Билет_29. Образ города и горожан в творчестве Л. Петрушевской.




Людмила Петрушевская - русский драматург, прозаик, киносценарист. Писать начала в 70-е гг., но ее рассказы долго не печатались, а пьесы ставились только в студенческих и любительских студиях. (1988- вышел ее первый сборник рассказов «Бессмертная любовь»)

Л. Петрушевская пишет в жанре социально-бытовой, лирической драмы. Ее основные герои — женщины, интеллигенция. Жизнь их не устроена, драматична. Их заедает быт. Драматург показывает деформацию личности, понижение уровня нравственности, утрату культуры человеческих отношений в семье, обществе под влиянием окружающей среды. Быт здесь — органическая часть бытия героев.

Своеобразен язык. Писательница пренебрегает литературной нормой. Петрушевская при отсутствии рассказчика пользуется языковыми нарушениями, встречающимися в разговорной речи. Они не принадлежат ни рассказчику, ни персонажу. У них своя роль. Они воссоздают ту ситуацию, при которой возникают в разговоре. На таком необычном построении и звучании и держится ее проза.

Структура худ. пространства в творчестве Петрушевской проецируется на урбанистическую модель мира. Эта модель реализуется в драматургии Петрушевской в трех аспектах: бытовом, создающем образ города в реальной действительности, социальном, воспроизводящем модель общества и социальную прикрепленность к ней человека (место работы, место учебы), и бытийном, где город становится символическим воплощением художественной вселенной Петрушевской..

Центральными образами бытового пространства Петрушевской являются город и квартира, которые воссоздаю т два уровня существования отдельного человека: макромир (город) и микромир (квартира). *Город является и элементом социального пространства, поскольку у Л. Петрушевской социальное обытовлено, а быт социализирован.

Бытовое существование персонажей конкретизируется необходимостью в повседневной жизни ходить на работу, приобретать в магазинах продукты, вещи, в аптеках лекарства, пользоваться услугами химчистки, сберкассы, средствами связи (телеграфом, телефоном), посещать больницы и поликлинику, столовую, гулять во дворе с 42 детьми. В пьесе «Сырая нога, или Встреча друзей » Наташа просит Соню сходить за хлебом, идут в булочную Сергей Ильич («Уроки музыки») и Ира («Три девушки в голубом»). Николай («Уроки музыки») и герои-мужчины пьесы «Чинзано» отправляются в гастроном за вином. Покупает коньяк, зеленый горошек и «Завтрак туриста» Ольга в пьесе «Сырая нога, или Встреча друзей».

Образ города в пьесах Петрушевской создается как из фрагментов сценического пространства: улицы, двора, подъезда («Уроки музыки»); адреса — названия улицы, номера дома (в пьесах «Вставай, Анчутка!», «Я болею за Швецию»), так и из авторских ремарок, в которых обозначены фрагменты городского интерьера.

В пьесе «Уроки музыки» в ремарке отмечено: «Нина стоит у подъезда. Обычная картина двора: горка ящиков в углу, скамейка рядом со ступенями, окна, наглухо завешенные». Помимо этого, образ города воссоздается и из внесценических топосов, о которых говорят персонажи. Перемещение персонажей внутри города осуществляется в автобусе, такси («Три девушки в голубом»). Эти средства передвижения являются городскими атрибутами, определяющими протяженность, масштабность, отдаленность городских объектов внутри бытового пространства, в которое помещены персонажи.

!!!Чтобы более точно выявить городские образы, рассмотрим их через оппозицию города и деревни, которая ярко представлена в творчестве Л. Петрушевская в её двух перекликающихся по жанровой соотнесённости произведениях: “Карамзин деревенский дневник” и “Городской дневник”.

«Карамзин деревенский дневник ».

Главная героиня – Стефановна, то есть сама Л.С. Петрушевская. Она с семьёй приезжает в деревню из города, название которого не упоминается в тексте; Стефановна должна забыть “городские знания” – вода и туалет в доме, в печке газ, тепло в трубах, продукты и вещи в магазинах. Созданные по образу Бога городские жители “продают” заложенные божественные потенции в обмен на легко добываемые продукты, вещи и материальные блага (“Люди гибнут за металл!”),

уничтожая в себе “человека естественного”, природного. Получив через слово божественную потенцию, Стефановна вступает в роль демиурга, начиная осваивать пространство дома: Использование первоматериалов – вода, глина, земля, замазанная печь как интенция на огонь – реконструируется как предначальный момент творения, использованная для омовения вода символизирует очищение не только физическое и духовное, но и метафизическую границу между деревней и городом.

Так выстраивается горизонталь в тексте: Выход Стефановны из своего Дома расширяет границы внутритекстового пространства. Традиционный для русской литературы мотив пути выводит героиню из её деревни, где она “создала”. Дом, в соседнюю деревню Ляхи, где “местный храм лежит в руинах”. Наградой для героини становится зрелище восстановления храма после советского глумления над святыней.

В “ Городском дневнике”

Город у Петрушевской выступает как страшное ненасытное существо, которое поглощает людей и делает из их жизней трагедии. Единственным светлым островком является семья главной героини, которая носит имя Людмилы Петрушевской. Круг семьи соотносится с кругом, образуемым огнём свечи. В городе человеческое общение недоступно людям (“поговорить / не с кем /особенно ночью / днём / принято общаться / смс-ками / а по телефону вдруг говорят/ ой / мне / звонят”).

Мир Города – это проекция библейского Апокалипсиса, локус катастроф, где самые страшные исторические факты и катастрофы живут “вечной” жизнью: распятие Христа, смерть Моцарта, гибель пассажиров “Титаника”, и никем не замечаемые, будничные, “катастрофы”: отсутствие у мужа и жены “общей памяти”, человеческое одиночество в квартирах, отсутствие взаимной любви и совести.

У Петрушевской деревня – рай, город – ад.

*Писательница подчеркивала: "...Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже. На людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы... А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль - моя боль"

**Завтраки, сборы на работу, обеды, телевизор по вечерам, семейные ссоры - вот, пожалуй и основные события, происходящие в пьесах и рассказах Петрушевской. “Подсматривание в замочную скважину”, “магнитофонная драматургия” - так определили особенности творчества Петрушевской критики. Вроде бы показанная драматургом “изнанка жизни” всем давно знакома, но эти житейски узнаваемые ситуации и персонажи почему-то вызывают острую жалость. Может быть, потому, что и сами они о себе, и автор о них рассказывают доверчиво и простодушно, не вынося никаких окончательных оценок и никого не призывая к ответу.

Понятно, что «социальная проза» Петрушевской неслучайна – все то, о чем довольно подробно написано в том же «Девятом томе», книге вообще много объясняющей: военное детство, уличное воспитание, без матери, без денег, «еда», собранная по помойкам, детдом, затем долгие поиски путей выживания уже на профессиональном поприще, потом личная трагедия, потеря мужа после его долгого неподвижного угасания, безденежье, болезни детей, запреты на издания… Понятно, стало быть, и стремление писателя говорить об «обыкновенном человеке», о том, что «так бывает».

(****«Женский стиль» и в речевом поведении героев произведений. На языковом уровне проявляются поведенческие стереотипы женщин. Л.Петрушевская показывает, что в современном мире происходит нарушение гендерных стереотипов. Женщина перестаёт быть хранительницей очага, заботливой и мудрой продолжательницей рода. В жизни героинь Л.Петрушевской много горького, беспощадного, они страдают от несостоявшихся добра, любви, дружбы, что отражает кризис общества.

Л.Петрушевская показывает трагизм положения современной женщины. Второй источник конфликта – это изменившийся облик героя-мужчины, который утратил ореол супермена, защитника. Такой герой выглядит слабым и себялюбивым. Именно таким предстаёт мужчина перед современной женщиной. Нарушения гендерных стереотипов приводят к утрате всего хорошего, светлого и сознательного в современном мире. В этом мире у ребёнка нет счастливого детства. И из этого серого будничного детства вырастает слабый, неуверенный в себе взрослый человек. Из детства идут истоки несостоявшейся жизни взрослых.

Чаще всего рассказы Петрушевской ведутся в форме повествования о каком-либо событии от лица женщины. В центре повествования семейно-бытовые события, окружающие героиню.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: