План
Литературно-художественного анализа произведения(сказки)
1. Название произведения, жанр(вид для сказки) (автор для авторскихп роизведений)
2. Тема(о ком,чём- по основным событиям)
3. Идея(ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев(цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения
(особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)
6. Выводы- значение в работе с детьми
«Сивка- Бурка».
Русская народная сказка (волшебная)
Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.
Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Характеристики главных героев:
Иван-дурак: Третий сын в семье,самый младший. В семье его не любят,высмеивают: «Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»
Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует,вора дожидается».
Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:
«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».
«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам... Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»
Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».
В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.
Сивка-Бурка:
Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»
Исполняет все приказы своего хозяина:
-Что угодно,Иванушка?
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка
-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай
Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти...».
Три раза звал Иванушка к себе коня,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
5. Диалоги: « Что угодно,Иванушка. –
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»
6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»
7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»
8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.
«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»
Характеристика языка:
Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: «Эва,какие грибки хорошие!»
«Куда тебе, дурню!Людей,что ли,хочешь смешить?»
Разговорный: «экий», «дурень»
Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»
Преувеличение(гипербола): « Народу видимо –невидимо»
Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.
Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость