При нажатии кнопки «Влево» происходит втягивание сердечника контактора КМ 1 и замыкание его силовой части, двигатель приходит во вращение.
Если необходимо остановить электродвигатель, то нажимаем кнопку «Стоп», которая в свою очередь полностью обесточивает управляющую цепь контактора и он приходит в исходное положение (разрывает контакты силовой части).
Двигатель отключается.
Если же необходимо включить двигатель в обратную сторону (реверс), то при нажатии кнопки «Вправо» привод отключает контакт КМ1.2 или КМ2.2 (в зависимости от ситуации, что раньше было включено), и после отключения задействуется управляющая цепь другого контактора и на двигателе включается реверсивный режим.
ВАЖНО! – при монтаже управляющих цепей необходимо на клавиши подавать фазу а не ноль. Это необходимо делать в целях безопасности. Ведь в случае обслуживания электрических цепей провода будут под фазным потенциалом.
Контакторы, кабеля и автоматические выключатели необходимо выбирать в соответствии с характеристиками электродвигателя (учитывать пусковые и рабочие токи). Данная информация всегда наносится на сам контактор. А характеристики двигателя вы можете найти на технической табличке приделанной к двигателю.
Также необходимо всегда смотреть на какой ток рассчитана катушка контактора во избежании поломки (сгорания).
Необходимо обращать внимание на схему контактора, ведь они имеют как нормально замкнутые так и нормально разомкнутые контакты. (Нормально разомкнутые чаще всего имеют приставки к контакторам, устанавливаемые сверху).
Классы чувствительности автоматических выключателей (АВ).
А – срабатывает при превышении номинального тока на 30% (применяется для защиты управляющих цепей контакторов).
В – срабатывает при превышении номинального тока на 200%.
С - срабатывает при превышении номинального тока в 5 раз от номинального значения автоматического выключателя.
D - срабатывает при превышении номинального тока в 10 раз от номинального значения автоматического выключателя.
Таблица выбора кабеля по току. (Таблица 1)
На управляющие цепи контакторов подойдут кабеля сечением 1.5 мм2 (Cu) и 2.5 (Al).
Выбор (расчёт) нужного сечения кабеля под нагрузку
Расчёт силы тока исходя из мощности и напряжения
Формула - I = W/U.
Практическая часть
Задача №1
Дан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 2 кВт подключенный к трёхфазной сети 380V. Определите силу тока и подберите кабель соответствующего сечения способного выдержать нагрузку электродвигателя.
Дано:
U=380V
W=2кВт
I=?
Варианты:
Напряжение электродвигателя | Мощность | |
380V | 4kWt | |
380V | 6k | |
380V | 15kWT | |
380V | 20kWt | |
380V | 40kWt | |
220V | 1.5kWt | |
220V | 8kWt | |
220V | 18kWt | |
220V | 45kWt |
Решение:
Найдём силу тока проходящую через двигатель, переведём киловатты в ватты (1кВт=1000Вт)
1)2кВт*1000Вт = 2000Вт
2) 2000Вт: 380V = 5.26А. (Потребляет асинхронный двигатель в номинальном режиме).
Исходя из Таблицы 1 мы видим, что для нашего двигателя необходим кабель сечением 1.5мм2 (Cu) – (Данный кабель может выдержать 16А при напряжении 380V) или 2.5мм2 (Al) – (Данный кабель может выдержать 19А при напряжении 380V). Оба кабеля способны выдержать нагрузку этого асинхронного двигателя. Кабели выбраны с большим запасом по мощности и способны вынести как номинальный так и пусковой токи.
Задача №2
Дан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. При его подключении электрик соединил его обмотки в треугольник и подключил его к сети, после запуска двигателя амперметр начал показывать значение 200А. Определите, какого сечения кабель использовал электрик чтобы подключить данный двигатель и высчитайте его мощность, а также определите от какой сети запитан двигатель.
Варианты:
№ Варианта | Сила тока (I) | Способ соединения обмоток |
Звезда | ||
Треугольник | ||
Треугольник | ||
Звезда | ||
Звезда | ||
Треугольник | ||
Звезда | ||
Звезда | ||
Треугольник |
Решение:
При подключении к сети 380V обмотки соединяются в звезду, а при подключении к сети 220V – в треугольник с включением в обмоточный сектор пускового конденсатора.
Т.к электрик соединил обмотки в звезду, то напряжение поданное на двигатель составляет 380V.
Формула мощности
P=U*I
P=220*200=44000Вт=44kWt
Согласно таблице 1 для двигателя мощностью 44kWt необходим кабель с сечением 70мм2 (Cu) и 120мм2 (Al). Сечение берется с небольшим запасом, чтобы кабель работал не на пределе, а также с учётом температуры окр.среды и способа прокладки.
Задача №3.
На фабрику был доставлен асинхронный двигатель мощностью 13kWT. В щит куда он будет подключен находится под напряжением 380V. Определите тип соединения обмоток в двигателе, силу тока в номинальном режиме и рассчитайте сечение кабеля для подключения двигателя к силовой части реверсивного пускателя.
Варианты:
№ Варианта | Напряжение электродвигателя | Мощность |
380V | 20 kWt | |
220V | 29 kWt | |
220V | 50 kWt | |
380V | 150 kWt | |
220V | 2 kWt | |
380V | 69 kWt | |
220V | 24 kWt | |
380V | 100 kWt | |
380V | 9 kWt |
Решение:
При подключении к сети 380V обмотки соединяются в звезду, а при подключении к сети 220V – в треугольник с включением в обмоточный сектор пускового конденсатора.
В нашем случае 380V. Значит обмотки соединяются в «звезду».
1кВт-1000Вт
1) 13кВт*1000=13000.
2) 13000: 380 = 34.2А. (Двигатель потребляет в номинальном режиме)
Исходя из Таблицы 1 для асинхронного двигателя потребляющего 34.2 А и работающего от сети 380V необходим кабель сечением 6мм2 (Cu) и 10мм2 (Al).
Вывод: При подключении электродвигателя через реверсивный электромагнитный пускатель необходимо знать схему подключения, знать принцип работы компонентов данной схемы, и уметь делать расчёты для правильного выбора коммутационной аппаратуры (также знать свойства автоматических выключателей), а также для правильной подборки проводника (кабеля).