Стали ли мы лучше жить, после экономических преобразований?




План урока. Слайд 5

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач.

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка к восприятию нового материала.

5. Изучение новой темы.

а) сформулировать причины перестройки

б) «раскрыть понятие перестройка»

в) объяснение нового материала и задания учащимся

6. Закрепление ТЕСТ (с взаимопроверкой)

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей, задач, оборудование.

Цели: Слайд 3

  • Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.
  • Выделить причинно-следственные связи событий;
  • Формировать навыки анализа исторических документов;
  • Развивать умения использовать ИКТ на уроках;
  • Воспитывать чувство сопричастности к истории страны

Задачи: Слайд 4

  • Обучающая: 1)обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2) обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт», «самоокупаемость»; 4) понять суть экономических реформ.
  • Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с терминологией, понятиями.
  • 2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования, различные точки зрения и отношение к перестройке.
  • Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

 

На доске – Раздел: СССР на этапе перестройки.

Этому разделу мы посвятим несколько уроков, так как он охватывает длительный период (1985–1991г.г.) и разные сферы общественной жизни.

I. Проверка домашнего задания: выступление учащихся с сообщениями «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека» Слайд 6

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Истоки и причины перестройки. Слайд 7

Начало переменам было положено 11 марта 1985 года, избранием на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва.

Как вы считаете, почему личность М.С. Горбачёва вызывала симпатии со стороны общественности?

III. Выбор стратегии реформ Слайд 8

1. а) Объяснение нового материала «Предыстория перестройки».

б) Задание учащимся Слайд 9

В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.

Одна: не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Вторая: кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы.

Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».

Вопросы Слайд 10

Что вы думаете по этому поводу? К какой точке зрения вы склоняетесь? Аргументируйте свой ответ.

3. Объяснение нового материала. -- «Реформы в экономике». Слайд 11 - 12

Беседа с учащимися: Все ли элементы реформы политической системы отвечали потребности реформирования страны?

Экономические реформы сопровождались сопутствующими факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны.

Какие же конкретные результаты в социально-экономической сфере мы получили в ходе перестройки? Они отражены на слайде 13.

Задайте вопрос своим родителям и подумайте вместе с ними.

Стали ли мы лучше жить, после экономических преобразований?

4. Объяснение нового материала: -- «Реформа политической системы». Слайд 14 - 15.

Беседа с учащимися: -- Почему по мере развития гласности управлять ею становилась все труднее?

5. Объяснение нового материала: «Формирование многопартийности». Слайд 16

Постепенно было образовано множество партий и движений. При всем многообразии этих

партий, в центре борьбы оказались два направления – коммунистическое и либеральное.

Вопрос: В годы перестройки образовались какие партии?

6.Объяснение нового материала: - «Основные этапы перестройки» ….

1) С 1985 г. до начала 1987 г.

2) С января 1987 г. (январский Пленум ЦК) и до выборов на съезд народных депутатов весной 1989 г.

3) С весны 1989 г. по лето 1990 г.

4) С лета 1990 г. по осень 1991 г. – конец перестройки: Слайд 17

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр.316-317).

Задание: Проследите этапы перестройки и оцените их результативность.

7. Объяснение нового материала: Обострение национального вопроса в СССР. Слайд 18

Важнейшим фактором кризиса «верхов» усиление национальных движений, возглавивших борьбу против союзного Центра и власти КПСС.

Задание учащимся:

а) Задание для учащихся: выписать из учебника причины обострения межнациональных отношений в СССР.

б) Назовите в каких регионах начались межнациональные войны?

8. Объяснение нового материала: -- «Парад суверенитетов». Слайд 19 - 20.

Задание учащимся: Какие из нижеперечисленных причин вы поставили бы на первое место, считая их основными причинами обострения межнациональных отношений в нашей стране?

1. Безответственное размещение производственных сил и диктат ведомств.

2. Репрессии в отношении целых народов в период культа личности Сталина.

3. Забвение здоровых традиций народа, недостаток внимания к национальной истории, языку и культуре.

4. Амбиции местных национальных лидеров.

5. Административно – командная система.

9. -- Объяснение нового материала – «Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия». Слайд 21 – 24.

-- Беседа с учащимися: Как вы считаете, возможен ли был возврат к прежним порядкам?

-- Задание учащимся: Среди причин поражения путча обычно называют следующие:

ü Демократические реформы не прошли даром – в стране сформировались политические силы, способные отстаивать свободу и дать отпор заговорщикам;

ü Мужество защитников «Белого дома»;

ü Решительные действия президента России;

ü Категорический отказ Горбачева уступить заговорщикам;

ü Отказ армии поддержать заговор;

ü Негативная реакция республик, опасавшихся потерять едва обретенную независимость;

ü Неодобрение мирового сообщества;

ü Отсутствие у заговорщиков признанного вождя, способного взять на себя ответственность за кровопролитие.

Вопросы Слайд 25

Согласны ли вы с приведенными причинами? Расположите их по степени значимости.

 

10. Объяснение нового материала: -- «Распад СССР и его причины» Слайд 26 - 30

Беседа с учащимися: -- Была ли возможность предотвратить распад СССР? Закономерен ли такой результат? Как можно оценить итоги перестройки?

11. Объяснение нового материала – «Последствия распада СССР» Слайд 31 – 33.

 

5. Закрепление: Тест.

1.Выберите основную причину перехода СССР к перестройке:

а) резкое обострение международной обстановки

б) затяжной экономический и политический кризис в стране

в) массовые демонстрации населения.

2. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике;

3. К чему привела экономическая реформа в 1990 году:

а) увеличению золотого запаса страны;

б) увеличению производства в сельском хозяйстве;

в) к нормированному распределению продуктов;

г) увеличению валового национального продукта.

4. Основные причины обострения межнациональных отношений в СССР:

а) недостаток внимания центральной власти к национальным проблемам;

б) амбиции местных национальных лидеров;

в) неудача экономических реформ;

г) влияние войны в Чечне;

д) ослабление центральной власти.

5. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.?
а) Чернобыльская катастрофа;
б) попытка государственного переворота («путч»);
в) всероссийская забастовка

6. Какие республики СССР приняли участие в подписании «Беловежского соглашения» 8 декабря 1991 г.?

а) Россия, Казахстан, Белоруссия;
б) Украина, Россия, Армения;
в) Россия, Украина, Белоруссия.

 

Ученики обмениваются результатами теста, и идёт взаимная проверка со слайда 13

 

Ответы: 1 – б; 2 – а, 3 - в; 4 – а, б, д; 5 – б; 6 – а.

 

6. Подведение итогов:

Беседа с учащимися: Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Учащиеся: Что такое перестройка, экономические реформы периода перестройки, сопутствующие факторы, результаты…

Выставление оценок.

III. Домашнее задание:

-- § 48;

-- знать основные понятия темы;

-- сформулировать

· Позитивные результаты перестройки;

· Негативные последствия перестроечных процессов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: