Б. Я ПЕТЕЛИН
ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Лекция
s*— *ш
Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел
ВОЛГОГРАД 1981
Печатается по постановлению
редакционно-иЗдательского совета
Высшей следственной школы МВД СССР
ПРЕДИСЛОВИЕ
В лекции рассмотрен один из теоретически интересных и* практически важных вопросов — психология осмотра места происшествия. Особое внимание уделено индивидуально-психологическим особенностям личности правонарушителя, которые выявляются в результате этого следственного действия.
Издание рассчитано на слушателей Высшей следственнбй школы МВД СССР и может быть полезным для практических работников органов внутренних дел.
Рукопись рецензировали кандидаты юридических наук Н.Л.Гранат и Д. П. Котов.
При осмотре места происшествия проявляются важнейшие профессиональные качества следователя: наблюдательность, широта и, глубина мышления, волевые качества, организаторские способности. Ошибки, допу-скаемые при осмотре места происшествия, в значительной степени объясняются психологической* сложностью данного следственного действия.
■Посредством органов чувств (первое место занимают зрительные анализаторы) следователь непосредственно воспринимает материальную обстановку места происшествия, отдельные предметы и следы. В ходе осмотра он, кроме того, должен решить целый ряд мыслительных задач разной сложности и руководить действиями остальных участников осмотра (понятых, специалистов, очевидцев, сотрудников оперативных аппаратов и т. д.). В судебной психологии осмотр места происшествия рассматривается к-ак источник получения информации о психологических особенностях и свойствах личности правонарушителя о мотиве, цели и других элементах психологической стороны преступного поведения.
34С721 П29
© Высшая следственная школа МВД СССР, 198.1
ВОСПРИЯТИЕ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
В ходе осмотра места происшествия следователь воспринимает его обстановку во всем многообразии. Главным при этом является выявление следов и обнаружение объектов, имеющих значение по делу. В ходе непосредственного восприятия следователю не всегда удается проанализировать свои ощущения, установить между ними логическую связь, соотнести с имеющимся опытом и т.д.
Только мышление (точнее, абстрактное мышление) следователя обеспечивает всестороннее исследование всех воспринятых явлений.
Осмотр с психологической точки зрения — это процесс непосредственного восприятия с элементами образного мышления. По завершению осмотра необходим анализ результатов, чтобы, опираясь на непосредственно воспринятые факты, понять, что произошло, какова была последовательность действий преступника, какие сведения о подозреваемом можно считать установленными, как полученные данные следует использовать в розыскных и доказательственных целях.
Выделение подобной аналитической стадии осмотра места происшествия позволяет максимально использовать возможности образного и абстрактного мышления следователя как инструментов исследования. Становится возможным восстановить в уме картину происшествия в целом, а затем на этой основе выявить механизм преступного событиями отдельных его эпизодов, а также признаки, по которым следует искать преступников.
Восприятие обстановки места происшествия — это отражение в сознании участников осмотра предметов и явлений, воздействующих на органы чувств. Восприятие отражает предметы и явления в целом, ощущения — лишь отдельные стороны предметов.
4 ч
Восприятие специалиста относится к интеллектуально-волевому виду восприятия. Например, для следствен' ного восприятия характерно активное (волевое) начало. Преимущественно эмоционально воспринимают обстановку места происшествия понятые, свидетели и потерпевшие. Заметим, что эмоции (испуг, удивление и т. д.), как правило, оказывают отрицательное воздействие на восприятие. Под влиянием эмоций изменяется внимание, полнота и правильность восприятия, * преувеличивается значимость воспринимаемого или наоборот, утрачивается часть деталей. Поэтому в ходе осмотра следователь должен сдержанно воспринимать все обнаруженное на месте происшествия. Эмоциональная сторона восприятия должна сознательно подавляться. Так, в ходе осмотра рану, обезобразившую голову трупа, надо воспринимать только как информацию о примененном орудии преступления (холодном или огнестрельном).
Почти вея информация, имеющая значение для дела, при осмотре, воспринимается зрительно1. Это означает, что зрение является главным каналом, по которому информация о месте происшествия поступает в мозг следователя. Зрительное восприятие в несколько раз быстрее, чем слуховое.
Однако возможности зрения ограничены. Следователь, как и другие участники осмотра, не может, к примеру, невооруженным глазом увидеть микроследы, оставленные на месте происшествия, на орудиях преступления, на иных объектах. Чтобы их воспринять, необходим микроскоп или лупа.
Органы чувств (в том числе зрение) могут давать и неадекватную информацию в силу целого ряда причин (например, близорукости, невнимательности, оптических иллюзий и т. д.). Поэтому необходимо знать возможности своих органов чувств. -Если они недостаточны, надо использовать инструментальные методы.
Каждое явление и предмет, с которым следователь встречается в ходе осмотра, имеет большое количество свойств и качеств. Следователь обращает внимание лишь
' Зрительная система доставляет до 90 % всей принимаемой человеком информации о внешнем мире. На втором месте стоит слух. Далее идут осязание, вкус и органические ощущения (см.: Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970. с. 5).
на те из них, которые могут понадобиться для установления истины по делу. Поясним это на примере. Как будет, скажем, восприниматься один и тот же берег реки командиром подразделения, организующим форсирование реки, капитаном корабля, который должен пристать к берегу, и следователем — при осмотре места обнаружения трупа?
Командир отметит, какова высота берега; есть ли на нем растительность для маскировки десанта, острова и отмели, облегчающие форсирование реки. Капитан корабля тот же участок реки воспримет иначе: отмели' и острова им будут отмечены как зоны, опасные для корабля. Место же с обрывистым берегом, вдоль которого, как правило, проходит фарватер, им будет восприниматься как наиболее подходящее для проводки судна. Следователь эти же элементы реки воспримет по-своему: участок высокого берега — как место, откуда потерпевший мог быть сброшен в реку. Он обследует характер и скорость течения реки, осмотрит острова и отмели в целях поиска следов, которые могли быть оставлены потерпевшим и преступниками.
Таким образом, результаты восприятия зависят от его целей, а также умения лица выделить то, что нужно для решения задачи. Умение выделять в воспринимаемых предметах и явлениях те свойства и качества, которые имеют значение для раскрытия преступления, называется следственной (профессиональной) наблюдательностью.
Следователь не просто воспринимает, а одновременно и определяет, что собой представляет обнаруженный след, кем или чем он может быть оставлен, как его изъять и использовать. Подобное восприятие,является элементом профессиональной наблюдательности следователя.
Велика роль индивидуальных особенностей восприятия места происшествия. Например, молодой следователь не всегда способен подметить то, что увидит более опытный. Здесь проявляется профессиональная избирательность восприятия. С учетом этой закономерности осмотр места происшествия целесообразно проводить группой.
Установлено, что при осмотре следственно-оперативной группой обнаруживается в два-три раза больше следов и объектов, имеющих доказательственное значение, чем при индивидуальном осмотре.
Отсюда следует рекомендация: места происшествия надо осматривать группой, с четким распределением функциональных обязанностей между следователем, сотрудником ОТО и инспектором УР.
На наш взгляд, следователю целесообразно вести поиск и фиксировать видимые следы и предметы, оставленные преступником (следы применения орудий преступления и сами орудия, забытые преступником предме-. ты, следы транспортных следов и т. д.). Специалисту-криминалисту лучше всего поручать обнаружение слабо видимых следов (рук, ног, обуви, орудий взлома, пред-метов-запахоносителей, следов-«наложений», объектов с микроследами) и их фиксацию. Работник УР должен изучать прилегающую местность,- проводить опрос свидетелей, организовывать преследование по горячим следам. Эффективность зрительного восприятия во многом зависит от прошлого опыта следователя, в частности, от наличия у него достаточного количества образных представлений о следах, орудиях преступления, характере взломов, положений убитого и т. д.
Одним из способов усиления возможностей восприятия является применение криминалистических научно: технических средств. С их помощью обнаруживаются следы (трупоискатель, металлоискатель, лампа УФО, щуп, магнит) либо выявляются количественные характеристики объектов (длина, масса и т. д.).
Научно-технические средства позволяют следователю далеко выходить за пределы возможностей его органов чувств, получать ценные сведения, которые иными способами установить невозможно.
При осмотре места происшествия следователь воспринимает объекты не изолированно, а как элементы единого события происшествия, совершенного на данном месте. Подобное восприятие помогает определить, каков характер происшествия, где находятся пути подхода правонарушителя и какова была последовательность его действий на месте происшествия.
Время, затраченное на восприятие отдельных объектов, определяет сам следователь. В ходе осмотра места происшествия не следует спешить, чтобы не пропустить ни одного предмета и следа, могущих помочь выявлению истины. Интенсивность активного восприятия ограничена
30 мин. Поэтому в ходе осмотра следует делать небольшие перерывы, а затем снова продолжать осмотр.
Вот пример, когда в 'ходе осмотра была достигнута необходимая полнота восприятия.
Следователь выехал на осмотр места пожара (сгорела часть столовой). Осмотр продолжался около десяти часов (с короткими перерывами). В результате удалось обнаружить основной очаг пожара, найти разбитую бутылку, с запахом керосина. Это позволило установить, что столовую подожгла буфетчица, стремясь скрыть хищение.
Нередко на месте происшествия приходится работать в условиях пониженной видимости: в дождь, снег, туман, ночью. При этом восприятие следователя и других участников осмотра, естественно, затрудняется. Местность может приобрести неузнаваемый характер, осложниться ориентирование, возникнуть трудности при определении расстояний. В этих случаях надо быстро выявить, зафиксировать и изъять отдельные, наиболее важные предметы и следы. После окончания дождя, снегопада, с наступлением рассвета (при отсутствии осветительной аппаратуры), т. е. когда можно воспринимать все элементы •обстановки, происшествия без помех, следует провести дополнительный осмотр места происшествия.
Бывает, что следователь осматривает место происшествия после внесения в обстановку ряда изменений (например, лицами, первыми прибывшими на место происшествия; врачом, оказавшим неотложную помощь потерпевшему, и т. д.). В этих случаях следователь и другие участники осмотра воспринимают обстановку места происшествия в преобразованном виде.
Путем допроса соответствующих лиц в дальнейшем выявляются изменения, внесенные в обстановку места происшествия. После этого бывает целесообразно провести повторный осмотр места происшествия с участием лиц, внесших изменения.
Осмотр предъявляет определенные требования к памяти следователя. Все воспринимаемое следователь должен запомнить, чтобы четко и логично воспроизвести в протоколе осмотра места происшествия. Этому помогают черновые записи и схемы, составляемые в процессе осмотра.
Основными качествами памяти, проявляющимися при осмотре, являются быстрота запоминания и точность воспроизведения воспринятого. В процессе работы память следователя как бы специализируется, становится профессиональной. Особенно хорошо должна быть развита зрительная, память. Это позволяет следователю даже спустя длительное время после осмотра места происшествия зримо представить взаимное расположение объектов и следов.
При осмотре происходит преднамеренное (произвольное) запоминание. Оно характеризуется избирательно-" стью, целенаправленностью и продуманностью.» Быстрее запоминаются факты, которые можно объяснить уже в ходе осмотра. Однако следует запоминать и фиксировать также и те факты, которые в процессе осмотра места происшествия не поддаются объяснению. Ф В основе такого запоминания лежат ассоциативные связи, обеспечивающие понимание воспринятого. При недостаточном понимании происходит механическое запоминание, которое не обеспечивает должной глубины восприятия. Ведущим поэтому должно быть смысловое запоминание воспринятого, которие происходит на основе понимания воспринимаемого и надолго сохраняется
Большое значение имеет установка следователя на выявление в ходе осмотра обстоятельств, проливающих
riil'/TN j ь''<Оп;.(f/ i;,"'t)f': 'I'jni'i;,;;" )V. oii:-Hv' i'. I -j,,
свет на характер Происшествия и круг -подозреваемых лиц. 1 е^ предметы и^сЛедЪ|цкоторые следователи считает
лучше,. второ^ед^ны^^^а^Гназываемые, нейтральные
ШШ Ш$КщэоП. эоннэляяк» >л тэв-юмоп
хыткВ|ЦмЬа№ам>»<л^,9{Ю1^$9№|Щё^ш)свпё.#БМв9.М9 вш-
<нифй1^»з6{гл^^{»1йе1Ввнда-1«^цшш^эйода9§^йчйК1Р
,па!*ятътнОхдшьм&!^жадные,кх-Of ЯРВлбщЯ.йолприляты.:при
<5«мхп[гре,т'нш заяема«г.я?©аадрш> ^щ)пг№ЩЪ№>мш&штФщ, ЯОг
скольку не имеют значения для дела..8«янатоэш
-ьн]пщ$сптШ¥Шв«ад?е ШШэтрк ^т^ЩрёиёШ^тЁЙя) име-
ёт* Шййадайй* mpm-fepf-т^МяЩгщм ттаья ^чядо
гтид.щм,,,. фдктоъ;,,.иоу(;1с;^тв^т!етвурщ1им/и педе^цв^"н"иям"й". Обычно на этой стадии'заканчивается восприятие.,мес£а происшествия очевидцами и лицами, первыми обнару-
i
жившими происшествие. Вторая стадия — это осмысливание воспринятого.
Нередко следовательостанавливается на первой стадии восприятия, не делает попыток понять общую картину и механизм совершенного преступления, что может серьезно затруднить установление истины.
В процессе работы у каждого следователя вырабатываются свои навыки наблюдения в ходе осмотра, описания результатов осмотра, их анализа. Однако общие закономерности наблюдения и мышления должны соблюдаться всеми.