Прибыль отражает величину эффекта, полученного организацией в результате своей деятельности – производственной, хозяйственной, финансовой. Качественная оценка деятельности, доходность может быть оценена относительными показателями, характеризующими эффективность использования различных ресурсов организации для получения прибыли. Называются эти показатели – показателями рентабельности. В общем виде рентабельность характеризует соотношение полученной прибыли и капитала, потребовавшегося для ее формирования.
Разнообразие показателей, используемых для измерения рентабельности, связано как с наличием нескольких видов прибыли в оценке результата деятельности организации (прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль), так и с большим разнообразием в измерении необходимого капитала, ресурсов и затрат для получения прибыли.
Наиболее часто в анализе рентабельности используются следующие виды показателей рентабельности:
1. Рентабельность активов. Рассчитывается отношением прибыли (может быть любая – от реализации, балансовая, чистая) к средней за анализируемый период стоимости активов. Например, балансовая рентабельность активов () будет рассчитываться:
,
где Пбал. – годовая балансовая прибыль;
– среднегодовая стоимость активов.
2. Рентабельность производства. Близкий к рентабельности активов показатель. В знаменателе при его расчете указываются не все активы, а их большая часть – сумма стоимости основных фондов и оборотных средств (средней за период).
3. Рентабельность затрат. Характеризует доходность текущих затрат организации. Рассчитывается отношением прибыли (как правило, от реализации) к себестоимости продукции. Может быть определена по каждому виду продукции, поэтому часто называется рентабельность изделия.
4. Рентабельность собственного капитала. Характеризует доходность собственных средств организации. Рассчитывается отношением прибыли к средней стоимости собственного капитала.
5. Рентабельность продаж. Характеризует прибыльность продаж и определяется отношением прибыли (как правило, от реализации продукции) к выручке от реализованной продукции.
Все показатели рентабельности рассчитываются в процентах.
Финансовые результаты и их эффективность (рентабельность) являются показателями, позволяющими дать обобщающую оценку деятельности коммерческой организации. На их величину и динамику оказывают влияние многие факторы, среди которых можно выделить внутренние – зависящие от деятельности организации, и внешние – не зависящие от деятельности организации.
К внутренним факторам можно отнести все многообразие производственных, коммерческих и финансовых факторов.
Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической, организационно-технической оснащенностью, качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д. Производственные факторы характеризуются наличием и использованием средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Среди них можно выделить экстенсивные – объем используемых ресурсов, их использование по времени, уровень комплексного использования ресурсов и т. д. Интенсивные факторы отражают эффективность использования ресурсов.
Коммерческие факторы охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направления и организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков, с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов, что в свою очередь требует внепроизводственных затрат.
Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают: формы расчетов, ценовое регулирование, привлечение кредитов, применение штрафных санкций, изучение и взыскание дебиторской задолженности, обеспечение ликвидности активов, обеспечение высокой оборачиваемости используемых капиталов и многое другое.
К внешним факторам относятся изменение государственного регулирования, уровня налогов и штрафов, ставки рефинансирования, инфляции, а также влияние природных, географических, транспортных, технических и других условий.
Управление финансовыми результатами требует системного, комплексного подхода.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое прибыль организации?
2. Какие функции выполняет прибыль организации?
3. Что входит в состав доходов организации?
4. Приведите пример внереализационных доходов.
5. Как формируется прибыль от прочей реализации?
6. Приведите пример внереализационных расходов
организации.
7. Какие виды прибыли формируются в процессе
расчета бухгалтерских финансовых результатов?
8. Что характеризует чистая прибыль?
9. Назовите основные направления использования чистой прибыли.
10. Какие виды рентабельности используют организации в анализе финансовых результатов?
11. В чем различие между рентабельностью активов и рентабельностью продаж?
12. Какие факторы влияют на финансовые результаты и рентабельность организации?