Понятие «растительный мир» в юридической литературе рассматривается в широком смысле (как совокупность всех дикорастущих растений, в том числе лесной растительности) и в узком значении (как внелесная дикорастущая растительность).
Согласно ст. 5 Закона «О растительном мире», положения данного Закона, если им не предусмотрено иное, не применяются в отношении:
- объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций;
- объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства;
- объектов растительного мира, культивируемых в целях получения продукции растениеводства;
- древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях лесного фонда.
Закон «О растительном мире» регулирует отношения, возникающие по поводу дикорастущих растений, расположенных за пределами лесного фонда. Однако действие отдельных положений указанного Закона распространяется на отношения, объектом которых являются дикорастущие растения, произрастающие на землях всех категорий, в том числе лесного фонда (охрана объектов растительного мира и среды их произрастания, установление ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира, регулирование распространения и численности, интродукция, акклиматизация, гибридизация и селекция).
Растительный мир (ст. 1 Закона «О растительном мире») - совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений. В соответствии со ст. 5 Закона «О растительном мире», к объектам отношений, регулируемых данным Законом, отнесены «изъятые или удаленные дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности; производные от дикорастущих растений (дериваты)».
Статья 6 Закона «О растительном мире» закрепила положение о том, что объекты растительного мира могут находиться как в государственной, так и в частной собственности. По общему правилу, объекты растительного мира, расположенные на территории Республики -Беларусь, являются государственной собственностью, а именно: расположенные в границах земельных участков или водных объектов, находящихся в государственной собственности, не предназначенных для выращивания растений с целью их дальнейшей реализации или потребления, дикорастущие растения, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.
Объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций, являются собственностью перечисленных субъектов. При принятии решения о предоставлении земельных участков на указанных правах государственные органы должны принять решение о судьбе этих объектов растительного мира. Объекты растительного мира, посаженные и культивируемые на законном основании, являются собственностью пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых произрастают эти объекты растительного мира.
При предоставлении земельного участка или водного объекта, в границах которых расположены объекты растительного мира, юридическому лицу или гражданину государственные органы могут устанавливать ограничения и запреты в обращении с объектами растительного мира.
2. Государственное регулирование и управление в области обращения
с объектами растительного мира
Государственное регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Минприроды, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Научное обеспечение государственного регулирования и управления в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Национальная академия наук Беларуси и иные научные организации Республики Беларусь.
В процессе государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства растительного мира осуществляются такие функции, как распределение и перераспределение объектов растительного мира (предоставление, приостановление, прекращение права пользования растительным миром), государственный учет, ведение государственного кадастра растительного мира, мониторинг, государственный контроль соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере.
С целью учета количественных, качественных и других характеристик объектов растительного мира, объема, характера и режима их использования, а также для осуществления систематического контроля за изменениями количественных, качественных и других характеристик объектов растительного мира и обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан информацией об объектах растительного мира ведется государственный учет объектов растительного мира. Порядок учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по согласованию с Минприроды, а на землях других категорий - Минприроды.
Учет объектов растительного мира осуществляется также в форме государственного кадастра растительного мира. Это систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориям земель или водных объектов, пользователям земельных участков или водных объектов, количественной и качественной характеристике объектов растительного мира, их экономической оценке и использовании, а также других данных об объектах растительного мира, необходимых для обеспечения рационального обращения с ними. Согласно Положению о порядке ведения государственного кадастра растительного мира, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2004 г. № 1580, ведение государственного кадастра растительного мира возложено на Минприроды совместно с Национальной академией наук, Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления.
Мониторинг растительного мира является видом мониторинга окружающей среды и представляет собой систему наблюдений за состоянием объектов растительного мира и среды их произрастания, оценки и прогноза их изменений в целях сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния и научно обоснованного использования объектов растительного мира, мониторинг растительного мира входит в Национальную систему мониторинга окружающей среды. Организацию проведения мониторинга растительного мира осуществляет Национальная академия наук Беларуси.
Количество и местонахождение пунктов наблюдений мониторинга, технология работ по организации и проведению мониторинга растительного мира, перечень параметров (показателей) и периодичность наблюдений, а также перечень организаций, осуществляющих проведение мониторинга растительного мира, определяются Национальной академией наук Беларуси по согласованию с Минприроды. Пункты наблюдения мониторинга растительного мира включаются в Государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.
Государственный контроль в области обращения с объектами растительного мира осуществляется Минприроды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе в ходе совместных проверок.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» при осуществлении государственного контроля за охраной и использованием объектов растительного мира могут проводиться как плановые, так и внеплановые проверки. Поскольку использование объектов растительного мира является основанием для отнесения проверяемого субъекта к средней группе риска, плановые проверки в отношении субъектов, осуществляющих такую деятельность, назначаются контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в три календарных года, а если по результатам проведенной плановой проверки не установлено нарушений законодательства — не чаще одного раза в пять календарных лет. Назначение внеплановых проверок возможно при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда растительному миру.