Методические указания к проведению семинарских занятий и выполнению контрольных работ по дисциплине «кадровое и психологическое обеспечение государственной оперативно-спасательной службы»




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

 и ликвидации последствий стихийных бедствий

Донецкой Народной Республики

 

ДОНЕЦК – 2019 г

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты»

Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

Донецкой Народной Республики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к проведению семинарских занятий и выполнению контрольных работ

по дисциплине «КАДРОВОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПЕРАТИВНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

(для обучающихся очной и заочной формы по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»)

Рассмотрено:

на заседании кафедры организации

службы, пожарной и аварийно-

спасательной подготовки

Протокол № 2 от 30.09.2019г.

Утверждено:

Учебно-методическим советом

ГОУВПО «Академия гражданской

защиты» МЧС ДНР

Протокол №___ от ____________г.

ДОНЕЦК 2021

УДК 331.108.2

 Методические указания к проведению семинарских занятий и выполнению контрольных работ по дисциплине «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности Государственной оперативно-спасательной службы» (для обучающихся очной и заочной формы по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность») / Разраб. Д.Ю. Беликов.– Донецк: ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР, 2021. – 22 с.

Тематический план и планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности Государственной оперативно-спасательной службы». В них представлен весь комплекс дидактических единиц, необходимых для подготовки к занятиям и для работы во время семинаров. Предназначены для обучающихся всех форм обучения.

Разработал:          Старший преподаватель

                              кафедры организации службы,

                              пожарной и аварийно-спасательной

                              подготовки

                              капитан службы гражданской защиты

                              Д.Ю. Беликов

Рецензент:             Директор Департамента кадровой политики

                              МЧС ДНР

                              подполковник службы гражданской защиты

                              И.А. Зейналова

Ответственный

За выпуск             Старший преподаватель

                              кафедры организации службы,

                              пожарной и аварийно-спасательной

                              подготовки

                              капитан службы гражданской защиты

                              Д.Ю. Беликов


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           3

1. Тематический план дисциплины «Кадровое и

психологическое обеспечение деятельности ГОСС» (очная

форма обучения)                                                                                           ..6

2. Тематический план дисциплины «Кадровое и

психологическое обеспечение деятельности ГОСС» (очная

форма обучения) (заочная форма обучения)                                             7

3. Планы семинарских занятий                                                                     8

4. Порядок выполнения и оформления контрольной

работы (заочная форма обучения)                                                             15

4.1. Методические указания к оформлению контрольной работы      16

5. Задания для контрольных работы                                                         17

5.1. Теоретические вопросы к разделу «Кадровое

 обеспечение деятельности ГОСС»                                                            17

5.2. Теоретические вопросы к разделу «Психологическое

 обеспечение деятельности ГОСС»                                                            18

5.3. Практическое задание                                                                           19

6. Контрольные вопросы                                                                             20

7. Перечень литературы                                                                               24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к проведению семинарских занятий и выполнению контрольных работ (далее – Методические указания) по дисциплине «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности Государственной оперативно-спасательной службы (далее – ГОСС)» составлены на основании требований учебного плана направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриат) очной и заочной формы обучения и рабочей программы по данной дисциплине. Методические указания содержат тематику для подготовки к семинарским занятиям обучающихся очной формы обучения и задания для выполнения контрольной работы обучающимися заочной формы обучения, выполнение которой предусмотрено по учебному плану, а также содержат вопросы и список литературных источников для самоподготовки и подготовки к дифференцированному зачету.

Важно заметить, что подготовка грамотного, волевого, инициативного специалиста, органически сочетающего в себе глубокие знания теоретических основ и практических умений в области кадрового и психологического обеспечения деятельности ГОСС, необходимых для качественного выполнения задач, стоящих перед организациями и подразделениями МЧС ДНР. Методика освоения дисциплины направлена на осуществление необходимых теоретических знаний и практических навыков, достаточных для оказания само- и взаимопомощи, а также для оказания допсихологической помощи пострадавшим на пожарах и ЧС.

Дисциплина «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности ГОСС» базируется на знаниях и умениях, которые студент приобрел при освоении предшествующих дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Профессиональная подготовка пожарного» «Профессиональная подготовка спасателя и введение в АСР», «Профессиональная подготовка диспетчера», «Педагогика и психология», «Правоведение», «Социология», «Организация службы и подготовки», «Основы управленческой деятельности».

Место дисциплины в профессиональной подготовке обучающегося – подготовка к профессиональной деятельности выпускника, связанной с организацией работы коллектива исполнителей, направленной на успешное выполнение служебных задач в системе МЧС ДНР. Изучаемый курс является основой для специальных дисциплин в процессе подготовки обучающихся к боевым действиям на пожарах, аварийно-спасательным работам при ликвидации ЧС, осуществлению надзорных функций и управленческой деятельности. Полученные в ходе изучения курса знания помогут формированию стрессоустойчивости и профессиональной эффективности будущего специалиста

 

 

1. Тематический план дисциплины «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности ГОСС» (очная форма обучения)

Наименование тем

(содержательных модулей)

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Практ. (семин.)

Лабор.

СРС

Раздел 1. Кадровое обеспечение деятельности ГОСС

 

Тема 1.1. Введение в учебную дисциплину. Основные службы МЧС ДНР и их кадровый состав.

8

2

2

 

4

Тема 1.2. Система работы с кадрами

10

2

2

 

6

Тема 1.3. Отбор, подготовка, расстановка и перемещение кадров

12

4

2

 

6

Тема 1.4. Рабочее время и время отдыха личного состава

8

2

2

 

4

Тема 1.5. Оценка и аттестация кадров МЧС

8

2

2

 

4

Тема 1.6. Организация воспитательной работы в системе МЧС

10

2

4

 

4

Тема 1.7. Стимулирование служебно-трудовой деятельности личного состава ГОСС.

8

2

2

 

4

Раздел 2. Психологическое обеспечение деятельности ГОСС

 

Тема 2.1. Экстремальная психология. Основы кризисной и экстремальной психологии

8

2

2

 

4

Тема 2.2. Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля

8

2

2

 

4

Тема 2.3. Профессиональный стресс. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса.

8

2

2

 

4

Тема 2.4. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Особенности общения с пострадавшими в ЧС

16

4

4

 

8

Тема 2.5. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей

12

2

2

 

8

Тема 2.6. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях и на пожаре

8

2

2

 

4

Тема 2.7. Суицид. Психологическая помощь при демонстративном суициде.

8

2

2

 

4

Тема 2.8. Методы и приемы саморегуляции

12

2

2

 

8

Дифференцированный зачет

 

Всего:

144

34

34

 

76

2. Тематический план дисциплины «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности ГОСС» (заочная форма обучения)

Наименование тем

(содержательных модулей)

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Практ. (семин.)

Лабор.

СРС

Раздел 1. Кадровое обеспечение деятельности ГОСС

 

Тема 1.1. Введение в учебную дисциплину. Основные службы МЧС ДНР и их кадровый состав.

8

2

2

-

4

Тема 1.2. Система работы с кадрами

10

-

-

-

10

Тема 1.3. Отбор, подготовка, расстановка и перемещение кадров

12

-

-

-

12

Тема 1.4. Рабочее время и время отдыха личного состава

8

-

-

-

8

Тема 1.5. Оценка и аттестация кадров МЧС

8

-

-

-

8

Тема 1.6. Организация воспитательной работы в системе МЧС

10

-

-

-

10

Тема 1.7. Стимулирование служебно-трудовой деятельности личного состава ГОСС.

8

-

-

-

8

Раздел 2. Психологическое обеспечение деятельности ГОСС

 

Тема 2.1. Экстремальная психология. Основы кризисной и экстремальной психологии

8

-

2

-

6

Тема 2.2. Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля

8

-

-

-

8

Тема 2.3. Профессиональный стресс. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса.

8

-

-

-

8

Тема 2.4. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Особенности общения с пострадавшими в ЧС

16

-

-

-

16

Тема 2.5. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей

12

-

-

-

12

Тема 2.6. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях и на пожаре

8

-

-

-

8

Тема 2.7. Суицид. Психологическая помощь при демонстративном суициде.

8

-

-

-

8

Тема 2.8. Методы и приемы саморегуляции

12

-

-

-

12

Дифференцированный зачет

 

Всего:

144

2

4

 

138

3. Планы семинарских занятий

План семинара №1

по теме: Основные службы МЧС ДНР и их кадровый состав

1. МЧС ДНР – основные функции, задачи, сфера деятельности, кадровый состав.

2. Кадры, работа с кадрами, кадровая политика МЧС ДНР – основные понятия.

3. Государственная оперативно-спасательная служба (далее – ГОСС) (основные понятия, органы управления, силы оперативного реагирования).

4. Структурные подразделения МЧС ДНР.

5. Территориальные органы и подчиненные подразделения МЧС ДНР.

6. Штатная структура ГПСО (ПСЧ).

Вопросы для самопроверки

1 Какие функции осуществляет МЧС ДНР, являясь органом исполнительной власти?

2. Какие территориальные органы входят в систему МЧС ДНР?

3. Входит ли ГОСС в систему МЧС ДНР?

4. Какие основные цели работы с кадрами?

5. Какая основная цель кадровой политики МЧС ДНР?

6. Чем отличается структура ГПСО г. Донецк от ГПСО г. Харцызск?

7. Кто входит в кадровый состав МЧС ДНР?

8. Кто утверждает предельную штатную численность МЧС ДНР?

9. Кто назначает на должность и освобождает с должности в структуре МЧС ДНР?

План семинара №2

по теме: Система работы с кадрами

1. Система работы с кадрами. Основные элементы (виды деятельности) системы работы с кадрами МЧС.

2. Структура Департамента кадровой политики МЧС ДНР и основные виды деятельности структурных элементов.

3. Кадровый потенциал МЧС ДНР. Основные характеристики кадрового потенциала.

4. Цель и задачи кадровой политики МЧС ДНР.

5. Основные принципы кадровой политики МЧС ДНР. Подробно раскрыть понятие любого из принципов.

Вопросы для самопроверки

1. Как влияет работа с кадрами на функционирование и перспективы развития МЧС ДНР?

2. Какие два основных направления деятельности кадровых органов МЧС ДНР?

3. Что включено в перечень способностей и возможностей кадрового потенциала?

4. Является ли воспитание у личного состава МЧС высокого чувства патриотизма и гражданственности одной из основных задач кадровой политики МЧС ДНР?

5. Какими параметрами характеризуется квалификационный потенциал кадров?

6. Какие личностные характеристики кандидата, кроме основных профессиональных, учитываются в современных тенденциях подбора и расстановки кадров?

7. Каким законодательным актом определяется сущность служебной дисциплины, права и обязанности лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы?

8. Что определяет Кодекс чести сотрудника МЧС?

План семинара №3

по теме: Отбор, подготовка, расстановка и перемещение кадров

1. Отбор кадров на Государственную оперативно-спасательную службу в органы и подразделения МЧС ДНР. Отличия от критериев отбора в МЧС РФ (Республики Беларусь или др.).

2. Личное дело лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР. Структура и основные требования относительно порядка ведения и хранения личных дел.

3. Профессиональная подготовка лиц рядового и начальствующего состава МЧС ДНР. Профессиональные требования к сотрудникам оперативно-спасательных служб в современном мире (на примере МЧС РФ, Республики Беларусь или др.).

4. Назначение на должности и перемещения по службе лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР. Квалификационные требования к должностям рядового и начальствующего состава ГОСС.

5. Работа по формированию резерва кадров в системе МЧС ДНР (задачи, этапы, критерии отбора). Современное видение системы работы с резервом кадров (на примере МЧС РФ, Республики Беларусь или др.).

Вопросы для самопроверки

1. Какие возрастные ограничения установлены к кандидатам на службу в органы и подразделения ГОСС?

2. Какие условия принятия на Государственную оперативно-спасательную в органы и подразделения МЧС ДНР предъявляются к женщинам?

3. Наличие какого уровня образования, согласно квалификационным требованиям, предусматривается к должностям рядового и начальствующего состава?

4. Какие специальные звания установлены в органах и подразделениях ГОСС и сроки их выслуги?

5. Что собой представляет личное дело лиц рядового и начальствующего состава ГОСС?

6. Что собой представляет послужной список лиц рядового и начальствующего состава МЧС ДНР?

7. Какие основные задачи профессиональной подготовки?

8. Каким путем осуществляется профессиональная подготовка?

9. Из каких этапов складывается работа по формированию резерва кадров?

10. Что учитывается при отборе кандидатов на включение в кадровые резервы?

11. При каких условиях и на какие должности происходит перемещение по службе в ГОСС?

12. Какая должность считается вышестоящей?

План семинара №4

по теме: Организация воспитательной работы в системе МЧС

1. Воспитательная работа в системе МЧС ДНР, как система формирования профессионально-значимых качеств личности сотрудников. Основные направления воспитательной работы.

2. Принципы, методы и средства воспитания сотрудников МЧС.

3. Структура воспитательной работы с личным составом МЧС. Информационно-воспитательная работа и ее составные части.

4. Работа по укреплению дисциплины и правопорядка, как составная часть воспитательной роботы в системе МЧС.

5. Социальная работа – структурная часть воспитательной работы в системе МЧС.

6.Организация психологической и культурно-досуговой работ в воспитательном процессе личного состава МЧС.

7. Наставничество, как один из важнейших этапов адаптации молодого специалиста.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется воспитательной работой в системе МЧС?

2. Какие субъекты и объекты входят в систему воспитания сотрудников МЧС?

3. Какие основные задачи решаются в результате проведения воспитательной работы в системе МЧС ДНР?

4. По каким основным направлениям проводится воспитательная работа в структуре МЧС?

5. Какие группы методов воспитания используются в работе с сотрудниками МЧС?

6. Какие существуют формы проведения воспитательной работы?

7. Какие служебные ритуалы проводятся в структуре МЧС ДНР?

8. Кто организовывает и проводит воспитательную работу в структуре МЧС ДНР?

9. Как осуществляется планирование воспитательной работы?

10. Что называется информационно-воспитательной работой?

11. Какие задачи решаются при проведении информационно-воспитательной работы?

12. Какие цели индивидуально-воспитательной работы?

13. Какие задачи решаются при проведении индивидуально-воспитательной работы?

14. Какие существуют формы проведения индивидуально-воспитательной работы?

15. С кем проводиться индивидуально-воспитательная работа?

16. Какие цели и задачи наставничества?

План семинара №5

по теме: Стимулирование служебно-трудовой деятельности личного состава МЧС

1. Потребности человека. Удовлетворение потребностей человека – основа служебно-трудовой активности людей.

2. Стимулирование, как способ социального управления. Стимулирование служебно-трудовой активности личного состава МЧС.

3. Дисциплинарная практика – основная составляющая часть в системе стимулирования служебно-трудовой деятельности личного состава МЧС.

4. Меры морального и материального поощрения личного состава МЧС за успехи в служебно-трудовой деятельности.

5. Дисциплинарное наказание, как форма стимулирования служебно-трудовой деятельности личного состава МЧС.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой потребность человека?

2. Что является главным основным средством удовлетворения потребностей человека?

3. Что такое мотивация?

4. Что такое служебная дисциплина?

5. Чем достигается служебная дисциплина?

6. Что называется нарушением служебной дисциплины?

7. Что называется дисциплинарным проступком?

8. Что называется грубым дисциплинарным проступком?

9. Какие виды дисциплинарных взысканий налагаются на личный состав ГОСС?

10. Что называется дисциплинарным взысканием?

11. Какие бывают виды поощрений личного состава ГОСС?

План семинара №6

по темам: Экстремальная психология. Основы кризисной и экстремальной психологии. Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля.

1. Экстремальная ситуация. Факторы, определяющие экстремальность. Экстремальные условия.

2. Психология кризисов (классификация кризисов; кризисы развития или возрастные кризисы).

3. Профессиональное становление личности. Кризисы профессионального становления.

4. Профессиональная пригодность человека.

5. Профессиональные деструкции и деформации.

6. «Профессиональное выгорание».

Вопросы для самопроверки

1. Что называется экстремальной психологией?

2. Какая основная задача экстремальной психологии?

3.Что является предметом изучения экстремальной психологии?

4. Что называется экстремальной ситуацией?

5. Понятие «Профессиональный кризис».

5. Что называется профессиональным здоровьем?

6. Что называется профессиональным становлением личности?

7. Что называется профессиональной пригодностью?

8. Что называется психологической устойчивостью?

9. Что называется профессиональной деструкцией?

10. Что называется профессиональной деформацией?

11.Что называется «профессиональным выгоранием»?

План семинара №7

по теме: Профессиональный стресс. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса

1. Понятие «стресс» и его симптомы. Стрессы. Характерные для управленческой деятельности.

2. Механизмы психологической защиты личности от стрессов.

3. Острая стрессовая реакция.                               

4. Острое стрессовое расстройство.

5. Посттравматическое стрессовое расстройство.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется стрессом?

2. Что называется дистрессом?

3. Что называется эустрессом?

4. Назовите основные симптомы стресса.

5. Кода возникает информационный стресс?

6. Когда возникает эмоциональный стресс?

7. С чем связан коммуниктивный сресс?

8. Назовите основные механизмы психологической защиты личности.

9. Что называется острой стрессовой реакцией?

10. Что называется острым стрессовым расстройством (ОСР)?

11. Что называется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)?

12. Какие основные группы симптомов ПТСР?

План семинара №8

по теме: Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Особенности общения с пострадавшими в ЧС

1. Субъекты экстремальной ситуации.

2. Приемы активного слушания.

3. Принципы общения с пострадавшим во время проведения аварийно-спасательных работ.

4. Основные принципы общения с «жертвой» в очаге ЧС и после ее извлечения (спасения).

5. Экстренная «информационная терапия».

                                                                                   

Вопросы для самопроверки

1. На какие группы классифицируются пострадавшие, подвергшиеся воздействию негативных факторов экстремальной ситуации?

2. Что подразумевает под собой понятие «активное слушание»?

3. Какие существуют основные приемы активного слушания?

3. Какие голосовые характеристики человека, испытывающего состояние тревоги или нервное перенапряжение?

4. Какие распространенные ошибки при применении приемов активного слушания?

5. Какие существуют элементы косвенного внушения в общении с пострадавшим?

6. Какие существуют этапы общения (работы) с временно изолированным человеком?

7. Какова основная цель «информационной терапии»?

План семинара №9

по темам: Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях и на пожаре

1. Определение толпы. Виды толпы.

2. Механизмы массовой паники.

3. Приемы управления толпой.

4. Психофизиологические особенности реакции человека при возникновении пожара.

5. Взаимосвязь темперамента и поведения человека в условиях возникновения пожара.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «страх»?

2. Что такое «ужас»?

3. Что такое «ярость»?

4. Что такое «паника»?

5. Какие существуют основные виды толпы?

6. Какие существуют комплексы предпосылок превращения организованной группы в паническую толпу?

7. Классификация паники.

8. Этапы развития паники.

9. Каков механизм развития паники?

10. Какие существуют реакции людей при пожаре?

План семинара №10

по темам: Суицид. Психологическая помощь при демонстративном суициде. Методы и приемы саморегуляции.

1. Суицид. Суицидальные мысли, намерения, действия.

2. Классификация суицидов, мотивов и поводов суицидального поступка.

3. Помощь при попытке суицида.

4. Закономерности и структура саморегуляции.

5. Приемы саморегуляции.

6. Психофизиологические методы саморегуляции.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие «суицид».

2. Что подразумевает под собой понятие «суицидальное поведение»?

3. Какие бывают формы суицидального поведения?

4. Какие выделяют основные мотивы суицида?

5. Какая основная причина суицидальных действий?

6. Приведите классификацию мотивов и поводов суицидального поступка (по А. Г. Абрумовой).

7. Какие лица, по мнению экспертов ВОЗ, относятся к «группе риска»?

8. Назовите антисуицидальные факторы личности.

9. Назовите классификацию суицидов.

10. Какие основные признаки приближающегося суицида?

11. Назовите виды суицидальных актов.

12. Назовите этапы оказания экстренной допсихологической помощи абоненту-суициденту.

13. Какие профилактические меры, способствующие повышению стрессоустойчивости и предотвращению формирования суицидального поведения, Вы знаете?

14. Назовите основные факторы психической дезадаптации.

15. Какие факторы определяют психологическую устойчивость сотрудника МЧС?

16. Что называется «саморегуляцией»?

17. Назовите основные уровни саморегуляции.

18. Приведите структуру саморегуляции.

4. Порядок выполнения и оформления контрольной работы

(заочная форма обучения)

Контрольная работа предназначена для проверки теоретических и практических знаний обучающихся, усвоенных в результате изучения дисциплины «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности ГОСС», входящей в вариативную часть по выбору вуза цикла учебного плана по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриат) заочной формы обучения.

Основная цель контрольной работы по данной дисциплине – научиться: понимать роль и место руководителя в организации МЧС и содержание его деятельности; работать с законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы (работы) личного состава в системе МЧС; использовать в практической деятельности основные законодательные акты ДНР, ведомственные и другие нормативные правовые акты, регулирующие служебно-трудовые отношения в системе работы с кадрами служб МЧС; применять и разрабатывать в практической деятельности распорядок дня в организации МЧС и решать вопросы по обеспечению безопасных условий труда личного состава; уметь компетентно и оформлять основные документы кадровой службы; применять в практической деятельности виды стимулирования служебно-трудовой деятельности личного состава МЧС; применять многообразные формы и методы воспитательной работы с личным составом, координировать и направлять их на успешное выполнение служебно-трудовых задач; работать с нормативными правовыми актами по прекращению (приостановлению) службы (работы) и увольнению личного состава из МЧС; использовать приобретенные учащимися и практические навыки для оказания само- и взаимопомощи, а также для оказания допсихологической помощи пострадавшим на пожарах и ЧС.

Выполнение данной контрольной работы позволяет овладеть обучающимся навыками: взаимодействия между службами и подразделениями МЧС; правилами расстановки и перемещения сотрудников (работников) в процессе прохождения ими службы (работы); условиями отбора граждан на службу (работу) в МЧС ДНР; руководителя организации МЧС в регулировании рабочего времени и времени отдыха личного состава; проведения работы аттестационной комиссии в организации МЧС; правовой и социальной защиты личного состава МЧС; дисциплинарной практики в воспитании личного состава; проведения анализа по основным параметрам сотрудника (стаж службы, образование, возраст и т.д.); регулирующие служебно-трудовые отношения в системе работы с кадрами служб МЧС; поддержанием эффективного внутригруппового взаимодействия; методиками проведения различных видов занятий с личным составом подразделений; быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни.

Контрольная работа по дисциплине «Кадровое и психологическое обеспечение деятельности ГОСС», которая изучается обучающимися в течение одного семестра, выполняется в 10 семестре и отображает остаточный и базовый уровень усвоения и понимания материала. Задания на контрольную работу выбирается обучающемся, согласно таблицы 4.1.

Таблица 4.1. Порядок выбора заданий для контрольной работы

Первый вопрос

Второй вопрос

Практическое задание

№п/с*

№п/с

№п/с (после 12 задания в циклической последовательности)

*- номер по списку в журнале

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и одного практического задания. Вопросы и задания приведены в разделе 5 настоящих Методических указаний.

В помощь обучающемуся для успешного выполнения контрольной работы и самостоятельной подготовке к дифференцированному зачету выдается данное учебно-методическое пособие (в печатном или электронном виде).

4.1. Методические указания к оформлению контрольной работы

Контрольная работа оформляется в виде реферата с необходимыми расчетами, таблицами, графиками и т.д. в соответствии со следующими требованиями:

1. Документ должен быть создан на компьютере в программе Microsoft Word.

2. Формат стандартный – А4, печать односторонняя.

3. Поля страницы: левое – 30 мм, справа 10 мм, сверху и снизу – 20 мм.

4. Выравнивание текста – по ширине. Красная строка оформляется на одном уровне на всех страницах реферата. Отступ красной строки равен 1,25 см.

5. Шрифт основного текста – Times New Roman. Размер – 14 п. Цвет – черный. Интервал между строками – полуторный.

6. Нумерация страниц ведется с титульного листа, но сам лист не нумеруют. Используются арабские цифры.

7. Ссылки на использованные источники литературы даются в квадратных скобках. В ссылке приводится порядковый номер источника по списку с указанием страницы. Например, [1, с. 56].

8. Объем контрольной работы – до 10 страниц.

Рекомендуется следующая структура контрольной работы:

титульный лист;

задание;

содержание;

основная часть;

заключение;

список использованных источников;

приложение (по мере необходимости).

Титульный лист контрольной работы является ее первым листом и используется в качестве обложки контрольной работы. Форма титульного листа представлена в приложении 1.

Листы с найденными ошибками после проверки не вырываются. Все исправления делаются в тексте или, при необходимости, на отдельных листах, которые добавляются в контрольную работу.

На титульном листе контрольной работы и на задании обучающийся ставит свою подпись и дату окончания работы. Обучающийся, выполнивший контрольную работу в соответствии с указанными требованиями, допускается к защите работ.

5. Задания для контрольных работ

5.1. Теоретические вопросы к разделу «Кадровое обеспечение деятельности ГОСС»

1. Виды служб МЧС ДНР (структурные, территориальные и подчиненные подразделения МЧС ДНР).

2. МЧС ДНР – основные функции, задачи, сфера деятельности, кадровый состав.

3. Системный подход в управлении МЧС.

4. Государственная оперативно-спасательная служба (далее – ГОСС) МЧС ДНР (основные понятия, органы управления, силы оперативного реагирования).

5. Кадровая политика МЧС ДНР (цели, задачи, принципы).

6. Кадры. Система работы с кадрами в МЧС ДНР. Основные элементы системы.

7. Порядок отбор кадров в органы и подразделения МЧС ДНР. Организация работы с кандидатами для принятия на службу в МЧС ДНР.

8. Профессиональная подготовка кадров МЧС ДНР.

9. Личное дело лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР – основной носитель персональной информации о сотруднике, его структура и содержание.

10. Основные требования относительно порядка ведения и хранения личных дел лиц рядового и начальствующего состава.

11. Порядок оформления и ведения послужного списка лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР.

12. Назначение на должности и перемещения по службе лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР.

13. Система работы с резервом кадров в структуре МЧС. Тенденции развития.

14. Понятие и виды времени отдыха личного состава служб МЧС. Виды отпусков, их продолжительность и порядок предоставления личному составу.

15. Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР.

16. Понятия «оценка» и «аттестация» кадров (сравнительный анализ). Основные задачи аттестации.

17. Порядок проведения аттестации в структуре МЧС ДНР.

18. Стимулирование, как способ социального управления. Стимулирование служебно-трудовой активности личного состава МЧС ДНР.

19.Дисциплинарная практика – основная составляющая часть в системе стимулирования служебно-трудовой деятельности личного состава МЧС ДНР.

20. Меры морального и материального поощрения личного состава МЧС за успехи в служебно-трудовой деятельности.

21. Воспитательная работа в системе МЧС ДНР, как система формирования профессионально-значимых качеств личности сотрудников. Основные направления воспитательной работы.

22. Работа по укреплению дисциплины и правопорядка, как составная часть воспитательной роботы в системе МЧС ДНР.

23.Организация психологической и культурно-досуговой работ в воспитательном процессе личного состава МЧС ДНР.

24. Наставничество, как один из важнейших этапов адаптации молодого специалиста.

25. Совет собраний лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР, как орган коллективной деятельности подразделений ГОСС.

5.2. Теоретические вопросы к разделу «психологическое обеспечение деятельности ГОСС»

1. Экстремальная психология. Становление экстремальной психологии.

2. Экстремальная ситуация. Факторы, определяющие экстремальность. Экстремальные условия.

3. Кризис. Классификация кризисов.

4. Профессиональные кризисы.

5. Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления.

6. Профессиональная пригодность специалиста экстремального профиля.

7. Профессиональная деструкция специалиста экстремального профиля.

8. «Профессиональное выгорание». Основные стадии «профессионального выгорания».

9. Факторы, влияющие на развитие «профессионального выгорания».

10. Понятие «стресс». Симптомы стресса.

11. Механизмы психологической защиты личности от стресса.

12. Последствия стресса. Основные симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

13. Субъекты экстремальной ситуации (условные группы людей, подвергшиеся воздействию негативных факторов чрезвычайной ситуации).

14. Особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС.

15. Особенности общение с «жертвой» в очаге ЧС.

16. Определение толпы. Виды толпы.

17. Понятие «паника». Классификация и этапы развития паники. Механизмы развития паники.

18. Приемы управления толпой и способы борьбы с паникой.

19. Стрессовые состояния в условиях пожара. Факторы ситуаций при пожаре и их психологическое воздействие.

20. Модель поведения людей при пожаре. Общие методические рекомендации по учету психологических факторов поведения людей при пожаре.

21. Понятие «суицид». Суицидальные мысли, намерения, действия.

22. Классификация мотивов и поводов суицидального поступка. Классификация суицидов.

23. Помощь при попытке суицида. Группы риска.

24. Особые условия деятельности сотрудника ГОСС. Факторы, определяющие психологическую устойчивость сотрудника ГОСС.

25. Закономерности и структура саморегуляции. Классификация приемов саморегуляции. Психофизиологические методы саморегуляции.

5.3. Практическое задание

1. Выполнить графически структуру территориального (подчиненного) подразделения МЧС ДНР, в котором проходит службу обучающийся. Указать направление деятельности каждого структурного элемента. (Для обучающихся являющимися сотрудниками структурных подразделений Министерства – ГПСО г. Донецк).

2. Составить Индивидуальный план обучения и воспитания молодого специалиста и Заключение о результатах работы по наставничеству.

3. Подготовить Протокол и Решение Совета собрания лиц рядового и начальствующего состава подразделения МЧС ДНР, в котором проходит службу обучающийся.

4. Подготовить Служебную карточку, один лист Журнала учета поощрений и Журнала учета дисциплинарных взысканий с фиксацией в них одного поощрения и одного дисциплинарного взыскания.

5. Подготовить и заполнить бланк Информации о происшествиях с участием сотрудников подразделений МЧС ДНР и один лист Журнала учета происшествий с участием личного состава по данному происшествию.

6. Подготовить и заполнить Дневник учета индивидуальной воспитательной работы (количество личного состава, с которым проводиться ИВР – не менее 3 человек).

7. Подготовить и заполнить Послужной список (дополнительные данные для заполнения: не менее 2-х предыдущих мест работы; прохождение службы в Вооруженных Силах; две любые ведомственные награды; одно взыскание; семейное положение – женат (замужем), один ребенок).

8. Подготовить структуру Личного дела (титульный лист, разделы с перечнем документов, которые хранятся в каждом разделе).

9. Составить личную Биографическую справку.

10. Подготовить Представление и Основание к представлению на перемещение на высшую должность.

11. Подготовить Лист беседы при увольнении сотрудника.

12. Произвести расчет коэффициенты текучести кадров за год и объяснить порядок его расчёта (среднесписочная численность сотрудников – 82 человека, количество уволенных сотрудников за отчетный период – 6 человек). Сделать вывод по абсолютной норме текучести.

6. Контрольные вопросы

1. Сфера деятельности и кадровый состав МЧС ДНР.

2. Системный подход в управлении МЧС.

3. Структурные подразделения МЧС ДНР.

4. Территориальные органы и подчиненные подразделения МЧС ДНР.

5. Органы управления Государственной оперативно-спасательной службы.

6. Силы оперативного реагирования Государственной оперативно-спасательной службы.

7. Кадровая политика МЧС ДНР, ее цели и задачи.

8. Основные принципы кадровой политики МЧС ДНР. Подробно раскрыть понятие любого из принципов.

9. Кадры. Кадровый потенциал и его характеристики.

10. Система работы с кадрами. Основные элементы системы работы с кадрами МЧС.

11. Структура Департамента кадровой политики МЧС ДНР и основные направления деятельности структурных элементов.

12. Требования, предъявляемые к кандидатам на Государственную оперативно-спасательную службу в органы и подразделения МЧС ДНР.

13. Этапы изучения личных и профессиональных качеств кандидата для принятия на Государственную оперативно-спасательную службу в МЧС ДНР.

14. Квалификационные требования к должностям в органах и подразделениях МЧС ДНР.

15. Личное дело лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР и его структура.

16. Основные требования относительно порядка ведения и хранения личных дел.

17. Послужной список и его структура. Требования к оформлению и ведению послужного списка.

18. Профессиональная подготовка кадров и ее основные задачи.

19. Пути реализации профессиональной подготовки и ее виды.

20 Виды перемещения по службе лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР.

21. Порядок перемещения по службе лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР на высшую должность.

22. Порядок перемещения по службе лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР на равнозначную и низшую должности.

23. Сроки выслуги в специальных званиях рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР.

24. Основные этапы работа по формированию резерва кадров в системе МЧС ДНР.

25. Критерии отбора кандидатов на включение в кадровые резервы на предполагаемую должность.

26. Служебное время и время отдыха. Виды времени отдыха.

27. Порядок привлечения сотрудников МЧС ДНР к выполнению служебных обязанностей сверх установленного служебного времени.

28. Организация круглосуточного несения службы в подразделениях государственной пожарной охраны.

29. Виды отпусков лиц рядового и начальствующего состава ГОСС МЧС ДНР.

30. Порядок предоставления ежегодного основного и дополнительного отпусков.

31. Оценка кадров и ее сущность.

32. Цели оценки кадров.

33. Функции оценки кадров.

34. Аттестация – как метод оценки кадров. Основные задачи аттестации.

35. Основные отличия аттестации от других методов оценки.

36. Порядок проведения аттестации в МЧС ДНР.

37. Потребности человека. Удовлетворение потребностей человека – основа служебно-трудовой активности людей.

38. Мотивация, как составляющая организационной функции управления.

39. Стимулирование, как способ социального управления.

40.Стимулирование служебно-трудовой активности личного состава МЧС ДНР.

41. Основные нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы дисциплинарной практики для различных категорий кадрового состава МЧС ДНР.

42. Дисциплина и ее виды в структуре МЧС,

43. Служебная дисциплина и методы ее достижения.

44. Нарушение служебной дисциплины. Дисциплинарный проступок.

45. Грубый дисциплинарный проступок и его виды.

46. Поощрение личного состава ГОСС. Виды поощрения.

47. Дисциплинарное взыскание. Виды дисциплинарных взысканий.

48. Обязанности лиц рядового и начальствующего состава ГОСС по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины.

49. Обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины.

50. Приказ. Обязательность выполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника).

51. Воспитательная работа в МЧС ДНР. Основные элементы системы воспитания.

52. Основные задачи воспитательной работы в структуре МЧС ДНР.

53. Основные принципы воспитания сотрудников МЧС ДНР.

54. Основные направления воспитательной работы в МЧС ДНР.

55. Основные группы методов воспитания сотрудников МЧС ДНР.

56. Основные средства и формы воспитания сотрудников МЧС.

57. Служебные ритуалы в МЧС ДНР.

58. Обязанности руководителя (начальника) в вопросах организации и проведения воспитательной работы.

59. Информационно-воспитательная работа (цель и задачи).

60. Индивидуально-воспитательная работа (цель и задачи).

61. Формы проведения индивидуально-воспитательной работы.

62. Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделениях МЧС ДНР.

63. Информационно-пропагандистская работа (основные формы проведения).

64. Плановое информирование и периодичность его проведения.

65. Правовое информирование и периодичность его проведения.

66. Работа по укреплению служебной (трудовой) дисциплины и правопорядка, ее основные задачи.

67. Основные направления работы по укреплению служебной (трудовой) дисциплины и правопорядка.

68. Основные формы проведения работы по укреплению служебной (трудовой) дисциплины и правопорядка.

69. Основные методы проведения работы по укреплению служебной (трудовой) дисциплины и правопорядка.

70. Социальная работа (цель и задачи).

71. Направления и формы проведения социальной работы.

72. Психологическая работа (формы и методы проведения).

73. Культурно-досуговая работа (цели и задачи).

74. Основные направления проведения культурно-досуговой работы.

75. Основные формы проведения культурно-досуговой работы.

76. Цель и задачи наставничества.

77. Организация наставничества в подразделениях МЧС ДНР (когда, с кем и на какой срок).

78. Обязанности наставника.

79. Обязанности молодого специалиста, в отношении которого проводится наставническая работа.

80. Функции и цели Совета собрания лиц рядового и начальствующего состава в подчиненных подразделениях ГОСС МЧС ДНР.

81. Экстремальная ситуация. Факторы, определяющие экстремальность.

82. Экстремальные условия.

83. Классификация кризисов.

84. Кризисы профессионального становления.

85. Профессиональная пригодность человека.

86. Профессиональные деструкции.

87. «Профессиональное выгорание».

88. Стресс и его симптомы.

89. Механизмы психологической защиты личности от стрессов.

90. Острая стрессовая реакция.

91. Острое стрессовое расстройство.

92. Посттравматическое стрессовое расстройство.

93. Субъекты экстремальной ситуации.

94. Основные принципы общения с «жертвой» в очаге ЧС и после ее извлечения (спасения).

95. Определение толпы. Виды толпы.

96. Механизмы массовой паники.

97. Приемы управления толпой.

98. Психофизиологические особенности реакции человека при возникновении пожара.

99. Понятие «суицид».

100. Суицидальные мысли, намерения, действия.

101. Классификация суицидов,

102. Помощь при попытке суицида.

103. Структура саморегуляции.

104. Приемы саморегуляции.

105. Психофизиологические методы саморегуляции.

 

 

7. Перечень литературы

Основная:

1. Конституция ДНР.

2. Закон ДНР О Государственной оперативно-спасательной службе, принятый Постановлением Народного Совета 30 апреля 2016 г. № 127-IНС.

3. Закон ДНР О пожарной безопасности, принятый Постановлением Народного Совета 30 сентября 2016 г. №151-IНС.

4. Закон ДНР Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, принятый Постановлением Народного Совета 18 марта 2016 г. № 115-IНС.

5. Кодекс законов о труде ДНР.

6. Положение о МЧС ДНР, утвержденное Указом Главы ДНР от 12 апреля 2019 г. №98

7. Дисциплинарный Устав Государственной оперативно-спасательной службы, утвержденный указом Главы ДНР 27 декабря 2018 г. №158.

8. Положение о порядке прохождения Государственной оперативно-спасательной службы лицами рядового и начальствующего состава, утвержденное Постановлением Совета Министров ДНР от 13 сентября 2018 г. № 2-36.

9. Присяжнюк, Н.Л. Основы управления в ГПС и РСЧС: Учебное пособие/ Н.Л. Присяжнюк, Т.А. Ломаева, Е.Н. Ломаев и др. Под общей ред. Ломаевой Т.А. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 150 с.

10. Семиков В.Л., Рязанов В. А., Соболев Н. Н. и др. Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности: Учеб. пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 329 с.

11. Рязанов В.А. Теория управления социально-экономическими системами. Курс лекций /В.А. Рязанов; Под общ. ред. Н.Л Присяжнюка. –М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 240 с.

12. Оценка персонала: учебник и практикум для академического бакалавриата /. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 378 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

13. Решение коллегии МЧС РФ от 16 июня 2010 г. №4/II «Об утверждении кадровой политики МЧС России на период до 2020 г.», утвержденное приказом МЧС РФ от 01 июля 2010 №306.

14. Михайлов Л.А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях. СПб, 2009.

15. Сидоров П., Маруняк С. Психология катастроф. М, 2009.

Дополнительная:

16. Порядок приема на службу, оформления и ведения личных дел, назначения на должность и перемещения по службе, увольнения со службы сотрудников МЧС ДНР, утвержденный приказом МЧС ДНР от 19 января 2015 г. № 23.

17. Инструкция о порядке проведения аттестации лиц рядового и начальствующего состава структурных и подчиненных подразделений Министерства, утвержденная приказом МЧС ДНР от 20 января 2015 г. № 25.

18. Положение об организации и ведении воспитательной работы в МЧС ДНР и его подчиненных подразделениях, Положение о наставничестве в МЧС ДНР и его подчиненных подразделениях, Положение об организации работы Совета собраний лиц рядового и начальствующего состава в МЧС ДНР и его подчиненных подразделениях, утвержденные приказом МЧС ДНР №144 от 18 марта 2015 г.

19. Порядок ведения дневника учета индивидуальной воспитательной работы с личным составом МЧС ДНР и его подчиненных подразделений, утвержденный приказом МЧС ДНР №214 от 05 июля 2019 г.

20. Временная Инструкция об организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений МЧС ДНР, утвержденная приказом МЧС ДНР № 417 от 03 мая 2016 г.

21. Порядок организации проведения служебных расследований в МЧС ДНР и его подчиненных подразделениях, утвержденный приказом МЧС ДНР № 28 от 23 января 2015 г.

22. Кодекс чести сотрудника Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом МЧС ДНР №493 от 23 мая 2016 г.

23. Положение о порядке награждения (поощрения), вручения, учета и хранения ведомственных знаков отличия МЧС ДНР и удостоверений к ним, поощрительных документов, утвержденных приказом МЧС ДНР №345 от 15 апреля 2016 (с дополнениями).

24. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /И.И. Семенова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 199 с.

25. Психология экстремальных ситуаций для пожарных и спасателей / под ред. Ю.С.Шойгу. М.,2007.

26. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.,2007.

27. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации (Справочник практического психолога). М.,2005.

28. Психология деятельности в экстремалтьных ситуациях. – 2 изд. Испр. Доп. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. 292 с.

29. Алиев X. Метод управляемой психофизиологической саморегуляции «Ключ», М.: 2003.

30. Большой психологический словарь \Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2005.

31. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М., 2006.

32. Еникеев М. И. Общая психология: Учебник для вузов. - М., 2006.

33. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденный приказом МЧС России от 26 октября 2017 года N472.

34. Устав подразделений пожарной охраны, утвержденный приказом МЧС РФ от 20.10.2017 г. №452.

35. Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Internet-ресурсы

36. Законы Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/.

37. Постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/postanovleniya-narodnogo-soveta-dnr/.

38. Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnr-online.ru/postanovleniya/.

39. Распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnr-online.ru/rasporyazheniya2/.

40. Указы Главы Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnr-online.ru/ukazy/.

41. Распоряжения Главы Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnr-online.ru/rasporyazheniya/.

42. Нормативные правовые акты МЧС ДНР [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dnmchs.ru/index.php?page=prikazy.

43. НПАОТ 0.00-2.02-15, утвержденном приказом Государственного Комитета горного и технического надзора (Гортехнадзор) ДНР №412 от 01 октября 2015 г: Режим доступа: http://gkgtn.ru/info/normativno-pravovye-akty-po-okhrane-truda/normativnye-pravovye-akty-po-okhrane-truda-gortekhnadzora-dnr/.

44. Овечкин Д. В. Современные подходы при подготовке и расстановке кадров в условиях специфики работы в системе МЧС России // Молодой ученый. – 2018. – №41. – С. 135-137. – URL https://moluch.ru/archive/227/52879/.

45. А.В. Матюшин, А.А. Порошин, В.В. Харин, М.В. Шишков, Е.В. Бобринев, Е.Ю. Удавцова. Методика оценки эффективности кадровых органов МЧС России. Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности" Выпуск № 6 (58), 2014 г. Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb.

46. К. пед. н. Р.А. Степанов, к. пед. н. А.А. Шелепенькин, к. пед. н. Д.С. Белкин. Специфика подготовки кадров в системе государственной противопожарной службы МЧС России. Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015 г. Выпуск 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-podgotovki-kadrov-v-sisteme-gosudarstvennoy-protivopozharnoy-sluzhby-mchs-rossii

47. К.пед.н. Воробейчиков О.П., к.пед.н. Губанова О.А. Технологии работы с резервом кадров в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России». 2010 г. Выпуск 2. Режим доступа: https://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V22/12.pdf.

48. Романенко В.И., к. пс. н. Безносов Д.С., Мотивация профессиональной деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2011 г. Выпус 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-professionalnoy-deyatelnosti-sotrudnikov-gosudarstvennoy-protivopozharnoy-sluzhby-mchs-rossii.

49. Жохова М.В. Пути совершенствования механизмов мотивации и стимулирования труда сотрудников МЧС России (на примере Управления по СЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве) Электронный научный журнал «Гос.Рег». 2014. № 1. Режим доступа: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/7number/articles7/Zhohova_7.pdf.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: