ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
Институт права, экономики и управления
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По теме: «Референдум в России и в зарубежных странах»
Дисциплина: Конституционное право
Лектор: Загвоздкина Людмила Ивановна
Псков
План практического занятия
Дисциплина: Конституционное право
Тема: Референдум в России и в зарубежных странах.
Цель занятия: усвоение теоретического материала по организации и проведения референдума.
Задачи:
а) образовательная: организация студентов для самостоятельного изучения конституционно-правовых основ проведения референдума как высшее непосредственное выражение власти народа;
б) развивающая: развитие умений и навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами;
в) воспитательная: воспитание и развитие коммуникативных навыков; воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к судебной системе и органам судебной власти страны
Перечень осваиваемых компетенций:
№ | Код компетенции | Компетенция |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, обобщению, анализу, систематизации и прогнозированию | |
ОК-3 | Способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | |
ОПК-2 | Способность применять современные методы исследования, оценивать и представлять результаты выполненной работы. | |
ПК-4 | Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. | |
ПК-5 | Способность применять нормативно-правовые акты, реализовывать норма материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать: содержание понятий референдума, вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум; обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума; порядок назначения референдума; классификацию референдума; сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом.
уметь: оперировать юридическими категориями по теме практического занятия, анализировать и толковать правовые нормы, регулирующие организацию и проведения референдума, решать ситуационные задачи.
владеть: юридической терминологией, принятой для характеристики референдума.
Норма времени: 2 часа
Форма организации обучения: индивидуальная
Тип занятия: закрепление знаний и совершенствования умений и навыков.
Вид учебного занятия: самостоятельная работа, тестирование.
Вопросы к практическому занятию:
1. Понятие референдума и её особенности;
2. Инициатива проведения референдума и порядок её реализации. Назначение референдума. Результаты референдума;
3. Классификация референдума и сравнительный анализ института референдума в России и зарубежных странах.
№ п/п | Этапы | Содержание учебного материала | Время |
1. | Установочный (организационный) момент | Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Формулировка темы, цели, задач занятия. | 5 мин. |
2. | Проверка исходного уровня знаний (актуализация опорных знаний) | Тестирование | 15-20 мин. |
3. | Организация практической работы обучающихся | Решение практических задач | 55 мин. |
4. | Подведение итогов занятия | Определение результативности занятия в соответствии с поставленной целью. Объявление оценок по результатам проведения практического занятия. | 10 мин. |
По окончании занятия дается его оценка, при этом учитывается:
· качество и степень подготовки студентов по теме занятия;
· активность и недостатки в изучении темы занятия, в выполнении заданий.
Критерии оценки:
· Оценка «отлично» выставляется при верном выполнении всех тестовых заданий и решении всех практических задач;
· Оценка «хорошо» выставляется при выполнении всех тестовых заданий и решении всех практических задач с незначительными ошибками;
· Оценка «удовлетворительно» выставляется при выполнении всех тестовых заданий и решении всех практических задач с существенными ошибками либо выполнении только одного из видов заданий;
· Оценка «неудовлетворительно» выставляется при невыполнении тестовых заданий и практических задач.
Оснащение: ноутбук, проектор, презентация.
Литература:
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 28 июля 2014г., № 30, ст.4202
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 19 июня 2017г., № 25, ст.3589.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 03 июня 2019 г., № 22, ст. 2660.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – № 31. 05 августа 2019. – ст. 4472.
II. Научная и учебная литература:
5. Битюков А.Г. Референдум в Российской Федерации: миф или реальность / А.Г. Битюков // Нужна ли России новая Конституция?: сборник материалов круглого стола 6 декабря 2013 года. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014. – С. 10-12.
6. Васильева С.В., Виноградов В.А. и др. Конституционное право России: Учебник. М: 2010.
7. Вашакидзе Г.Т. Современные проблемы института референдума как форма непосредственного волеизъявления граждан / Г.Т. Вашакидзе // Конституция Российской Федерации: 20 лет на страже конституционных прав и свобод граждан: Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 12-13 декабря 2013 г. – СПб.: ГУАП, 2013. – С. 177-190.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2010.
9. Конституционное право РФ: Учебник./М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Ростов н/Д: Феникс, 2010.
10. Трыканова С.А. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии: теория и практика / С.А. Трыканова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 7. – С. 23-26.
11. Хорошильцев А.И. Основные функции власти народа по отношению к государству в современном демократическом обществе / А.И. Хорошильцев // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 2. – С. 6-8.