Урок № 8
Тема: Культура и религия
Цели и задачи урока: способствовать формированию у учащихся представлений о роли религии в развитии культуры, о взаимосвязи культуры и религии; формирование у Тучащихся уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества;
Ориентированные на достижение предметных результатов:
Cформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи.
Ориентированные на достижение метапредметных результатов:
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся;
Cпособствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ориентированные на достижение личностных результатов:
Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Тип урока: урок-рассуждение.
Методы: иллюстративно-репродуктивный, беседа, работа с иллюстрациями.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: Ноутбук, проектор
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
- Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир культуры и религии.
Познакомимся с понятием культура, религия; рассмотрим взаимосвязь понятий культура и религия. В конце урока ответим на вопросы:
-Есть ли связь между религией и культурой? И играет ли религия какую-либо роль в развитии культуры страны?
2.Актуализация опорных знаний
Слова учителя:
- В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести».
- Вспомните, что мы называем культурой?
-На какие части делится культура? Что относится к памятникам материальной культуры? Что мы имеем в виду, когда говорим «памятники духовной культуры»?
(Ответы детей)
-Правильно, как сказано в определении: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории». Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
Игра.
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой,
а 2-й команде – с духовной культурой.
Слова учителя:
Послушайте стихотворение:
Неважно, как ты кличешь свою веру,
Как нареклась религия твоя.
Лишь веру верой надо мерить,
На вере верно каждому стоять.
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О религии)
- Верно. Назовите тему урока. Какие задачи мы будем решать на уроке?
Изучение нового материала. Беседа.
Слова учителя:
Есть правила, общие для всех, но люди могут объяснять их по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то легко можно найти признаки того, что люди верили в божества.
Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.
К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
Третьих просили о помощи в беде и болезни.
Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия». По одной из версий,известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, который можно перевести как «связывать», «соединять», поэтому религию он определял как союз человека с Богом.
Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare и трактуют этот термин следующим образом: «Религия — это мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов. Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру».
Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. В России проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. Все граждане Российской Федерации имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям».
Сообщение ученика. В России наиболее крупные народы с численностью более
1 млн человек - это русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Распространение русского населения характерно в Российской Федерации только для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в это же время все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения. На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва. В Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы. На Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки. В Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи. В Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы. В Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки. На Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.
Слова учителя:
- Объединившись на территории одного государства все вышеперечисленные народы живут бок о бок годами, десятками и сотнями лет. Каждый народ привнес свои обычаи, традиции, язык и самобытную культуру. Каждый народ уникален в своих проявлениях, не говоря уже об оттенке кожи, форме и цвете глаз и т.д. Однако, несмотря на все различия, существует особая связь между определенными народностями, и эта связь называется религией.
Каждая мировая религия- христианство, ислам и буддизм, и национальная религия –иудаизм,- имеет более чем тысячелетнюю историю. Их основатели: Иисус Христос (христианство), пророк Магомед (ислам), Сиддхартха Гуатама (буддизм), пророк Моисей (иудаизм).
Христианство зародилось в 1 веке н.э. Корни его в иудаизме, что возник почти на тысячелетие раньше. Делится христианство на три направления: католицизм, протестантизм и православие. В основе верования христиан лежит вера в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа, в искупительную жертву Иисуса Христа, в ангелов и демонов и в загробную жизнь.
Большая часть верующих россиян — православные христиане. В основном это — русские, а также осетины, армяне, мордва, марийцы, карелы, коми, якуты. Небольшая часть верующих христиан — католики и протестанты.
Ислам - самая молодая из мировых религий. Зародилась в VII веке, к 662 году н.э в Аравии. Мусульмане веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Очень большое внимание направлено на соблюдение традиций и религиозных обрядов - каждый мусульманин обязан совершать салят (ежедневную пятикратную молитву), соблюдать пост в Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.
Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Северного Кавказа, кроме осетин.
Буддизм - одна из самых древних религий. История буддизма - это более 2,5 тыс.лет. Возник в Индии. Основоположник - Сиддхартха Гуатама. Личность Бога в буддизме имеет не такую значимую роль, как состояние нирваны, которого пытаются достичь верующие. В достижении этой цели помогают медитации, которые помогают отрешиться от земных благ и направить все силы на душевное состояние. Отличием буддизма от других основных религий мира является то, что каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение. Буддизм исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки.
Религия иудаизм была сформирована во втором тысячелетии до нашей эры, она является национальным вероисповеданием евреев. Большинство последователей проживает в Соединенных Штатах Америки (5,6 миллиона) и в Израиле (4,7 миллиона).
Главное в иудаизме — Заповеди, которые Бог дал Моисею. Это — монотеистическая религия. Главная религиозная книга в иудаизме — Тора, что в переводе означает «учение» или «закон». Иудеи живут на всей территории нашей страны, крупные религиозные общины есть в Москве.
- Итак, мы с вами определили ключевые понятия. Но мы еще не ответили на вопрос: как же связана религия с культурой?
Религия — это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества.
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру.
Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Древнегреческая мифология оказала большое влияние и на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир. Моцарт и многие другие композиторы, писатели и художники.
Библейские мифы, в том числе миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Наиболее распространенные темы в живописи: рождество и крещения Христа, тайная вечеря, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.
Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева - Софийский собор, был построен Ярославом Мудрым в XI веке. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.
Религия являлась богатым пластом мировой культуры, оказало огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.
Веды - это ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. На почве вед возникла и вся древнейшая индийская культура.
Библия, священная книга христиан, состоит из двух частей: Ветхого завета и Нового завета. Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Библии нашли отражение жизни древних народов - войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы.
Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлений, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в крае имеются великолепные храмы.
- А у нас в ауле есть храм? (есть, мечеть)
В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
В культуре мусульманских стран большое значение имеет каллиграфия – искусство красивого и изящного письма.
ВЫВОД:
- Связаны ли культура и религия между собой?
Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.
Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.