Закрытая и открытая модели транспортной задачи




Модель ТЗ называют закрытой (сбалансированной), если суммарный объем груза всех поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т.е. выполняется равенство:

. (2.3)

Если для транспортной задачи выполняется одно из условий:

, (2.4)

, (2.5)

то модель задачи называют открытой (несбалансированной).

Для составления математической модели и для решения ТЗ с открытой моделью необходимо преобразовать ее в закрытую модель.

Так, при выполнении условия (2.4) необходимо ввести фиктивного (n+ 1)-ого потребителя , то есть в матрице задачи добавляется столбец. Спрос фиктивного потребителя полагают равным небалансу, то есть , а тарифы равными нулю, то есть . Переменные – это объем груза, который останется у i -ого поставщика.

Аналогично, при выполнении условия (2.5) вводится фиктивный поставщик , то есть в матрице задачи добавляется строка. Запас груза фиктивного поставщика равен: , а тарифы равными нулю, то есть . Переменные – это объем груза, на который запрос j -ого потребителя останется неудовлетворенным.

При преобразовании открытой модели задачи в закрытую модель, целевая функция не изменяется, так как все слагаемые, соответствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.

Целевая функция (2.1) и система ограничений (2.2) являются математической моделью сбалансированной ТЗ.

Пример 2.1

В трех хранилищах и имеется соответственно 70, 90 и 50 т топлива. Требуется спланировать перевозку топлива четырем потребителям и , спрос которых равен соответственно 50, 70, 40 и 40т так, чтобы затраты на транспортировку были минимальными. Стоимость перевозки 1т (в усл. ден. ед.) указана в табл. 2.2.


Таблица 2.2

  Потребители Запас топлива, т
Хранилища
                 
               
                 
               
                 
               
Потребность в топливе, т          
                     

 

Составить математическую модель транспортной задачи.

 

Решение

Т.к. условие (2.3) не выполнено, то задача несбалансированная. Приведем ее к сбалансированному виду. Поскольку запасы топлива в хранилищах () превышают спрос потребителей (), введем фиктивного потребителя , спрос которого равен . Все тарифы фиктивного потребителя будут равны нулю, т.е. . Распределительная таблица примет вид:

Таблица 2.3

  Потребители Запас топлива, т
Хранилища
                     
                   
                     
                   
                     
                   
Потребность в топливе, т            

 

Составим математическую модель сбалансированной транспортной задачи.

Обозначим – объемы перевозок топлива от -го хранилища -му потребителю.

;

 

 

2.2. Решение транспортной задачи

Опорным планом ТЗ называется любой допустимый план, в котором число отличных от нуля переменных будет не больше . Опорный план будет невырожденным, если число базисных (отличных от нуля) переменных будет равно .

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: