Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей обуви (задник, язычок, каблук, шнурок); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез), тонкой моторики; закрепление навыков ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог демонстрирует картинку, изображающую высокие нарядные ботинки с меховой опушкой (для девочки), и читает стихотворение:
Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки,
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать, прыгать и шалить.
Педагог предлагает детям показать на картинке и назвать детали обуви: задник, язычок, каблук, шнурки, опушку. Дети выполняют задание. Педагог достает плоскостные детали и предлагает собрать изображение ботинок. Дети выполняют действия с комментированием, актуализируя при этом слова: задник, язычок, каблук, шнурки, опушка. Педагог оценивает работу детей и предлагает им продолжить игру. Он достает целые плоскостные изображения ботинок с отверстиями для шнуровки и два шнурка (изображение ботинок предварительно вырезано по контуру и наклеено на толстый картон). Организуется игра-соревнование «Кто самый ловкий?»: дети по очереди на скорость зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки бантиком. В заключение детям предлагается выполнить упражнение «Ботинки для Маринки».
БОТИНКИ ДЛЯ МАРИНКИ
Вот ботинки для Маринки, | Ритмично топаем каждой ногой по два раза. |
Не ботинки, а картинки, | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. |
Чтобы в них гулять ходить, | Ходьба по кругу друг за другом. |
Бегать, прыгать и шалить. | Бежим, делаем два прыжка, топаем обеими ногами. |
Игра «Рыбка»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя); развитие мышления (анализ, синтез); совершенствование навыка ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку и выразительно читает стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — черный уголек
И как льдинка тело.
Плавники дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки ярко блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку.
Только вот рыбешку жалко.
Педагог объясняет детям, что эта рыбка называется форель, она живет в быстрых чистых речках и питается другой рыбой. Детям предлагается показать на картинке и назвать части тела рыбы, а потом собрать ее изображение из плоскостных деталей. Дети собирают изображение рыбы и комментируют свои действия, актуализируя при этом новые слова.
Можно предложить детям составить описательный рассказ о форели по плану:
— Кто это?
— Где она живет?
— Какая она по размеру, цвету?
— Какие части тела есть у нее?
— Чем она питается? Дети составляют рассказ:
• Это форель. Она живет в неглубоких быстрых реках с чистой водой. Она не очень большая, разноцветная. У нее гибкое туловище, красивые хвост и плавники, мелкая чешуя, острые зубы. Она питается другой рыбой.
Перечень игр
Игра «Озорная кошка»
Игра «Платье для Наташки»
Игра «Слон и бабочка»
Игра «Дом для вороны»
Игра «Ботинки для Маринки»
Игра «Рыбка»