Не любое завершенное высказывание, произведение речи, можно считать текстом. Одно предложение, даже очень распространенное, текстом в терминологическом смысле не является: его части сочетаются по законам предложения, а не текста. Таким образом, текст состоит минимум из двух предложений (высказываний, фраз), связанных между собой закономерной текстовой связью. Можно сказать и иначе: текст членится минимум на два предложения.
В синтаксическом отношении текст представляет собой совокупность предложений, связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств (отчасти сходных со средствами связи между предикативными частями сложных предложений). В тексте предложения группируются тематически, структурно и образуют особую синтаксическую единицу - сложное синтаксическое целое (ССЦ). Иначе данный компонент текста называется сверхфразовое единство ( СФЕ), логическое единство, прозаическая строфа и т.д.
В ряде случаев ССЦ (СФЕ) может совпадать с целым текстом, если это текст малой формы (информационное сообщение, сочинение-миниатюра, записка и т.д.). Однако в большинстве случаев ССЦ (СФЕ) выполняют функцию составной части более крупного отрезка текста.
Определений ССЦ (СФЕ) в работах по лингвистике текста много, можно принять в качестве рабочего определения следующее:
ССЦ (СФЕ) – это синтаксическая единица, состоящая как минимум из двух предложений-высказываний, характеризующихся смысловой, коммуникативной и структурной завершенностью и отношением автора к сообщаемому (Шевченко, 2003, с. 72-73).
Понятие СФЕ (ССЦ) как связного высказывания распространяется в равной мере на устную и письменную речь.
Пограничным сигналом между двумя СФЕ служит начальное предложение второго из них. Л.М. Лосева определяет некоторые основные признаки первых предложений СФЕ (в ее терминологии - ССЦ):
- в них нет таких слов, семантика которых определялась бы из предыдущей части текста (местоимений и местоименных наречий, соотносящихся с именами и наречиями, находящимися в предыдущем ССЦ);
- они являются обычно полными предложениями любого структурного типа;
- первое предложение ССЦ в меньшей степени связано с последним предложением предшествующего ССЦ: от последнего предложения предшествующего ССЦ нельзя задать вопросы к первому предложению рассматриваемого ССЦ;
- в смысловом отношении первое предложение ССЦ характеризуется тем, что оно начинает изложение новой микротемы (Лосева, 1980, с. 64).
Н. Д. Зарубина первые предложения СФЕ (ССЦ) называет коммуникативно-сильными, а предложения внутри СФЕ (ССЦ) – коммуникативно-слабыми (Зарубина, 1981, с. 24).
Рассмотрим следующий фрагмент текста, пытаясь определить, имеются ли в нем несколько самостоятельных ССЦ или это единое образование?
На покрытой мешками соломе вокруг Тимура, который разложил перед собой карту поселка, расположились ребята.
У отверстия выше слухового окна повис на веревочных качелях наблюдатель. Через его шею был перекинут шнурок с помятым театральным биноклем.
Неподалеку от Тимура сидела Женя и настороженно прислушивалась и приглядывалась ко всему, что происходило на совещании этого никому не известного штаба. Говорил Тимур…
(А.П. Гайдар. Тимур и его команда).
На первый взгляд может показаться, что эта часть текста представляет собой несколько ССЦ. Но рассмотрев внимательнее предложения, выделенные автором в абзацы, мы увидим, что, во-первых, все эти пять предложений объединены тематически (микротему можно обозначить примерно так: заседание штаба началось), во-вторых, видо-временные формы глаголов вполне гармонично описывают статическую картину заседания; в-третьих, сопоставляемые предметы (люди) в масштабах микротекста однородны (ребята, наблюдатель, Женя, Тимур) и т.д. Все это свидетельствует о том, что все предложения этой части текста составляют смысловое и структурное единство – ССЦ. Пограничных сигналов, свидетельствующих о разделении этого фрагмента на два или несколько СЦЦ, мы не обнаружили.
Однако не все предложения, составляющие текст, входят в ССЦ. Существуют и так называемые «свободные предложения» (Лосева, 1980, с. 69-70). В них, как правило, заключаются авторские отступления, замечания по поводу сказанного и т.п.:
Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. Владимир Дубровский воспитывался …
(А. С. Пушкин. Дубровский).
Свободные предложения играют в тексте особую роль. Например, они начинают или заканчивают текст. Открывая текст, свободное предложение может комментироваться несколькими ССЦ, заканчивая текст, оно нередко выступает в качестве заключительной фразы ко всему тексту:
Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать. Он бросился ее удерживать. «Акулина, Акулина!..»
- Ага!- сказал Муромский, - да у вас, кажется, дело совсем уже сложено…