Восприятие дает исходный материал для мыслительной деятельности следователя, проникновения в сущность связей и отношений, существующих между выявленными предметами и явлениями.
В ходе осмотра места происшествия следователь не просто воспринимает, но и перерабатывает (осмысливает) -воспринятую информацию. Выявленные факты приобретают доказательственное значение тогда, когда они следователем поняты, т. е. связаны между, собой как звенья единого преступного поведения личности и процессуально закреплены. Эти связи между выявленными в ходе осмотра фактами (следами взлома, предметами посягательства, орудиями преступления, дорожкой следов ног и т. п.) устанавливаются посредством мышления.
Поэтому наблюдательность следователя должна быть тесно связана с его мышлением. Именно острота мышления помогает понять выявленное. Посредством мышления следователь определяет также, какие из воспринятых фактов являются главными, а какие второстепенными или просто не имеющими отношения к делу. «Наибольшая сложность заключается в решении мыслительных задач, возникающих перед следователем на месте происшествия»2.
Образное мышление (в виде оперирования воспринятыми в ходе осмотра образами) дополняется абстракт-
2 Р а т и н о в А. Р-. Судебная психология для следователей. М., 1967, с. 243.
ным мышлением, отражающим причинно-следственные и смысловые связи, не поддающиеся непосредственному восприятию. Это позволяет следователю создать мысленную модель события происшествия. Степень соответствия этой модели реальной действительности зависит от того, насколько глубоко удалось проникнуть в сущность обстановки места происшествия, мысленно дополнить недостающие (не полученные путем восприятия) данные.
Таким образом, наблюдение и мышление составляют психологическую сущность осмотра места происшествия. Конечно, в мышлении следователя при этом присутствует и определенная доля воображения, так как ни одно понимание происшедшего, а тем более его объяснение на уровне версий, не может являться простым логическим выводом из фактического материала.
При осмотре места происшествия мысль следователя направлена на решение конкретных задач, вытекающих из восприятия единичной ситуации. Его мышление в силу этого относится к практическому мышлению. Эффективность мышления следователя определяется уровнем его профессионально-криминалистических.знаний, а также общей образованности и культуры.
Следователь при осмотре места происшествия может, встретиться со многими трудностями. Во-первых, ббль-шая часть данных о совершенном преступлении в этот период неизвестна следователю. В силу этого, его мышление испытывает так называемый «информационный голод».
Во-вторых, в ходе осмотра следователь, как правило, сталкивается с разрозненными, нередко противоречивыми данными о характере происшествия и лицах, его совершивших.
В-третьих, в зависимости от результатов осмотра следователь получает разный объем информации для мысленного анализа о совершенном преступлении и вероятном преступнике. Одно дело, когда выявлены данные, позволяющие сделать однозначный вывод о характере происшествия, определить круг подозреваемых. Но таких данных может и не быть или их будет крайне недостаточно.
В ходе осмотра места происшествия следователь использует разные мыслительные операции. Прежде всего он анализирует собранные данные, чтобы извлечь из них
п
доказательственную информацию. Путем синтеза выявленных данных следователь должен охватить картину совершенного преступления в целом. Абстрагирование позволяет ему среди многообразия собранных данных выделить наиболее существенные, найти главное звено.
Основной метод мыслительной работы следователя на месте происшествия — метод индукции. Используя его, следователь от отдельных, разрозненных данных приходит к созданию в своем уме целостной картины происшедшего и на этой основе — к его пониманию.
В колодце был найден расчлененный труп мужчины, зашитый в мешок из коленкора. По тому, как был расчленен труп и сшит мешок, следователь заключил, что убийца хорошо знаком с основами анатомии человека, владеет навыками портновского дела. У колодца крови не обнаружено, значит, труп расчленялся в другом месте. Подозрение пало на проживающего поблизости портного В. Пол в одной из комнат его дома был тщательно вымыт. В присутствии понятых на пол налили воду. В тех местах, где вода просачивалась в щели, половые доски подняли. Под ними обнаружили много крови. Портной признался, что ограбил и убил Б., а потом расчленил труп, зашил его в мешок и сбросил в колодец.
На этом примере видно, что выводы, сделанные сле
дователем путем индуктивного мышления в ходе осмот
ра места происшествия, явились исходными данными
для определения путей поиска преступника и привели
к раскрытию преступления. *
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА