Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Этапы освоения дисциплины:
Этапы | Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примечание | ||
1 этап | Знания | 1. Социальные предпосылки института мер уголовно-процессуального принуждения; система мер уголовно-процессуального принуждения и субъекты их применения; правовые источники регулирования принуждения в уголовном процессе | способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15) способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1); способность логически верно, аргументированно и способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4); ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5) способность повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6) | ||
2..Виды мер уголовно-процессуального принуждения (задержание; меры уголовно-процессуального пресечения; иные меры уголовно-процессуального принуждения. | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5) способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); | ||||
3. Судебный контроль за применением мер принуждения; применение мер уголовно-процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц; принудительные меры, применяемые в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. Итак, студент должен знать понятие уголовно-процессуального принуждения, виды государственного принуждения, формы государственного принуждения, систему мер уголовно-процессуального принуждения, предусмотренную в УПК РФ, полномочия участников уголовного судопроизводства по избранию, отмене и изменению мер уголовно-процессуального принуждения, основные международные документы, содержащие нормы, регулирующих меры уголовно-процессуального принуждения, конституционные принципы и законодательные правила применения мер уголовно-процессуального принуждения; | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5) готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8) способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12) способность работать на благо общества и государства (ОПК-2); способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3); | ||||
2 этап | Умения | 1. Оперировать уголовно-процессуальными понятиями и категориями. | способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4) способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) | ||
2. Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними уголовно-процессуальные отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-процессуальные нормы; принимать решения при производстве по уголовному делу и совершать действия в точном соответствии с законом; | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3) способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4) способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9) способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15) | ||||
3. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять процессуальные документы; применять теоретические знания; составлять на основе исходных данных проекты документов; изучать процессуальные документы, содержащиеся в архивных уголовных делах; определять обязательные реквизиты процессуальных решений; оценивать качество процессуальных документов, содержащихся в уголовных делах; | способность работать на благо общества и государства (ОПК-2) способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4) способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1) способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3) способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4) способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10) способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12) | ||||
4.Выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Итак, студент должен уметь оперировать категориями и понятиями в уголовно-процессуальной сфере, анализировать основания и признаки мер уголовно-процессуального принуждения, правильно толковать уголовно-процессуальные нормы, касающиеся мер уголовно-процессуального принуждения, принимать решения и совершать действия в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом, правильно составлять и оформлять документы, в которых отражаются результаты применения мер уголовно-процессуального принуждения; | способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) способность повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6) способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4) способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5) способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15) | ||||
3 этап | Владения (навыки / опыт деятельности) | 1. Уголовно-процессуальной терминологией. | способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4) способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5) | ||
2. Навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа уголовно-процессуальных явлений, фактов, норм и отношений; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения процессуальных проблем; реализации норм уголовно-процессуального права; навыками оформления юридической документации, исправления допущенных ошибок; навыками составления процессуальных документов по уголовным делам и навыками оформления уголовных дел. | способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4) готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8) способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | ||||
3. Принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина. Итак, студент должен владеть юридической терминологией, навыками работы с уголовно-процессуальным законодательством и нормативно-правовыми актами иной отраслевой принадлежности, навыками анализа оснований и признаков мер уголовно-процессуального принуждения, навыками анализа правоприменительной практики с целью выявления ошибок в применении мер уголовно-процессуального принуждения, навыками исправления допущенных ошибок в применении мер уголовно-процессуального принуждения, навыками разрешения коллизий, возникающих при применении мер уголовно-процессуального принуждения, навыками разграничения мер уголовно-процессуального принуждения друг от друга и от других мер государственного принуждения. | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3) способност повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6) способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1) владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7) способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) способность толковать нормативные правовые акты (ПК-15) способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | ||||
Вопросы для проведения зачета
1. Социальная обусловленность государственного принуждения.
2. Правовая природа уголовно-процессуального принуждения.
3. Уголовно-процессуальное принуждение в механизме уголовно-процессуального регулирования.
4. Физическое принуждение в уголовном процессе.
5. Психическое воздействие на личность при применении иных мер принуждения в уголовном процессе.
6. Основные критерии правомерности ограничения прав граждан при применении принудительных мер.
7. Понятие системы мер уголовно-процессуального принуждения.
8. Меры уголовно-процессуального принуждения гарантирующие собирание доказательств.
9. Меры уголовно-процессуального принуждения, служащие для устранения возникших или могущих возникнуть препятствий в ходе осуществления уголовного судопроизводства.
10. Меры уголовно-процессуального принуждения, ограничивающие право на свободу и неприкосновенность личности.
11. Участники уголовного судопроизводства, наделенные полномочиями по применению мер уголовно-процессуального принуждения.
12. Международные акты и правовая система Российской Федерации.
13. Конституционные нормы как основа формирования законодательства о применении мер уголовно-процессуального принуждения.
14. Система уголовно-процессуальных норм, регламентирующих принудительные меры, применяемые при производстве по уголовному делу.
15. Роль решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в совершенствовании законодательства и практики по применению мер уголовно-процессуального принуждения.
16. Федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере применения мер уголовно-процессуального принуждения.
17. Понятие задержания в международном праве.
18. Основания, цели и мотивы задержания.
19. Задержание лица по непосредственно возникшему подозрению.
20. Задержание лица, преследуемого по уже расследуемому уголовному делу.
21. Задержание лица на предварительном расследовании; задержание подсудимого, не являющегося в судебное заседание.
22. Задержание осужденного в связи с решением вопросов, связанных с исполнением приговора.
23. Особенности задержания несовершеннолетнего.
24. Понятие мер пресечения, их цели, основания применения и виды.
25. Заключение под стражу как самая строгая мера пресечения.
26. Домашний арест.
27. Залог как единственная имущественная мера пресечения в российском уголовном судопроизводстве.
28. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
29. Личное поручительство.
30. Подписка о невыезде и надлежащем поведении.
31. Применение мер пресечения в стадии предварительного расследования.
32. Процессуальные аспекты механизма применения мер пресечения в суде первой инстанции.
33. Проблема применения мер пресечения по делам частного обвинения.
34. Понятие мер пресечения
35. Понятие и виды иных мер уголовно-процессуального принуждения, их виды.
36. Привод.
37. Обязательство о явке.
38. Наложение ареста на имущество.
39. Отстранение от должности.
40. Денежное взыскание.
41. Личный обыск.
42. Освидетельствование.
43. Экспертиза.
44. Помещение лица в психиатрический стационар.
45. Получение образцов для сравнительного исследования.
46. Понятие и содержание эффективности мер уголовно-процессуального принуждения.
47. Критерии эффективности применения мер принуждения.
48. Уровни эффективности применения мер принуждения.
49. Качество правовой регламентации мер уголовно-процессуального принуждения.
50. Качество деятельности по применению данных мер.
51. Понятие и содержание эффективности мер уголовно-процессуального принуждения
52. Основное содержание судебного контроля за применением мер уголовно-процессуального принуждения.
53. Эффективность судебного контроля за применением мер уголовно-процессуального принуждения.
54. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер уголовно-процессуального принуждения на досудебном этапе производства по делу.
55. Судебный контроль за законностью и обоснованностью судебных актов, касающихся применения мер уголовно-процессуального принуждения.
56. Виды судебного контроля за применением мер уголовно-процессуального принуждения.
57. Судебный контроль за законностью и обоснованностью уголовно-процессуального задержания.
58. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер пресечения на досудебном этапе производства по делу.
59. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения иных мер уголовно-процессуального принуждения на досудебном этапе производства по делу.
60. Несовершеннолетний как субъект установления дополнительных гарантий в уголовном судопроизводстве.
61. Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения при производстве в отношении несовершеннолетних.
62. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
63. Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в отношении особой категории лиц.
64. Общие положения международного сотрудничества по уголовным делам.
65. Виды международного сотрудничества по уголовным делам.
66. Правила применения мер уголовно-процессуального принуждения при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
Варианты тестовых заданий
1. Меры пресечения применяются в целях предотвращения:
1. уклонения подозреваемого от дачи правдивых показаний;
2. уклонения обвиняемого от следствия;
3. дачи ложных показаний обвиняемым;
4. во всех перечисленных выше целях.
2. Какие меры процессуального принуждения относятся к мерам пресечения?
1. привод;
2. обязательство о явке;
3. задержание;
4. наложение ареста на имущество обвиняемого;
5. личное поручительство.
3. Какие меры процессуального принуждения относятся к иным мерам процессуального принуждения?
1. задержание;
2. обыск;
3. заключение под стражу;
4. подписка о невыезде;
5. обязательство о явке.