Билет_22. Тематика, проблематика, стиль рассказов М. Зощенко.




До того, как Зощенко начал писать, он поменял множество профессий. Его биография богата переменами, приключениями, событиями, встречами со множеством людей, весь накопленный опыт он использовал при написании своих незабываемых рассказов. При этом он не останавливался на мелочах, а раскрывал читателю глаза на крупные проблемы в советском обществе.

В 1920-х годах в цикле сатирических новелл Зощенко зло высмеивал цинично-расчетливых или сентиментально-задумчивых добытчиков индивидуального счастья, интеллигентных подлецов и хамов, показывал в истинном свете пошлых и никчемных людей, готовых на пути к устроению личного благополучия растоптать всё подлинно человеческое. Основную стихию зощенковского творчества 1920-1930-х годов составляет юмористическое бытописание. Зощенко пишет о жилищных делах, о пьянстве, о неудачниках, обиженных судьбой. В таких рассказах производит «вечное борение между утверждением рассказчика и читательским негативным восприятием описываемых событий». Это придаёт «особый динамизм» зощенковско-му рассказу, наполняет его тонкой и грустной иронией. Грустное и ироническое составляет нерв большинства комических произведений Зощенко 1920-х годов. В таких маленьких шедеврах, как «Аристократка », «Баня», «Нервные люди», «Научное явление», «автор как бы срезает различные социально-культурные пласты», добираясь до тех слоёв, где гнездятся истоки равнодушия, бескультурия, пошлости.

Писателя волнует проблема «жизненной и житейской аномалии». Отыскивая её причины, ведя «разведку социально-нравственных истоков отрицательных явлений», Зощенко порой создаёт гротескно-утрированные ситуации, которые порождают атмосферу безысходности, житейской пошлости. Выбирая нарочито обыденные сюжеты, рассказывая частные истории, приключившиеся с ничем не примечательным героем, писатель возвышал эти отдельные случаи до уровня значительного обобщения. Он проникает в «святая святых» мещанина, который невольно сам себя разоблачает в своих монологах.

К 1930-м годам меняются люди, общество. Меняется и статус. Творческая судьба автора «Аристократки» и «Сентиментальных повестей» не составляет исключения. Писатель, который высмеивал обывательщину и мещанство, иронично и пародийно писал о «ядовитой накипи прошлого», обращает свой взор совсем в другую сторону. В 1930-е годы Зощенко охвачен идеей «слить воедино сатиру и героику». В своей книге «Письма к читателю » писатель утверждает, что «пролетарская революция подняла целый и громадный пласт новых, «неописуемых» людей». Он встречает таких героев, и облик рассказов меняется. Теперь в них звучит вполне правильный литературный язык. Меняется не только стилистика, но и сюжетно-композиционные принципы, широко вводится психологический анализ. Теперь Зощенко волнуют другие вопросы. Это проблемы этики, формирования новых нравственных отношений.

В рассказе «Благие порывы » сатирик восстает против «чухонно-дремотного вицмундирного благополучия» и непременного трепета перед казённой «точкой». Рассказ заострён против того «малосимпатичного стиля» жизни и работы учреждений, согласно которому установилась не очень внешне различимая, но вполне реальная система деления людей на две явно неравные категории.

С одной стороны, «дескать, — мы, а вот, дескать — вы». Но на самом деле «вы-то и есть мы, а мы — отчасти вы». Финал рассказа звучит грустно-предостерегающо: «Тут есть, мы бы сказали, какая-то несообразность». Несообразность эта, достигшая степени гротеска, с едким сарказмом изображена в рассказе «История болезни ». Здесь описаны быт и нрав некоей больницы, в которой посетителей встречает на стене «жизнерадостный» плакат «Выдача трупов с 3-х до 4-х», а фельдшер вразумляет больного, возмутившегося этим объявлением, словами: «Если вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте».

В 1920-е годы многим казалось, что с проклятым наследием прошлого можно покончить довольно быстро. М. Зощенко ни тогда, ни десятилетием позже не разделял этих благодушных иллюзий (за что и был предан забвению на 11 лет). Сатирик видел поразительную ценность всевозможных «общественных проектов» и отнюдь не преуменьшал способностей мещанина и обывателя к мимикрии и приспособленчеству. Его рассказы не ограничивались фиксацией текущей действительности, сиюминутного происшествия. Рассказами Зощенко, как и всем сатирическим рассказам 1920-1930-х годов, присущ историзм, широкий социальный диапазон. Это был смех, который углубляет предмет, заставляя суть жизни «светиться через противоречия».

Темы его рассказовнеустроенный быт, кухонные разборки, жизнь бюрократов, обывателей, чиновников, комичные жизненные ситуации не только в доме героя, но и в присутственных местах, где персонаж показывает себя «во всей красе», причём, он убеждён в своей правоте, т.к. является простым честным человеком, на котором «держится вся страна». Зощенко ничем не уступает маститым писателям русской литературы. Он мастерски описывает среду жизни людей 20-30-х годов, мы видим коммуналки, тесные общие кухни с чадящими примусами. Ругань и драки – нередкое явление зощеновских произведений. В рассказе «Нервные люди» ругаются соседи на кухне коммуналки; один из жителей самовольно воспользовался личной тёркой другого жильца, тот готов разорвать своего соседа и возмущённо кричит: «Я на предприятии вкалываю ну ровно слон за свои 65 рублей и нипочём не позволю пользовать моё имущество!»

Писатель-сатирик описывает каждую «пошлую мелочь», которая может вывести из равновесия обычного пролетария. Читатель и по сей день смеётся вместе с Зощенко над беспечными женихами, готовыми жениться, даже не рассмотрев толком невесту, или же принимающих во внимание абсурдные, на современный взгляд, условия. Так, например, в рассказе «Жених » несколько дней назад овдовевший Егорка Басов выбирает себе невесту исключительно для работы в огороде, т.к. «время было горячее - косить, носить и хлеб собирать», а жена героя удружила – померла не вовремя. Уже погрузив на телегу бабочкин скудный скарб, он вдруг замечает, что невеста прихрамывает, и нерадивый жених тут же отказывается от женитьбы, объясняя это тем, что время горячее, а она воду понесёт – расплескает всё.

Недолго думая, он скидывает на землю перину «невесты», а пока та подбирала своё имущество, Егорка Басов поскорей уехал прочь.

Вот так герои Зощенко видят для себя препятствия в каждой мелочи, и эта мелочность всех пролетариев удручает, заставляет задуматься: для чего же всё-таки пролилось столько крови в революциях, ведь всё равно суть человека осталась прежней?

Сатира, словно прожектор, высвечивает и показывает всем все недостатки, пороки общества. «Новые люди» Зощенко – это обычные люди, каких много вокруг: в перенаселённой коммунальной квартире, в магазинной очереди, в трамвае, в бане, театре, везде.

Вывод

В рассказах М. Зощенко просматривается с одной стороны, низкий уровень культуры, сознания, морали героев, хамоватость, нахрапистость завоевателя; с другой – вдалбливание в сознание средствами коммунистической пропаганды и агитации чувства классового превосходства над «аристократами» и «буржуями», интеллигенцией, убеждённость в своей пролетарской «чистопородности», которая автоматически делает человека выше, лучше.

В этом – одно из основных противоречий времени, определяющих проблематику рассказов Зощенко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: