации систем обработки данных для обеспечения защиты информации;
4) законодательные средства – законодательные акты страны, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
Однако эти способы не обеспечивают надежной защиты информации, поэтому рекомендуется использовать дополнительные способы защиты информации.
Управление доступом, включающее следующие функции защиты:
Ÿ идентификацию пользователя (присвоение персонального имени, кода, пароля и опознание пользователя по предъявленному идентификатору);
Ÿ проверку полномочий, соответствие дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту;
Ÿ разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
Ÿ регистрацию обращений к защищаемым ресурсам;
Ÿ реагирование (задержка работ, отказ, отключение, сигнализация) при попытках несанкционированных действий.
Маскировка – способ защиты информации в системах обработки данных путем ее криптографического шифрования. При передаче информации по линиям связи большой протяженности криптографическое закрытие является единственным способом ее надежной защиты.
Механизм цифровой подписи, основывающийся на алгоритмах шифрования и включающий две процедуры: формирование подписи отправителя и ее распознавание (верификацию) получателем и др.
Вопрос
Для повышения эффективности коммуникации и эффективности производственной деятельности в целом, необходим определенный уровень владения техникой информирования.
При этом действуют следующие принципы:
- информация должна быть обыкновенной: она должна правильно отражать факты и числовые данные (во избежание искажения информации);
- информация должна быть достаточно полной: по ее содержанию не должно возникать дополнительных вопросов или неясностей;
- информация должна быть удобной для обработки: ее можно поставить на учет без излишних затрат времени и энергии;
- информация должна быть своевременной: получатель должен иметь возможность учитывать ее при принятии решений и в своих действиях.
Нужно заботиться о том, чтобы информация не осталась без внимания, а служил бы исходной базой для дальнейших действий и решений получателя.
Виды информации бывают устные и письменные. Каждый имеет свои преимущества и недостатки, которые в любой ситуации должны тщательно взвешиваться. Уместной может оказаться комбинация того и другого.
14.1.1. Устная информация
Основные преимущества устной информации заключаются в следующем:
- она экономит время, особенно когда речь идет об одном информируемом подразделении;
- она позволяет составить в процессе беседы обобщенную картину событий и уточнить неясности путем постановки вопросов;
- часто устная информация является основанием для ответной информации, позволяющей дополнить общую картину;
- при устном информировании часто возникают новые точки соприкосновения, которые могут иметь большое значение для сути изложения проблемы и послужить источником оригинальных идей. В процессе обсуждения информация может анализироваться с самых различных позиций;
- такая информация позволяет сразу же принять необходимое решение.
Основные недостатки устной информации:
- устной информацией легче манипулировать, чем письменной, поскольку позднее трудно доказать о ее содержании;
- она легко забывается, прежде всего, тогда, когда дается в неподходящий момент. Многие важные моменты могут забываться;
- она не оставляет следов. Ее нельзя воспользоваться еще раз;
- она малопригодна для дальнейшей передачи цифровых и технических данных, поскольку могут легко возникнуть ошибки при передаче или же собеседники не в состоянии заполнить и обработать такие данные.
Вопрос
Правовые проблемы сети интернет
На первый взгляд может показаться что российское Интернет-пространство существует и развивается в рамках правового поля и соответствует действующему в Российской Федерации законодательству. Но это только на первый...
Среди пользователей и провайдеров сети Интернет превалирует мнение о том, что «всё и так есть и работает», а законодательная база Российского интернет-пространства нужна только «юристам, которые очень любят писать законы, а потом их читать».
На самом деле, правовая база Российского интернет-пространства крайне мала, большинство вопросов и ситуаций не имеют законодательного закрепления.
До настоящего момента остаются не урегулированными вопросы ответственности за незаконное использование в интернет-пространстве статей, книг, программ, авторы которых не только не получают плату за использование своих произведений, но и зачастую не знают о незаконном использовании их прав.
Интернет — уникальное объединение международных, национальных и локальных компьютерных сетей, организационно не являющееся чем-то единым целым. У него нет ни владельца, ни обособленного имущества, ни управляющего центра. Это не компания, зарегистрированная в какой-либо стране, и не международная организация.
Для правового регулирования имеет существенное значение вопрос о юридической природе Интернет. Исходя из анализа складывающихся отношений, следует сделать вывод, что Интернет — проблема — неправовая проблема.
Основными правовыми проблемами Интернет в России являются:
- проникновение в системы, в т.ч. системы управления;
- нарушение авторских прав и прав интеллектуальной собственности;
- распространение информации, оказывающей негативное влияние на различные аспекты современной жизнедеятельности, в том числе бесконтрольное распространение оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет и доступ к ним детей;
- распространение недобросовестной, а зачастую просто лживой рекламной информации, рекламы и различных объявлений;
- несанкционированный доступ к коммерческой и конфиденциальной информации юридических и физических лиц и органов власти и управления;
- мошеннические операции с построением по типу пирамидальных мошеннических структур;
- нарушение прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена.
Вопрос
способы защиты интеллектуальной собственности в Интернет.
Законы об авторских правах распространяются и на Интернет. Нет никаких ограничений или специальных оговорок о том, что в Интернет нормы авторского права действуют как-то иначе. В глазах закона об авторских правах нет разницы - опубликована фотография авторская работа в журнале или на web-сайте.
Размещая свои работы в Интернет, авторы сохраняют на них все права. Люди выставляют в Интернет свои статьи или фотографии для того, чтобы другие могли ознакомиться с ними, а не для того, чтобы они могли делать с ними все, что хотят. Автору принадлежит эксклюзивное право решать, как его работа будет использована. Если автор не указал, что разрешает свободно использовать свою работу, следует считать, что такого разрешения нет, и работу копировать нельзя.
Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличается от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Проблема не в том, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений в копировании, а в том, что "пока никто не пытался пресечь их нарушение имеющимися в нашем распоряжении законодательными средствами" [9].
Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет может распадаться на ряд направлений, соответствующих некоторым направлениям, охраняемым авторским правом и правом промышленной собственности [21]:
защита прав на текстовое содержание (контент) сайта - как объект авторского права на литературное произведение;
защита прав на графические элементы (дизайн сайта) - как объект авторского права на графическое произведение;
защита прав на доменное имя - как объект права на торговую марку или фирменное наименование;
защита прав на сайт как на программное обеспечение - как объект авторского права на программу для ЭВМ.
Вопрос
под персональными данными (ПДн) принято понимать информацию, которая прямо или косвенно касается определённому (или определяемому) лицу (оно же – субъект ПДн). Что это за информация? Под данное понятие подходят такие сведения, как ФИО, возраст и пол субъекта, место проживания, его антропометрические данные и сведения о национальности, семейное положение и любая другая информация, позволяющая идентифицировать человека.
А ведь ПДн могут использовать не только для идентификации, но и для преступных (и не совсем) целей. Если защита персональных данных в интернете не организована должным образом, и допущена их утечка, эти сведения могут быть использованы злоумышленниками как угодно. Вот только несколько примеров такого злоупотребления:
· Подлог сведений с целью выполнения каких-либо действий. Одно дело, когда ваши данные будут использованы, например, для безобидной регистрации в каком-то сервисе или социальной сети. И совсем другое, когда с помощью этого фейкового аккаунта будут совершаться мошеннические действия.
· Доступ к финансовым ресурсам субъекта защиты ПДн. Кредитные карты, электронные деньги, «денежные» аккаунты в онлайн играх. О всему эт