ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ
ОСТРЫХ АЛЛЕРГОЗАХ»
МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Острые аллергические заболевания — это своеобразная повышенная чувствительность к веществам антигенной природы; иммунная реакция, развивающаяся в ответ на повторное воздействие веществ (аллергенов). Термин аллергия означает — иная реакция. Распространенность аллергических реакций связана с загрязнением окружающей среды, химизацией, ростом потребления лекарственных средств, применением профилактических прививок. Аллергозы существенно отягощают жизнеспособность человека, могут привести к тяжелым осложнениям и даже к летальному исходу.
Все эти данные говорят о важности изучаемой темы для будущих медицинских работников. Следует подчеркнуть огромную роль среднего медперсонала в профилактике изучаемой патологии. Большое значение имеет своевременное выявление предрасположенности к аллергическим реакциям. Изучение данной темы является важным для дальнейшей профессиональной деятельности медсестер.
3. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные цели:
- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений, факторов риска возникновения острых аллергозов;
- углубить знания студентов по лечению и профилактике данных заболеваний;
- развивать профессиональные умения по оказанию неотложной доврачебной помощи и ухода за больными с острыми аллергозами;
Знать:
З. 1. Классификацию аллергенов.
З.2 Определение понятий «крапивница», «отёк Квинке», «поллиноз». Причины развития и
факторы риска.
З.3 Клинические проявления заболевания. Этапы сестринского процесса.
З.4 Алгоритмы неотложной доврачебной помощи при острых аллергозах. Диагностика и
лечение крапивницы и отёка Квинке.
З.5 Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.
Уметь:
У.1 Провести сестринское обследование пациента с крапивницей, отёком Квинке, поллинозе;
У.2 Выявить проблемы пациента;
У.3. Спланировать сестринскую помощь;
У.4 Оказать неотложную доврачебную помощь при крапивнице, отёке Квинке, поллинозе
У.5 Измерить АД, провести термометрию, исследование пульса, записать полученные
данные в температурный лист;
У.6 Провести оксигенотерапию;
У.7 Провести аллергодиагностику;
У.8 Выполнить все виды инъекций;
У.9 Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры;
У.10 Оформить сестринскую документацию;
У.11 Обучение пациента (семьи) методам самостоятельного ухода;
У.12 Составить рекомендации по вопросам рационального и диетического питания;
У.13 Составить план профилактических мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
1. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.
2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416
Дополнительная:
1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.
2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.
3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.
4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Захарова И. - №1
Исаева К. №2
Ковалева Н. №3
Куценко А. №4
Михайлов А. №5
Насыббулина А. №6
Нечаева О. №7
Перетрухина Л. №8
Подолян Ю №9
Задача № 1
Пациент Д., 26 лет обратился к дерматологу с жалобами на зуд, высыпания на кистях рук, предплечьях, которые появились после ремонта, который он осуществлял самостоятельно, не используя средства защиты рук. При осмотре: кожа кистей рук и предплечий рук гиперемирована, отечна, имеются папулы, везикулы с серозным содержимым и единичные эрозии. Клинический анализ крови: эр. – 4,6х1012/л, Нb – 122 г/л, лейк. – 8,0х109/л; э – 10, п/я – 3, с/я – 45, л – 45, м – 3.
1.Какой предположительный диагноз?
2. Какие изменения отмечаются в анализе крови?
3. Определите проблемы пациента.
4. назовите основные принципы помощи пациенту.
Задача № 2
Больной У. 31 год, после употребления в пищу салата с майонезом через 30 минут почувствовал ощущение удушья, жара, зуд в ротовой полости, тошноту, однократную рвоту, обратил внимание на отек губ. Из анамнеза в детстве – атопический дерматит с сенсибилизацией к пищевым продуктам, домашней пыли. При осмотре: больной повышенного питания, гиперстеник, кожа лица гиперемирована, визуализируется отек языка, верхней и нижней губы, крыльев носа, шеи. Дыхание носом затруднено. В анализе крови: эр. – 5,0х1012/л, Нв – 115 г/л, лейк.– 6,8х109/л; э – 6, п/я – 2, с/я – 59, л – 31, м – 2; IgE в крови – 260 МЕ/мл (норма 0-200 МЕ/мл).
1.Какой предположительный диагноз?
2. Какие изменения отмечаются в анализе крови?
3. Определите проблемы пациента.
4.Определите основные принципы помощи пациенту.
Задача № 3
Пациент М., 24 лет жалуется на слезотечение, зуд вокруг глаз, боль в глазах, частое чихание. При осмотре веки обоих глаз отечны, склеры гиперемированы. Отделяемое – прозрачное. Дыхание носом затруднено. Из анамнеза: за последние 4 года отмечает ежегодное подобное состояние в августе-сентябре. Чувствует себя лучше у водоема или в дождливую погоду. Клинический анализ крови: эр. – 4,8х1012/л, Нв – 130 г/л, лейк. – 10,1х109/л; э – 8, п/я – 1, с/я – 56, л – 31, м – 4; IgЕ – 320 МЕ.
1. Какой возможный диагноз?
Задача № 4
Пациент В., 22 лет находился в инфекционном отделение с диагнозом сальмонелез. Получал лечение антибиотиками На 3 день появился зуд кожи, высыпания на коже туловища и конечностей. При осмотре – кожа отечна, сливная эритематозно-папулезная сыпь, везикулы с серозным содержимым, особенно на животе, внутренних поверхностях нижних и верхних конечностей. При введении в/м тавегила высыпания уменьшились, стали бледнее.
1. Какой возможный диагноз?
2. Объясните его этиологию.
Задача № 5
Пациент Л., 10 лет после посещения цирка жалуется на кашель, затруднение дыхания. Объективно: ЧД – 24/мин., ЧСС – 76/мин, пиковая скорость выдоха 200 л./мин. (снижена). Скарификационные кожные тесты с аллергенами: библиотечная пыль – отр., домашняя пыль – отр., шерсть кошки +++, перхоть лошади +++.
1. Какой диагноз можно предположить?
2. Какое обследование следует провести пациентке для верификации диагноза.
Задача № 6
Больная М. 42 г. Жалобы на удушье, нестерпимый кожный зуд, резко выраженную общую слабость, головокружение, сердцебиение. Из анамнеза: страдает поливалентной лекарственной аллергией. Полчаса тому назад была укушена осой в верхнюю губу. Объективно: Состояние крайне тяжелое, сознание спутанное. Выраженное двигательное беспокойство. Кожные покровы гиперемированы, покрыты липким потом. Отек век, губ. При аускультации над легкими везикулярное дыхание, масса сухих свистящих хрипов. ЧД 30 в 1 минуту. Тоны сердца глухие, ритм правильный. ЧСС 140 в 1 минуту. АД 40/0 мм рт. ст. Живот без особенностей.
1. Какой возможный диагноз? Обоснуйте ответ.
Задача № 7
К врачу обратился больной с жалобами на зуд век, слезотечение, сильный насморк, чиханье, которые беспокоят его второй год подряд в апреле-мае. В анализе крови у больного найдено много эозинофилов. Отец больного страдает бронхиальной астмой.
1. Какое заболевание, по Вашему мнению, у больного?
2. Какие методы обследования помогут Вам в подтверждении Вашего диагноза?
Задача № 8
К врачу обратилась пациентка Т., 20 лет с жалобами на сыпь и зуд. Последние 2 года страдает пищевой аллергией. Сегодня съела целую плитку шоколада. Через 30 минут поднялась температура до 37,2ºС, на коже зуд кистей рук и сыпь. При осмотре на кистях рук имеется единичная уртикарная сыпь.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Назовите алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача № 9
Вы медицинская сестра медпункта турбазы. К Вам обратился пациент с жалобами на появление в области губ ощущение покалывания и отечность. 40 минут назад выпил таблетку ибупрофена 200 мг. На момент осмотра: состояние средней тяжести, отмечается значительная ограниченная отечность нижней губы, осиплость голоса. АД 110/70 мм. рт. ст.,, ЧСС 100 в 1 мин., ЧД 18 в 1 мин. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца глухие, ритмичные. Абдоминальной патологии не выявлено.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Задача № 10
Больной С., 48 лет. Через 30 минут после очередной инъекции пенициллина в/м почувствовал головокружение, звон в ушах, сухой кашель, чувство нехватки воздуха, тошноту, схваткообразную боль в животе, сильную слабость. Объективно: резкая бледность кожных покровов, холодный, липкий пот. АД 70/40 мм рт ст. Пульс 96 ударов в минуту, нитевидный. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧД - 22 в минуту. В легких дыхание жесткое, единичные, рассеянные, сухие хрипы. Отеков нет.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Назовите алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача № 11
Бригадой СМП доставлена женщина, 38 лет, сознание отсутствует, температура тела 39,8°С, отек наружных половых органов, на всей поверхности туловища множественные пузыри, эрозии, очагами некроза. Отмечается крупнопластинчатое шелушением, симптом Никольского – положительный. Из анамнеза: лечилась по поводу трихомониаза метронидазолом. На 6-й день лечения у больной появился резкий зуд во влагалище, отек половых губ и высыпания на бедрах. Повысилась температура до 39,1°С, стали появляться пузыри с вялой покрышкой на теле, эрозии с обрывками эпидермиса.
1. Какой предположительный диагноз?
2. Обоснуйте ответ.
3. Составьте план сестринских вмешательств.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Захарова И. - четные
Исаева К. - нечетные
Ковалева Н. - четные
Куценко А. - нечетные
Михайлов А. – четные
Насыббулина А. - нечетные
Нечаева О. - четные