Первый вопрос. Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. При этом следует помнить о том, что это разные системы управления с разными целями и задачами.
Финансовый менеджмент |
1. Управление активами и пассивами |
2. Управление ликвидностью |
3. Управление собственным капиталом |
4. Управление заемным капиталом |
5. Управление банковскими рисками |
6. Управление кредитным портфелем |
7. Организация внутрибанковского контроля |
Управление персоналом |
1. Администрирование системы организации и оплаты труда |
2. Организация подбора и расстановки персонала |
3. Организация системы подготовки персонала |
Реально же объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы структурных подразделений, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах. Направлена деятельность этих структур либо на приращение собственного капитала, либо на рост прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. При этом следует помнить, что в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного обеспечения деятельности, оптимизации деятельности коммерческого банка и оптимизации технологических процессов и организационных структур банка.
Второй вопрос. Структурная схема финансового менеджмента в банке. Банковский продукт и услуга.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.
1. Первый блок представляет собой управленческую систему по разработке программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений. Сюда можно включить организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ. В общем, это блок принятия управленческих решений.
2. Второй блок представляет собой набор операций и услуг, выбранный банком в соответствии с общей концепцией деятельности, которая определяется первым блоком.
3. Третий блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности, реинжиринг[i] бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы в области банковских услуг. В нем происходит формализация и технологическая унификация проблем клиентов и потребностей внешней среды, и, соответственно, разработка и реализация технологических средств взаимодействия банка с клиентами и внешними, в том числе и государственными, структурами.
Сейчас рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".
Рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".
Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка, регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги.
Банковская операция — система согласованных действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.
Банковская услуга (или продукт) — форма удовлетворения потребности клиента банка.
Продуктовый ряд банка — совокупность банковских продуктов, предоставляемых банком.
Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:
a) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
b) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
c) разработка регламента оказания требуемой услуги;
d) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
e) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
f) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
g) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
h) разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.