Моим стихам, написанным так рано,




Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

2.

Владенья наши царственно-богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.

 

Мы обе - феи, добрые соседки,

владенья наши делят тёмный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облачко в выси небес.

 

Мы обе феи, но большие (странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.

Что ясно нам – для них совсем туманно:

как и на всё – на фею нужен глаз!

 

Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие, и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

 

Но день прошёл, и снова феи – дети,

Которых ждут, и шаг которых тих…

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Ещё незрелый передаст ли стих?

3.

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

 

Колокола звонят в тени

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

 

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай. И все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай.

 

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно-тяжело

качаются на клумбах мальвы…

4.

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

………………………………..

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, ещё не кончен срок».

Ты сам мне подал – слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

 

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

 

Гадать по звёздам в чёрной башне,

Вести детей вперёд сквозь тень…

Чтоб был легендой день вчерашний,

Чтоб был безумьем – каждый день!

 

Люблю и крест, и шёлк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство – лучше сказки!

……………………………………..

 

5.

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

Бредут слепцы калужскою дорогой, -

 

Калужской - песенной - прекрасной, и она

Смывает и смывает имена

Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

 

И думаю: когда-нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

 

Одену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь, и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по калужской.

6.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

7.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

 

"Я стала писать пьесы - это пришло, как неизбежность, - просто голос перерос стихи, слишком много вздоху в груди стало для флейты", - утверждала Цветаева летом 1919 года.

 

 

Первый шаг в драматургии Марина Цветаева сделала осенью 1918г. в маленькой пьесе "Червонный Валет". Действующие лица - игральные карты; характеры едва обозначены, только - фабула. Слуга - Червонный Валет - беззаветно любит госпожу - Червонную Даму, молодую супругу старого Червонного Короля. Тот отправляется в поход; карты предсказывают Червонной Даме "постель амурную" с Пиковым Королем. Предсказание сбывается: Червонный король должен застигнуть любовников во время свидания. Верный Червонный Валет вовремя предупреждает свою госпожу (она с Пиковым Королем успевает бежать) и отдает за нее жизнь,

 

ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ

Пьеса в двух действиях, в стихах

ВАЛЕТ СТОИТ У ТРОНА, КОРОЛЬ И ДАМА ВЫХОДЯТ, КОРОЛЬ САЖАЕТ НА ТРОН КОРОЛЕВУ, САМ ОСТАЁТСЯ СТОЯТЬ У ТРОНА

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Прощай, королева. Иду в поход.

Без вас, королева, мне день — что год.

Снятся, как только ступлю из дому,

Страшные сны королю седому.

Добрыми снами, любовь моя,

Оберегайте сон короля.

(Дама наклоняет голову.)

На карнавал не глядите в щелку,

Не забывайте вдевать в иголку

Красного шелку, красного шелку.

Да не гуляй вечерами в парках,

Да не гадай по ночам на картах…

ДАМА

Ваше величество! Ум мой прост:

Поднят — так поднят подъемный мост.

КОРОЛЬ

Службой святой — укрепляй душу.

Песен не пой,

Песен не слушай.

В церковь идя,

Не гляди — направо,

Не гляди — налево.

И да хранит тебя чистая дева, —

Королев королева.

(Дама сходит с трона и приседает).

КОРОЛЬ

(Валету)

Чту юность твою

И глаза, глядящие прямо,

И уста, говорящие «да» и «нет».

Свою и твою королеву и даму

поручаю тебе, Валет.

(Валет склоняет колено. Дама низко приседает. Король целует Даме руку. Трубы. Король уходит.)

ДАМА

Поёт

(Валету.)

Это я не про себя и про тебя, —

Так, — чтобы не плакать от дождя,

Да на троне не сидеть без дела.

Эту песню бабушка мне пела, —

Там, где все поют. — В моей земле…

Я не смею петь при короле.

Нравится, что я пою?

ВАЛЕТ

Не знаю

ДАМА

(рассеянно)

Нынче февраль, а за дверью — март…

Мальчик, подай мне колоду карт.

(Валет пододвигает столик, ставит две свечки, кладет карты.

Дама напевая, раскладывает карты.)

Мальчик! Вышли все четыре

Мне шестерки. Это означает?

ВАЛЕТ

Путь

ДАМА

В головах — король червонный,

Мне — супруг, тебе — король.

Да хранит его мадонна.

А в ногах — валет червонный.

Это означает?

ВАЛЕТ

Люди говорят — любовник. Впрочем,

Наш магистр, королева,

Утверждает — карты врут.

ДАМА

(весело)

На сердце какие карты?

(Открывает первую.)

Черный на сердце король.

Это означает?

ВАЛЕТ

Враг.

ДАМА

(открывая вторую)

Пиковая — это — девятка?

ВАЛЕТ

Страсть.

 

ДАМА

Как странно! — Ну, посмотрим

Третью.

(В высоко вытянутой руке — туз пик.)

ВАЛЕТ

К сожаленью, королева,

Это означает — смерть.

Звон бубна.

Врывается — ветром — Бубновый валет. Над головой — бубен. Долетев до трона Королевы, склоняет колено. Затем приподнимая маску.

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Здравствуй, здравствуй, королева!

 

Твой король, святой и старый,

Слава Господу, — далек.

Я — валет, и я без пары,

Я — валет, и я у ног.

 

Королева, королева,

Мой король меня прислал.

Мой король – король бубновый

Пред тобой склонил колено,

Королева, — карнавал.

ДАМА (жеманно)

Я — червонному — верна.

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

(Дерзко.)

Может, сватов шлёт трефовый

К нашей розочке король?

ДАМА

Сватается, письма пишет,

Похваляется богатством:

Земли, золото, пески,

Медь, алмазы, рудники…

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Ты?

ДАМА

Так красавицам не пишут

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Говорит, что страстью пышет?

ДАМА

Страстью пышет? Так не пишут!

Можно умереть с тоски?

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Прогнала его?

ДАМА

С обидой убежал его валет

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Что за толк — красе такой

Быть святой и непреклонной?

И на что тебе червонный

Твой король, давно достойный

Быть добычею червей?

ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ

(заносчиво)

Червь — труха, червонец — злато.

Красный март – король бубновый

И поплачет Красный март.

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Кто ты - рыцарь мой картонный?

ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ (с поклоном)

Много чести. Я червонный

Их величества — валет

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Валет, влюбленный в королеву,

Валет, влюбленный в короля!

(ближе, льстиво, обращается к даме)

Красная шапочка, слушай волка:

Верность — на полку, верность на полку…

(Решительно.)

Твой король — седой, беззубый,

Ты — что роза расцвела.

Подымаю буйный бубен

За бубновые дела!

(Обнимает, хочет поцеловать, Дама щелкает его по носу, он, смеясь и звеня, выбегает.)

Немая сцена.

  • Дверь открывается. Червонный валет встает. Во время всей сцены стоит у трона Дамы, скрестив руки. Пиковый король. При виде его Дама поднимает голову и — полузакрыв глаза — столбом — как лунатик — идет к нему навстречу.

Занавес.

 

Ночь. Королевский сад. Бубновый валет. Входит Червонный король.

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Валет — что скажешь?

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Что скажу?

Прозевали госпожу!

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Влюблена в него, как кошка:

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Просто — подрастает крошка.

Все как надо: там — война,

Тут — неверная жена,

Там — солдаты и седины,

Здесь — веселый разговор.

 

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Безобразие! — Позор!

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Превеселая картина!

Трон. Коварство. Страсть. Кинжал.

 

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

(раздраженно)

Замолчи, веретено!

(Настойчиво.)

Черный король -- враг?

 

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Враг.

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Мы его ненавидим?

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Так

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Я король, славен и сед,

Им обесчещен.

В каждой женщине — Иуда!

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

В каждой женщине — причуда,

Утром — роковая страсть.

За неверностью супругу —

Бешеная верность другу.

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

К делу, к делу, к делу, к делу!

Ты вонзишь в него кинжал?

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

(указывая на свою одежду)

Нет уж! Красного на белом

У меня довольно!

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

(в ярости)

Знал!

Барин! Краснобай-притворщик!

Трус бубновый, заговорщик!

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Злостью ты, что шар, надут.

Эй, смотри не лопни!

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

Шут!

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Тише! Слышите!

Идут!

(Убегают)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Слева — из-за беседки. — Дама и Червонный валет. У Дамы огромное черное ожерелье и такие же запястья. У Валета на руках лютня. Дама слегка опирается о его плечо.

Дама, Червонный валет.

ДАМА

Нравится тебе мой новый

Повелитель?

ВАЛЕТ

Не валету

Рассуждать о короле.

ДАМА

Ну а ожерелье это

Нравится тебе? Запястье

Дар его.

ВАЛЕТ

Носи на счастье.

ДАМА (уютно)

Ну забудем на часочек,

Кто мы. Хочешь, будем просто —

Очень старые друзья?

Да? Согласен?

ВАЛЕТ

Королева,

Я давно забыл — кто я.

Кто вы — помню.

ДАМА

Ты упорен.

ВАЛЕТ

(с поклоном)

Я покорен.

ДАМА

Хочешь поцелую?

ВАЛЕТ

Нет.

ДАМА

Ты нахален, как мальчишка,

ВАЛЕТ

Как валет.

(Внезапно, словно набравшись воздуху.)

Шутки в сторону. — Неладно

Во дворце. Валеты ропщут.

Заговор! — Обман! — Измена!

ДАМА

(испуганно)Заговор?

На жизнь того,

Кто для вас дороже жизни.

Но Король предупрежден.

Скоро полночь. Ровно в полночь

Вам король подаст сигнал.

Черный плащ его, как парус,

Черный конь его, как вихрь.

Вас заря найдет в раю, —

За пределом королевства.

 

ДАМА

(испуганно)

В полночь?

ВАЛЕТ

В полночь.

ДАМА

А когда

Спросит, возвратясь, король:

«Где же ваша королева

И супруга?» —

ВАЛЕТ

Я отвечу:

Черный вихрь ее унес. —

Место встречи — красный куст

ДАМА

Роза королевских уст

Будет мальчику в награду.

На, возьми ее!

(Тянется к нему.)

ВАЛЕТ

(отстраняясь, тихо)

Не надо…

Дама снова тянется.

ВАЛЕТ

(отстраняясь, каменно)

Он — король, государыня, я — валет.

Нам с тобой, государыня, счастья нет

ВАЛЕТ

Сигнал.

ДАМА

(в лихорадке)

Я тебя не забуду. Я любила тебя, как мать.

Чего ж ты как столб стоишь? Кричи «виват»!

ВАЛЕТ

Государыня, вам пора.

(Вдалеке конский топот.)

 

ДАМА

Пора! Прощай! Слышишь топот из черных чащ?

(Бежит, на бегу роняет плащ. Валет, подымает его)

 

ВАЛЕТ

(подымая плащ)

А валету на память, а валету на саван — плащ.

Валет, закутанный в плащ, на ступеньках, в беседке поет

 

Из темноты, крадучись, — ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ

В руках — пика.

ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛЬ (шепотом)

Птичка — на ветке,

Детки — в беседке

Славят Отца.

Вот и пожалуйте, птички, в сетку,

Вот и целуйтесь, дружки, в уста!

(Не замечая Червонного валета, взбегает по ступенькам в беседку.)

Секунда молчания.

(В ярости.)

Сто сорок чертей! — Клетка пуста!

(Спотыкается на бегу о Валетов плащ.)

Черт, кто здесь? — А? — Ты, дружок!

Раб! Доносчик! Мразь! Щенок!

Подыхай у моих ног!

(Пронзает его пикой.)

ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ

(приподнимаясь)

Королева королев…

Дама сердца… Роза роз…

Черный вихрь ее унес!

(Распахивает, как крылья, плащ.)

Немая сцена.

издалека — Бубновый вытянув шею, подносит палец к губам.

 

КОЛОДЕЦ СВ. АНГЕЛА

Германия XVI века. Прирейнский городок. Круглая площадка. Посередине колодец со статуей св.

Ангела. — Вечерняя заря. — Колокола. — К колодцу подходит тридцатилетняя Вдова, из простых, в черном, опускается на колени.

 

ВДОВА

 

Ангел небесный! Священный страж

Города нашего!

Вот уже год, как скончался мой бедный муж.

— Бог упокой страдальца!

 

А детей у меня — шесть душ!

Ангел, ангел святой, сжалься!

Не могу я руки сидеть сложа —

Я не знатная госпожа!

 

Только знатным можно — за милым в гроб.

О часовенный пол студить,

Только знатным можно — за милым в гроб.

Я — швея, и мне надо шить!

 

Чем за платье сесть — на погост иду.

Ох, дурная любовь указчица!

Каково, пресветлый, в таком году

Третью — счетом — терять заказчицу?

 

Чуть глаза закрою — всё он, всё он —

И не помнишь, чем руки заняты!

Ниспошли мне, ангел, душевный сон,

Исцели от любовной памяти!

 

 

(Снимает с руки два обручальных кольца.)

 

Два кольца бросаю в дар!

Мужнее и вдовье.

Исцели любовный дар

Чистою водою.

 

Чтобы мне, восстав из мглы

Сновидений темных,

Кроме нитки да иглы —

Ничего не помнить!

 

 

(Бросает кольца. Зачерпывает ковшом воды. Пьет. Крестится. Уходит.)

Вдове на смену — шестнадцатилетняя Служанка.

СЛУЖАНКА

 

Мой век — горшки да утюги,

Кастрюли да лоханки.

Пресветлый ангел, помоги:

Я — бедная служанка!

 

Я всем и каждому — раба,

Весь день душа трясется.

Простой служанке — не судьба

Прекрасный сын господский!

 

Лишь смерть одна равняет лбы.

Любовь — дурная сваха!

Ах, у меня равно — грубы

И руки и рубаха.

 

Страшнее всех загробных зол —

Когда сверкнут под дубом

Его лазоревый камзол

И розовые губы.

 

Он мне колечко дал — сапфир —

Тайком от графских дочек.

— «Ты мне дороже всех графинь,

Мой полевой цветочек!»

 

Пресветлый ангел, остуди

Мне грудь водою райской! —

Чтоб умер у меня в груди

Прекрасный сын хозяйский!

 

 

(Бросает колечко. Зачерпывает ковшом воды. Пьет. Плачет. Уходит.)

 

Ей на смену — разряженная, дородная, похожая на огромную куклу на колесах — Богатая невеста.

БОГАТАЯ НЕВЕСТА

 

Я — богатая невеста:

Жемчуга, луга.

Мне повсюду честь и место,

Мне весь свет — слуга.

 

Белый голубь в клетке белой,

Цвел у липы — лист.

Ах, на горе — полюбился

Мне бедняк-флейтист.

Брызжут слезы, как из лейки,

На худой жакет.

Ничего-то, кроме флейты,

За душою нет.

 

Каково по всем трущобам

В флейту дуть — три дня, —

Чтобы перстеньком грошовым

Одарить меня?

 

Сам бурмистр за свахой сваху

Шлет и шлет к отцу.

Знаю, знаю, что — не сахар

С голышом к венцу!

 

Остуди мой разум чистой

Ключевой водой,

Чтобы вытеснил флейтиста —

Бургомистр седой.

 

 

(Бросает кольцо. Зачерпывает ковшом воды. Пьет. Крестится — юбка вокруг как золотой огромный колокол. — Уходит.)

Ей на смену — молодая — как восковая святая — Монашка.

 

 

МОНАШКА

 

(опускаясь на колени)

 

 

Прохожу, опустив глаза.

Мне любить никого нельзя.

А ресницы мои длинны,

— Говорят, что они как стрелы!

Но в том нету моей вины:

Это Бог их такими сделал!

 

Я ресницами не хвалюсь.

Все молюсь, все молюсь, молюсь.

 

Ангел праведный! Ум мой прост.

Но сегодня, в исповедальне,

Он сказал мне: — «Мрачна, как пост!

Бог не любит, когда печальны…

Можно душу спасать, шутя…

— Подыми-ка глаза, дитя!»

 

Божий ангел! Возьми венец,

Он нетронут и свеж покамест…

Оттого что колечка — нет

У меня от него на память?

 

 

(Бросает венок. Зачерпывает ковшом воды. Пьет. Уходит.)

Ей на смену — завернутая в большой черный платок — Веселая девица. Накрашена по брови. Худа. Стройна. Благородна.

 

 

ВЕСЕЛАЯ ДЕВИЦА

 

(целуя землю)

 

 

Пресветлый ангел! Я твоя раба,

Пресветлый ангел, речь моя груба,

Румянец груб, и голос груб, и смех.

Но ты ведь ангел — и вода для всех…

 

Как в воду канул: плакала, звала…

Я только ночку с ним одну спала!

 

Пресветлый ангел, ты меня прости:

Три дюжины колец в моей горсти.

Христа продам, отца и мать продам, —

Но я его колечка не отдам!

 

И черт с твоей водой, — какой в ней толк!

Какой ты ангел, — каменный ты столб!

 

 

(Швыряет кольца ему в голову — от движения платок падает — открывая прекрасное, глубоко вырезанное платье. Плюет в колодец, уходит. Уходя, поет.)

 

 

Я — веселая девица,

Если ж часто плачу —

Как воде не литься,

Рекам не струиться!

 

Я не мастер, не художник, —

Если ж губы крашу, —

Знать краса моя природная

Вся как есть сцелована!

 

Я у матушки в утробе

Песни пела, билась,

Чтоб на волю отпустили.

Родилась — влюби-илась.

 

 

(Последние слова за сценой.)

 

Ей на смену — Торговка яблоками, через руку большая корзина с яблоками, — сама как прошлогоднее залежалое яблоко.

 

 

ТОРГОВКА ЯБЛОКАМИ

 

Яблоки! Яблоки!

Ру-мяные яблоки!

 

Был у старой яблони

Сын, румяный яблочек.

 

Праздник воскресный,

Ангел небесный.

 

Я его волосиков

Кольцо — в воду бросила.

Из тваво колодца я

Напилася допьяну.

 

И никак не вспомню,

Старая я дура,

Какой был он: темный —

Али белокурый…

 

Люди делом заняты,

Мое дело кончено.

Возврати для памяти

Волос его кольчико.

 

Чтоб предстал хоть в сне туманном

Мне мой ангельчик!

— Кому яблочек румяных,

Кому яблочек!

 

 

(Вставая с колен, опрокидывает всю корзину — частью в колодец, частью на камень площади. Подбирает уцелевшие яблоки все до одного — плачет — уходит.)

Некоторое время площадь пуста. Потом — издалека — звонкий, легкий, счастливый шаг. — Аврора. Восемнадцать лет. — Белокурые косы. Лицо затмевает одежду, глаза — лицо.

 

 

АВРОРА

 

(высоко закинув голову)

Здравствуй, ангел!

Это — я.

Как дела?

Много — из низу — ковшей?

Вниз — колец?

 

Я к тебе не за водой,

Не с бедой.

Доброй ночи пожелать

Я пришла.

 

 

(Вскакивает на край колодца — Ангел — огромный, она — маленькая, — становится на цыпочки, обвивает Ангела за шею руками, целует, куда достает губ<ами>.)

 

 

Доброй ночи пожелать

И сказать,

Что сегодня, на вечерней заре,

От дверей моих ни с чем — поплелся

Восемнадцатый — по счету — жених!

(Смеется.)

Знатный! — В перьях до земли! — Здесь — звезда.

Гость из Франции — к курфюрсту. В слезах

Он колено преклонил. Я ж, смеясь,

Уверяла, что жених мой — знатней.

 

 

(Откинувшись назад — руки у Ангела на плечах — глядит на Ангела.)

 

 

— Так же скромен, так же слеп,

Так же глух.

Что ж не скажешь мне, жених,

Что мне рад?

Целый город уж трубит

— Тру-ту-ту! —

Что невеста я тебе —

В небесах!

 

Весь колодец осушу —

Не забыть!

А колечко если брошу —

Всплывет!

 

Оттого что я тебя

Одного

До скончания вселенной —

Люблю!

 

 

(Прячется ему под крыло. Потом, снимая с руки кольцо.)

 

 

Вот на руку тебе колечко,

Серебряное, как слеза.

Когда колечко почернеет —

Ко мне на выручку спеши.

 

Лети, пока не сломишь крыльев,

А сломишь — так иди пешком.

А если ж мертвою застанешь,

Знай, я была тебе верна.

 

 

(Надевает ему на руку кольцо, целует руку.)

 

 

Не чту театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром.

«Но пишете же, однако, пьесы!» - Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове.

 

Занавес

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Ночь. Казанова, буйно разметавшись, спит на диване, под картой звездного неба. Видно, что заснул случайно. На полу валяются книги. Свечи в огромном трехсвечнике догорели. Начало картины в полной тьме.

Стук и голос за дверью

— — — — Позвольте мне взойти!

— — — — Вы заняты? Вы спите?

Вы, может, не одни? — Молчит, как гроб!

Да здравствует пример воров и кошек!

(На пороге молодой гусар с ночником.)

ГУСАР

Светло, как в погребе! — Ночник, свети,

Как факел на ветру!

КАЗАНОВА (во сне)

Жавотта, ты?

Браслеты я купил!

ГУСАР

Должно быть, бредит.

КАЗАНОВА (так же)

Но если граф к тебе еще придет…

А впрочем — черт с тобой!

ГУСАР

И Бог — со мной!

(Рассматривает разбросанные всюду книги.)

Что мы читаем? — Данте. — Ариост.

«Значенье звезд». — «Семь спутников скелета».

Был или нет — у Асмодея — хвост…

КАЗАНОВА (так же)

Тогда Розине подарю браслеты!

ГУСАР (у письменного стола)

Перо очинено… Весы… Печать…

А писем, писем! Полная корзина!

А, женский башмачок! Хотел бы знать,

Как в башмачке одном дошла…

КАЗАНОВА (так же)

Розина!

ГУСАР

Два женских имени за пять

Секунд — и всё чего-то шарит!

Не весело, должно быть, спать

С одною картой полушарий!

(Наклоняет светильник к самому лицу спящего.)

Души и ветрености смесь!

Над скольких Ев невинных — змеем,

Над скольких Ариадн — стою — Тезеем?!

— Ох, масло капнуло! Ох, я пропал!

КАЗАНОВА (вскакивая в темноте)

Кто здесь?

Ле-Дюк! На помощь! Сбирры! Смерть! Розина!

Суматоха.

ГУСАР (зажигая светильник)

И Бог сказал: Да будет свет!

Ни сбирров, ни Розины нет, —

А просто нашалил светильник.

И перед вами — ваш сосед:

Гусар и бравый собутыльник.

КАЗАНОВА

Я, кажется, заснул и вижу сон?

Как вы сюда попали?

ГУСАР

Прямо в двери.

Но если здесь у вас заведено

Не в дверь ходить — могу уйти в окно.

КАЗАНОВА

Вы вор?

ГУСАР

Немножко.

КАЗАНОВА

Странно, цепь цела

И перстень цел… Нет, вы не вор, — вы хуже:

Вы чей-то муж! — Нет, хороши для мужа!

Скажите же мне, сударь, что вам нужно?

Какая дурь сюда вас привела?

ГУСАР (садясь на ручку кресла, доверчиво)

Я странным недугом недужен:

Моя болезнь — бессонные дела.

КАЗАНОВА

Ну, побеседовали, — баста!

Идите просыпайте хмель!

ГУСАР (твердо)

Скорей в могилу, чем в постель!

КАЗАНОВА

Так вы не муж?

ГУСАР

Не муж.

КАЗАНОВА

Не вор?

ГУСАР

Не вор.

КАЗАНОВА

И вы не кредитор?

ГУСАР

Едва ли!

КАЗАНОВА

Не муж, не вор, не кредитор, —

Зачем же вы сюда попали?

По звону шпор и по шнуровке

Гусар, очарованье дам.

Умалишенный — по речам,

И… ангелочек — по головке!

ГУСАР

И ложь, и правда…

КАЗАНОВА

Кто вы?

ГУСАР

Я — лунный луч. Вольна

Мне всякая дорога.

КАЗАНОВА

Кто вы?!

ГУСАР

Как спутница Земли — Луна,

Я — вечный спутник Казановы.

А для людей — гусар Анри,

Грош, по рукам еще не стертый…

(кладя ему руку на плечо)

КАЗАНОВА, взгляните в окно!

Как в мире безумно от лунного света!

Все минет, все канет… Не все ли равно:

Пари — или нежность. Анри — Генриэтта.

КАЗАНОВА (прозревая)

Анри? — Генриэтта?

(Вскакивает, срывает кивер, по плечам рассыпаются волосы)

Следующий вечер. Та же комната. Казанова и Анри, сменивший гусарский мундир на женскую одежду того времени, игра в жмурки

КАЗАНОВА (продолжая нескончаемый диалог)

Я вас люблю!

……..

А вы меня не любите!

АНРИ

Не всё

Так просто под луною, Казанова!

Семь ступеней у лестницы любовной…

КАЗАНОВА

Я на восьмой тогда!

АНРИ

И сотни тысяч,

И сотни тысяч верст меж «да» и «нет».

КАЗАНОВА

Я никогда так страстно не любил,

Так никогда любить уже не буду…

АНРИ (глубоко-серьезно)

Так — никогда, тысячу раз — иначе:

Страстнее — да, сильнее — да, страннее — нет.

Не забывайте: мы — авантюристы:

Сначала деньги, а потом — любовь.

КАЗАНОВА (падая с облаков)

Какие деньги?

АНРИ (играя в серьезность)

За любовь. Но долгом

Своим считаю вас предупредить:

Никак не ниже десяти цехинов.

КАЗАНОВА

Тысячу!

АНРИ

Мало!

КАЗАНОВА

С этим перстнем!

АНРИ

Мало!

КАЗАНОВА

Тысячу — цепь — и перстень…

АНРИ

Мало!

КАЗАНОВА

Чертов

Вчерашний проигрыш! — И пряжки

АНРИ

Мало!

КАЗАНОВА (в отчаянии)

И этот ларчик!

АНРИ

Мало! Мало! Мало!

КАЗАНОВА

Что же вы потребуете?

АНРИ (упираясь кончиком пальца в грудь Казановы)

— Душу

Сию — на все века, и эту

Турецкую пистоль — на смертный выстрел.

(Разглядывая пистоль.) Турецкая?

КАЗАНОВА (как во сне)

Да, да…

АНРИ

Даешь?

КАЗАНОВА (так же)

Даю.

АНРИ (по-детски)

И не отнимешь?

КАЗАНОВА

Нет…

АНРИ (грозя пальцем)

Ну-ну, мессэре!

Чтоб у меня не плакаться потом,

Что плата высока не по товару!

Нагнитесь.

(Казанова склоняет голову).

Этот первый поцелуй

В безумный лоб, чтоб мудрым был и добрым.

Давайте — шаг за шагом — постепенно:

Как Бог велел: сначала в лоб, потом в глаза…

КАЗАНОВА (яростно)

Когда же в губы?!

АНРИ (серьезно)

Слушайте, дружочек!

Бог дивный мир свой сотворил в неделю.

Женщина — сто миров. Единым духом —

Как женщиной мне стать в единый день?

 

Вчера гусар — при шпорах и при шпаге,

Сегодня — кружевной атласный ангел,

А завтра — может быть — как знать? Кто знает?!

КАЗАНОВА (сжимая кулаки)

Ты поклялась свести меня с ума!

Судьба ты моя! Роковое и грустное счастье!

 

(Молчание.)

 

КАЗАНОВА

Генриэтта?

 

ГЕНРИЭТТА

КАЗАНОВА?

 

КАЗАНОВА

Ты не веришь, верно, думаешь — я грубый,

Буду нежным, буду страшно осторожным.

Волком был, а буду шелком. — Можно

…..

Колечко?

 

ГЕНРИЭТТА

А завтра – запястье?

КАЗАНОВА

Сегодня – безумье…

ГЕНРИЭТТА

А завтра – бесстрастье…

ГЕНРИЭТТА

(Казанове)

Прислушайтесь, Джакомо! — Менуэт!

Мой друг и рыцарь, становитесь в позу.

Казанова, Генриэтта,

Замки, страсти, менуэты…

Генриэтта, Казанова,

Менуэты, замки,

Снова…

Снова страсти

Снова страны,

Снова залы,

Снова люди

Вихрь любовный

Долго будет

Их носить вдвоём по свету

То в коляску, то в карету посадив,

Но… с тайной дружит

Лунный мальчик – Генриэтта.

Час приходит расставанья,

Час прощанья, час прощанья….

Генриэтта (Казанове)

 

Моя любовь, — расстаться мы должны.

КАЗАНОВА

Нет у тебя души!

ГЕНРИЭТТА

Должно быть — нет.

КАЗАНОВА

А в жилах — лунный свет.

ГЕНРИЭТТА

Быть может — да,

Быть может — нет.

КАЗАНОВА

Скажи мне на прощанье:

Бес или ангел ты?

ГЕНРИЭТТА

Чужая тайна

Оставим это. (Снимает с руки кольцо, подает его Казанове.)

Возьми назад.

КАЗАНОВА (высокомерно)

Ни писем, ни колец

Обратно не беру!

ГЕНРИЭТТА (как эхо)

Ни клятв, ни писем

Напрасно не храню.

КАЗАНОВА (вскипая)

Ах — так?

ГЕНРИЭТТА (сама с собой)

Зачем?

Нет, дорогой, прощаться — так прощаться!

(Пишет что-то кольцом по стеклу, окно настежь, кольцо в ночь.)

Вот и пропало!

КАЗАНОВА (прорываясь)

Хороша любовь!

— Какая там любовь! Так, — приключенье!

ГЕНРИЭТТА

Оставим это. Обещать одно

Мне должен ты:

нигде и никогда

Не смей разузнавать — под страхом смерти

Моей — кто я. Еще одно: люби

Другую, нет — других, нет — всех. Безумства —

Три — свершила я в свой краткий век.

Ты — третье и последнее. — Довольно.

КАЗАНОВА

Так ты уйдешь одна?

ГЕНРИЭТТА

Да, как пришла.

КАЗАНОВА

Нет, это невозможно!

ГЕНРИЭТТА

Всё можно — под луной!

— Гляди, луна

Уж зажигает нам фонарь дорожный…

(Тушит свечу, наклоняется над спинкой кресла, кладет Казанове на голову руки.)

Когда-нибудь, в старинных мемуарах, —

Ты будешь их писать совсем седой,

Смешной, забытый, в старомодном, странном

Сиреневом камзоле, где-нибудь

В Богом забытом замке — на чужбине —

Под вой волков — под гром ветров — при двух свечах…

Один — один — один, — со всей Любовью

Покончив, Казанова! — Но глаза,

Глаза твои я вижу: те же, в уголь

Все обращающие, те же, в пепл и прах

Жизнь обратившие мою — я вижу…

И литеры встают из-под руки, —

Старинные — из-под руки старинной,

Старинной — старческой — вот этой вот —

моей…

(Прижимает к рукам его руки.)

Когда-нибудь, в старинных мемуарах,

Какая-нибудь женщина — как я

Такая ж……….

(Бой часов)

— Даю вам клятву, что тебе приснюсь!

(Затыкает за пояс пистоль. В дверях)

Прощай! — Одна — над тобой и мной

Луна бездомная.

КАЗАНОВА (к ней)

Скажи мне!

ГЕНРИЭТТА (качая головой)

Все под большой луной

Играем втемную.

(Исчезает в полосе лунного света.)

Музыка

Тринадцать лет, тринадцать долгих лет,

Побед, потерь и поражений!

Тринадцать тысяч «да» и «нет»

Между страстей, надежд и треволнений.

Любовник ветреный и мудрый филосОф,

Обидчик всех мужей и женщин всех угодник

В гостинице «Весы» через тринадцать лет

Остановился он сегодня

ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Комната гостиницы «Весы», где прощались Генриэтта и Казанова. Входят — веселой уличной бурей —

Казанова и его тысяча первая подруга.

ДЕВЧОНКА

Вы здесь живете?

КАЗАНОВА

Нынче здесь.

А завтра…

ДЕВЧОНКА

Графский вкус!

Святой Исус! Диван, комод

И люстра… Все как у господ!

И пол коврами устлан весь!

— Я только одного боюсь,

Что это всё не наяву,

Что вдруг — боюсь — проснусь!

КАЗАНОВА

Где муж твой?

ДЕВЧОНКА

Спят мужья мои!

КАЗАНОВА

А как тебя зовут?

ДЕВЧОНКА

Мими,

Я ужинать хочу!

КАЗАНОВА

Люблю

У женщин — аппетит!

ДЕВЧОНКА

О, я бы даже королю

Сказала: кто не сыт,

Любить не может!

КАЗАНОВА

Как с детьми:

Накормишь — и бай-бай!

ДЕВЧОНКА

Да, да, сначала накорми,

Потом и обнимай!

КАЗАНОВА

Чем ужин<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: