Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального
Развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России)
КАФЕДРА ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»
КУРСК - 2011
ТЕМА 10: « Работа с системой управления базами данных. Формирование простых запросов и отчетов»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена необходимостью в умении студентами создавать и использовать запросы и отчеты в MS Access.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.: изучить теоретические сведения по данной теме и научиться создавать простые запросы и отчеты.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
· научить создавать запросы;
· научить связывать таблицы;
· научить создавать отчеты.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
· Н.В.Макарова, В.Б.Волков, Информатика: учебник для вузов/Н.В.Макарова:Питер,2011.-576 с.
Дополнительная литература
· Информатика. Под редакцией С.В. Симоновича. СПб, Питер, 2005.
· Информатика: учеб. для студентов эконом. специальностей высш. учеб. заведений/под ред. Н.В. Макаровой.-3-е перераб. изд. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 765 с.:ил.
· Лопин, В.Н. Система разработки баз данных Microsoft Access: учеб. пособие для студентов всех специальностей /В.Н.Лопин, С.А.Долгарева, Е.В.Фетисова; ГОУ высш. проф. образования, КГМУ, Каф. биомедфизики, информатики с курсом математики.-Курск:КГМУ,2004.-15 с.:ил.
· www.reslib.com
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Что такое запрос?
2. Какие виды запросов бывают?
3. Какие существуют способы создания запросов?
4. Что такое запрос на выборку?
5. Что такое запрос с параметром?
6. Что такое отчет?
7. Какие способы создания отчетов знаете?
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ОСНОВЫДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ИЗУЧИТЬ КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ.
ЗАДАНИЕ
1 Откройте базу данных Стоматологическая клиника.
2 На основе таблицы Пациенты создайте простой запрос на выборку, в котором должны отображаться фамилии, имена, отчества пациентов и их диагноз.
3 Создайте запрос на выборку с параметром, в котором по определенному параметру (в нашем случае по фамилии пациента) должны выводиться фамилия, имя, отчество, адрес пациента. Выполните этот запрос для пациента Гришин.
4 Создайте дополнительную таблицу с именем «Лечение», которая будет содержать следующие поля: № п/п пациента (числовой), № уд врача (числовой), Лечение (поле МЕМО).
5 Заполните таблицу Лечение данными.
6 Определите ключевые поля в таблицах.
7 Свяжите таблицы посредством Схемы данных.
8 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, находящихся на лечении у стоматолога-хирурга.
9 Модернизируйте последний запрос в запрос с параметром: по фамилии врача выберите записи о его пациентах.
10 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, чья фамилия начинается на «И».
11 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, проживающих по улице Ленина (самостоятельно) Имя запроса «Пациенты с Ленина»
12 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах с диагнозом Пульпит и их лечащих врачах (самостоятельно) Имя запроса «Пациенты с пульпитом»
13 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о врачах-женщинах и их пациентах (самостоятельно) Имя запроса «Женщины врачи»
14 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, в чьем лечении присутствует пломбирование зубов (самостоятельно) Имя запроса «Пломбирование зубов»
15 Создайте отчет на основе запроса «Диагноз пациентов».
Выполнение:
Откройте базу данных Стоматологическая клиника.
2. Дня создания простого запроса на выборку:
в окне базы данных откройте вкладку Создание;
· в открывшемся окне щелкните по кнопке Мастер запросов;
· из появившихся пунктов окна «Новый запрос » выберите Простой запрос и щелкните по кнопке ОК;
· в появившемся в строке Таблицы/запросы выберите таблицу Пациенты (если других таблиц или запросов не было создано, она будет одна в открывающемся списке);
· в окне «Доступные поля » выделите Фамилия; и щелкните по кнопке (>) Слово Фамилия перейдет в окно «Выбранные поля »;
· аналогично в окно «Выбранные поля» переведите поля «Имя», «Отчество», «Диагноз» (порядок важен — в таком порядке данные и будут выводиться);
· щелкните по кнопке Далее;
· в строке параметра Задайте имя запроса введите новое имя «Диагноз пациентов»;
· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса;
3. Для создания запроса на выборку с параметром:
· создайте запрос на выборку для следующих полей таблицы Пациенты: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Адрес». Запрос создавайте аналогично тому, как это делалось в п.2;
· задайте имя запросу Адрес пациента;
· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса;
· перейдите в режиме конструктора, щелкнув по кнопке (с изображением треугольника и карандаша) или выполнив команду Режим/Конструктор;
· в строке параметра Условия отбора для поля «Фамилия» введите фразу (скобки тоже вводить):
[Введите фамилию пациента]
· теперь запустите запрос на выполнение: Запрос/Запуск или нажав на кнопку с восклицательным знаком на панели инструментов.
· в появившемся окне введите фамилию Гришин и щелкните по кнопке <ОК>. На экране появится таблица с данными о пациенте Гришине — его имя, отчество и адрес;
· сохраните запрос: Файл/Сохранить;
· закройте окно запроса.
4. Используя навыки, полученные на прошлом занятии, создайте таблицу «Лечение» в режиме Конструктор:
· введите поля и соответствующие им типы данных;
· введите размер для каждого поля, исходя из следующего: № п/п пациента – целое,
№ уд врача – целое, Лечение (Поле МЕМО);
· для удобства выбора номера удостоверения врача при внесении данных в таблицу Отделение организуем выбор № уд врача из ниспадающего списка. Для этого:
i. перейдите в поле № уд врача;
ii. рядом со вкладкой Общие выберите вкладку Подстановка,
iii. а в ней – Список;
iv. тип источника оставьте без изменения;
v. Источник строк – Врачи (главное, чтобы имя поля в таблице Отделение в точности совпадало с именем поля в таблице Врачи!!!!!!!!!!!).
vi. тоже самое сделайте для № п/п пациента.
· Сохраните таблицу по именем «Лечение», пока не определяя ключевые поля!!!!!
5. Заполните таблицу Лечение следующими данными:
6. Определите ключевые поля в таблицах. Для этого:
· откройте первую таблицу Врачи в конструкторе;
· на панели инструментов найдите кнопку с изображением ключа и для поля № уд врача щелкните по этой кнопке;
· сохраните изменения;
· проделайте тоже самое для таблицы Пациенты (ключевое поле - № п/п пациента.
7. Свяжите таблицы посредством Схемы данных. Для этого:
· закройте все таблицы, если они у вас открыты!
· на панели инструментов найдите кнопку Схемы данных ;
· щелкните по ней;
· в появившемся окне поочередно выбирайте названия таблиц, вы должны добавить все имеющиеся таблицы!
· после того, как будет добавлена последняя таблица, закройте окошко, чтобы остаться в большем окне Схема данных;
· расположите таблицы в области так, чтобы было удобно их связывание;
· начните связывать таблицы Врачи и Лечение, используя ключевое поле № уд врача таблицы Врачи. Для этого подведите курсор мыши к полю «№ уд врача » в таблице Врачи, щелкните левой кнопкой мыши и, не отпуская ее, перетащите курсор на поле «№ уд врача » в таблицу Лечение, а затем отпустите кнопку мыши. На экране откроется окно Изменение Связей;
· установите флажки Обеспечение целостности данных и Каскадное обновление (удаление);
· щелкните по кнопке Создать; в результате появится связь 1:М (один – ко многим), изображенная на рисунке;
· аналогично свяжите оставшиеся таблицы;
· сохраните схему.
8. Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, находящихся на лечении у стоматолога-хирурга. Для этого:
· перейдите на вкладку Запросы и Создайте запрос в режиме Конструктора;
· добавьте таблицы Пациенты Врачи Лечение;
· выберите поля из таблицы Пациенты: № п/п, ФИО и Диагноз и поля из таблицы Врачи: ФИО и Специализация;
· так как нет необходимости показывать, какая специализация нас интересует, уберите флажок из строки Вывод на экран для поля Специализация;
· теперь по условию задачи нам нужен лишь стоматолог-хирург, поэтому в сроке Условие отбора напечатайте (обязательно в кавычках): "стоматолог-хирург"
· запустите запрос на выполнение; в результате получится следующее:
· сохраните запрос под именем «Стоматолог-хирург».
9. Модернизируйте последний запрос в запрос с параметром: по фамилии врача выберите записи о его пациентах. Для этого:
· откройте запрос «Стоматолог-хирург» в режиме Конструктора;
· добавьте в Условие отбора параметр для поля фамилия;
· при этом нет необходимости показывать ФИО врача и удалите предыдущее условие;
· запустите запрос на выполнение и введите фамилию Скворзова;
· сохраните (Сохранить как) запрос под именем «Данные о врачах»;
· в результате получим следующее:
10. Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, чья фамилия начинается на «И». Для этого:
· Создайте запрос, используя любой способ; при этом в запросе должны присутствовать следующие поля: ФИО, Адрес, Диагноз;
· В поле Условие отбора для поля Фамилия введите критерий отбора:
· Сохраните запрос под именем «Пациенты на И» и запустите запрос.
11. – 14. Эти запросы сделайте самостоятельно, согласно заданиям!!!!!!!!!!!!!!!!!
15. Создайте отчет на основе запроса «Диагноз пациентов». Для этого:
· откройте вкладку Создание и щелкните по кнопке Мастер отчетов;
· щелкните по значку раскрывающегося списка в нижней части окна;
· выберите из появившегося списка запрос «Стоматолог-хирург»;
· щелкните по кнопке <ОК>. В появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля из таблицы, поэтому щелкните по кнопке (>>)
· щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне присутствует перечень полей. Переведите выделение на поле «Диагноз»;
· щелкните по кнопке (>) Таким образом, вы задаете группировку данных по диагнозу пациентов;
· щелкните по кнопке <Далее>;
· параметры появившегося окна оставим без изменений, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне выберите стиль оформления отчета;
· щелкните по кнопке <Далее>;
· в появившемся окне введите название отчета «Диагноз пациентов»;
· щелкните по кнопке <Готово>; На экране появится сформированный отчет;
· просмотрите, а затем закройте отчет.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ:
· научиться создавать простые запросы;
· научиться создавать простые отчеты;
· научиться редактировать данные в MS Access;
· научиться производить сортировку и фильтрацию данных;
· развить умение сравнивать, обобщать и анализировать;
· развить умение сопоставлять факты и события;
· стремиться воспитать чувство добросовестности и аккуратности;
· стремиться воспитать чувство ответственности.