I. Гипертимный: С детства отличаются большой подвижностью, общительные, болтливые, чрезмерно самостоятельные, склонны к озорству, недостаточное чувство дистанции в отношении ко взрослым.
Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачняется вспышками раздражимости, гнева, агрессией. Хорошее настроение у этого типа сопровождается хорошим самочувствием. Спят чаще немного, но по утрам встают бодрыми. Имеют хороший аппетит. При сильных нагрузках долго сохраняют силы. Однако душевное напряжение с вынужденным бездельем переносится плохо.
Специфические подростковые поведенческие реакции у гипертимных подростков выражены достаточно сильно. В силу эмансипации с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К этому ведут мелочный контроль, повседневная навязчивая опека.
Склонность к самовольным отлучениям.
Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремление к лидерству.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомых.
Реакция увлечения у гипертимных подростков отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное – непостоянством хобби.
II. Циклоидный тип: у типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 недели. Субдепрессия может сменяться обычным состоянием или периодом подъема, периоды подъема реже, чем субдепрессивным и не такие яркие.
Слабые места: непереносимость одиночества, однообразная и размеренная жизнь, кропотливый труд, неразборчивость в знакомых. В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненных стереотипов. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая леность первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющая необходимость усвоить в короткий срок сессии гораздо большего, чем в школе – это ломает учебный стереотип. Переутомление и астения затягивают субдепрессивный период, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.
В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес – ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.
Увлечения отличаются нестойкостью. В периоды подъема либо возвращаются к своим увлечениям или ищут новые.
Выраженные нарушения несвойственны. Но в периоды подъема склонность к алкоголизации. В субдепрессивном периоде возможен суицид: поведение в виде аффектных попыток или истинных покушений на самоубийство, если в это время подросток подвергся психическим травмам, укрепивших его в мыслях о своей неполноценности. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно.
III. Лабильный тип: В детстве не выделяются среди сверстников. Часто болеют в детстве.
Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Все наделены эмоциональной лабильностью (подростки). Настроение меняется часто, а повода для коренных перемен бывают ничтожны. Настроению присущи не только резкие перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, желание к одиночеству или к шумным компаниям. Соответственно меняется отношение к будущему. Но эти подростки способны испытывать глубокие чувства. Способны на преданную дружбу.
Чуткие ко всякому роду знакам внимания. Утраты тяжело переносятся.
Реакция эмансипации выражаются умеренно. Тяга к группированию подвержена изменениям настроения. В группе не претендуют на роль вожака. Им чужды азарт, коллекционирование, совершенствование своей силы, ловкости, умений.
Хобби у них долго не длятся.
Самооценка отличается искренностью
“Слабое место” - является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.
IV. Астено –невротический тип: Тип, где области психопатий и неврозов соприкасаются. Отношение личности к своим переживаниям, нарушениям как к болезненным, чуждым.
Заболевания хронические соматические – среди таких подростков акцентуации встречаются чаще у болеющих туберкулезом, пневмонией.
С детства проявляют неврастенические признаки – беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание.
С наступлением полового созревания черты сглаживаются. Или может впервые развернуться в подростковом возрасте.
Главные черты: повышенная утомляемость, раздражимость, склонность к ипохондричности. Утомляемость при умственных занятиях. Раздражение по любому поводу изливается на окружающих. Аффектные вспышки связанны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживаются возрастные раздражители в процессе утомления.
Склонность к ипохондризации является типичной чертой. Тщательно прислушиваются к своим телесным ощущениям.
Стремление к эмансипации от старших, тяга к группированию со сверстниками. Тянутся к товарищам, скучают без них, но от них быстро устают, ищут одиночества.
Самооценка обычно отражает ипохондрические установки. Такие подростки замечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.
V.Сенситивный тип: с детства – пугливость, боязливость. Боятся темноты, животных, боятся оставаться одни. Не любят подвижных игр, шумных компаний, застенчивые. Но с теми, к кому они привыкли очень общительны. Отличаются послушанием. Школы пугаются. Учатся старательно, но боятся экзаменов, проверок, отвечать перед всем классом.
Чрезвычайно впечатлительны и резко выраженное чувство собственного недостаточности. Эмансипация выражено слабо.
Рано формируется чувство долга, т.к. подчеркнутое следование идеалам и образу жизни взрослых. У себя видят много недостатков.
Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, а именно там где чувствуют свою неполноценность.
Разборчивы в выборе приятелей, привязчивые в дружбе. Старших больше предпочитаю в качестве друзей.
Увлечение – истинные, гармонирующие с характером и контрастные их настроению, обуславливающие реакции гиперкомпенсации (главное не цель, а результат).
К алкоголизации не склонны.
Самооценка отличается высоким уровнем объективности.
Слабым местом является отношение к ним окружающих, которое служит долгими переживаниями.
VI.Психастенический тип: в детстве проявляются незначительной и ограниченной робостью, пугливостью.
Критический период для развертывание характера в первых классах. Первые требования к чувству ответственности.
Главными чертами в подростковом возрасте является нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий ритуалов, представлений.
Тревожная мнительность. Ярко выступает тревога за мать.
Психологической защитой являются ритуалы, приметы. В некоторых случая даже формализм и педантизм.
Нерешительность и рассуждательство.
Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Склонность к самоанализу распространена размышлениями по поводу мотивов своих поступков и действий.
Спорт и ручные навыки даются плохо.
Эмансипация отсутствует, вместо этого привязанность. Тяга к сверстникам в робких формам.
Увлечения – интеллектуальное хобби.
Самооценка не всегда бывает правильной. Часто тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая противоположные.
VII.Шизоидный тип: Им присуще такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоположных черт холодности и утонченности, упрямства и податливости.
Шизоидные черты выявляются в раннем возрасте. У подростков усиливается замкнутость, отгороженность бросается в глаза. Сами чаще всего страдают от одиночества.
Быстрая истощаемость в контакте. Неспособность к сопереживанию, холодность. Неумение убеждать своими словами других.
Внутренний мир закрыт от посторонних, избранным лишь иногда приоткрывается. Внутренний мир заполнен увлечениями и фантазиями.
Эмансипация может терпеть опеку, но попытки вторжения в их мир вызывают бурную реакцию.
Реакция группирования выражена слабо.
Увлечения отличаются силой, устойчивостью и необычностью(интеллектуально-эстетическое хобби). Увлечениями делятся с немногими. Увлечения мануально-телесного типа направлены на стремление сгладить телесные недостатки.
Сексуальные фантазии таят, переживания скрывают.
Суицидальное поведение не свойственно. Серьезные правонарушения могут совершать во имя группы.
Самооценка отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудность контактов, непонимание со стороны окружающих. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений может достичь крайности (психопатий).
VIII. Эпилептоидный тип: Главная черта – склонность к дисфории, тесно связанная с ними аффектная взрывчатость, напряжения инстинктивной сферы, тугоподвижность, тяжеловесость, инертность. Дисфории затянутые отличаются злобно-тоскливой окраской. В одиночестве достигают успокоения. Поводом для аффектных разрядов служат даже всякие мелочи.
В подростковом возрасте ревность в период дисфории заостряется.
Проявляют склонности к суициду, причиной которого может явиться ревность. Мстительность присуще подросткам этого типа. Они не прощают обид, в результате мщения испытывают радость от наблюдений за своим коварством.
Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию.Увлечением являются азартные игры.
Самооценка носит однобокий характер. Трудный тип для социальной адаптации. При скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.
IX. Истероидный тип: главной чертой является – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, избирательная внушаемость.
Лживость, фантазирование направлены на приукрашение своей персоны. Кажущая эмоциональность оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств.
Истероидные черты с ранних лет. Не выносят дети, когда хвалят других. Игрушки быстро надоедают, желают привлечь к себе взоры.
К подростковому возрасту заострение истерических чувств.
Суицид демонстративный – демонстративное желание привлечь внимание или желание избежать наказание. Как правило, истероидному типу свойственно “бегство в болезнь”.
Алкоголизация носит демонстративный характер
Сохраняют черты детских реакций: оппозиций и имитаций. Эмансипация имеет бурное проявление – побеги, конфликты и т.д.
Претензии на лидерство в группировках. Увлечения в области эгоцентрического хобби.
Самооценка далека от объективности.
X. Неустойчивый тип: безволие, когда дело касается учебы, труда. В детстве непослушание, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Им свойственно заикание, ночной энурез.
С первых классов нет желание учиться, повышенная тяга к развлечениям, удовлетворению, праздности. Рано проявляется тяга к выпивке.
В подростковом периоде стремятся высвободится из под родительской опеки.
Неспособны сами себя занять. Увлечения информативно-коммуникативного типа.
Суицидальная активность неустойчивая. Неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий стереотип.
Слабое место – безнадзорность.
Самооценка – приписывают себе конформные, гипертимные черты.
XI. Конформный тип: Психопатий этого типа не существует. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению.
Постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, благонравие, склонность к ходячей морали, консерватизму. При этом низкий интеллект, как правило. Не критичность сочетается с конфликтностью. Не любят новое, не любят перемен, сложно адаптируются. Неинициативны.
Самооценка может быть не плохой. Конформный тип служит для наслоения других типов.
Слабое место – чрезмерная податливость, привязанность.
XII. Смешанный тип: Смешанные типа делятся на два класса – это промежуточные и альгамные.
· Промежуточные – это лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, сочетание лабильного с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротический с сенситивным и т.д. Формирование обусловлено эндогенными закономерностями.
· Альгамные – формируются как следствие напластования черт одного типа (лабильно-истероидный, эпилептическо-неустойчивый).