Цель: теоретическое освоение темы « Особенности нарушений чтения и письма у умственно отсталых детей. Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма», формирование готовности к коррекционной работе по преодолению нарушений чтения и письма у детей с нарушением интеллекта в условиях специального дошкольного учреждения.
Задачи:
- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием методики коррекции нарушений чтения и письма у умственно отсталых детей; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия: дислексия, дисграфия
Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1Особенности нарушений чтения и письма у умственно отсталых детей.
· Дислексия
· Дисграфия
2Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.
3 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма
4 Развитие языкового анализа и синтеза
5 Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем).
Вопросы для обсуждения
1Охарактеризуйте особенности нарушений чтения и письма у умственно отсталых детей.
· Классификация дислексий, ософенности проявления форм дислексии у умственно отсталых детей
· Классификация дисграфий, ософенности проявления форм дисграфии у умственно отсталых детей
2 Проанализируйте основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма
3Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма:
Охарактеризовать основные направления работы по развитию языкового анализа и синтеза:
· Развитие анализа структуры предложения
· Слоговой анализ и синтез
· Развитие фонематического анализа и синтеза
4 Расскажите о последовательности работы по развитию фонематического анализа и синтеза, приведите примеры заданий
5 Охарактеризуйте виды работ по закреплению функций фонематического анализа.
6 Охарактеризовать работу по формированию фонематического восприятия (дифференциации фонем).
Срс
1 Подобрать задания для работы по устранению нарушений чтения и письма.
2 Подготовьте сообщение для выступления на методобъединении логопедов района
Семинар 14
Предупреждение нарушений чтения и письма у умственно отсталых дошкольников
Цель: теоретическое освоение темы « Предупреждение нарушений чтения и письма у умственно отсталых дошкольников», формирование готовности к консультационно-просветительской, профилактической, коррекционной работе по преодолению нарушений чтения и письма у детей с нарушением интеллекта в условиях специального дошкольного учреждения.
Задачи:
- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия; сформировать готовность к консультационно-просветительской, профилактической, коррекционной работе по преодолению нарушений чтения и письма у детей с нарушением интеллекта в условиях специального дошкольного учреждения, формировать умения вести дискуссию по теме занятия, презентации.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия: профилактика, ранняя диагностика,
Методические материалы: раздаточный материал.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1. Развитие зрительного анализа и синтеза.
2. Работа по развитию памяти, внимания
3. Работа по развитию аналитико-синтетической деятельности
4. Работа по развитию по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя,
5. Работа по устранению нарушений устной речи.
6. Профилактика речевых нарушений: первичная, вторичная, третичная
Вопросы для обсуждения
Дайте содержательную характеристику следующим видам работы, в аспекте профилактики нарушений чтения и письма у умственно отсталых дошкольников
1. Развитие зрительного анализа и синтеза.
2. Работа по развитию памяти, внимания
3. Работа по развитию аналитико-синтетической деятельности
4. работа по развитию по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя,
5. работа по устранению нарушений устной речи.
6. Профилактика речевых нарушений: первичная, вторичная, третичная.
Срс
1 Подготовить конспект занятия по устранению нарушений устной речи.
Семинар 15,16