Занятие 4. На море шторм




Цель: развивать слуховое воспри­ятие, слуховую память, внимание, логическое мышление (умение выде­лять существенные признаки предме­тов и соотносить их по этим призна­кам), воссоздающее воображение, тре­нировать координацию руки.

Материал: аудиокассета с записью шума водопада и реки; стихотворение «Кораблик» (английская песенка в переводе К. Чуковского); предметы: часы, компас, книга, очки, ручка, тетрадь, линейка, карандаши, пенал, фломастеры; изображения животных; наборное полотно; листы бумаги в клеточку; бланки-матрицы для восста­новления непрерывности изображе­ния; карандаши.

Ход занятия

Звучит аудиокассета с записью шума водопада и реки.

Воспитатель. Послушайте, как шумит водопад, как течет река. Чем похожи, чем отличаются? Похожи — шумом воды; отличаются тем, что река течет тихо, плавно, а водопад с шумом падает вниз. В воде — реках, озерах, морях, океанах — живут разные животные. Посмотрите, какие животные изображены на картинках (показ на наборном полотне): кроко­дил, лягушка, рак, чайка. Какая картинка лишняя и почему? (Лиш­няячайка, потому что это птица, а остальные животные могут жить 'в воде.) Посмотрите теперь: каких жи­вотных вы видите? Чайка, ласточка, аист и кит. Какая картинка лишняя и почему? (Лишняя — кит, потому что остальные картинки изображают птиц.) Я расскажу стихотворение «Кораблик», слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. (Разучивание с детьми двух четверостиший.) Теперь отгадайте загадку: «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе». {Туча.) Вдруг туча стала темнеть, сверкают молнии, приближа­ется шторм.

Физкультурная пауза.

Подул сильный ветер, трудно идти по палубе. Напрягите ноги, крепко прижмите ступни к полу. Прошла волна, ноги можно расслабить (повто­рить 23 раза).

Воспитатель. Вот и пролетела буря, море стало спокойным, ярко светит солнце. Вот как было до шторма (показ предметов в определенной после­довательности). Закройте глаза (меня­ет местами два-три предмета). От­кройте глаза. Что изменилось? (Игра повторяется 23 раза.) Буря еще и паруса порвала. Возьмите бланки. Видите, у паруса образовалась дыра? Внизу нарисованы кусочки, которыми можно починить парус. Надо подо­брать такой кусочек, чтобы дырки не было заметно. Найдите его и обведите кружком. Сильные были волны во время шторма. Нарисуем разные волны. Возьмите листочек в клеточку, поставьте точку в левом верхнем углу и внимательно слушайте. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию (методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»).

Занятие 5. Сказочный город

Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, зрительную память, целостное восприятие, воссо­здающее воображение.

Материал: аудиокассета с записью «Песни Тролля» из сказки «Белоснеж­ка и семь гномов» М. Гусева; плакат с изображением сказочных героев и тра­фареты к нему; схема с изображением двух лиц; схемы с изображением доми­ков и отдельных частей животных.

Ход занятия

Звучит «Песня Тролля».

Воспитатель. Наша яхта подошла к сказочному городу. Сойдем на берег, погуляем по городу. Отгадайте загад­ку: «Добрые соседи век рядом живут, а друг с другом не видятся». (Окна.) В городе этом живут герои из сказок. Я покажу их вам. (Показ плаката с изображением персонажей сказок: Мальвина, Карабас-Барабас, пудель Артемон, Буратино, Лиса Алиса, Кот Базилио, Незнайка, Заяц — трафареты вырезаны таким образом, что можно увидеть только один персонаж.)

После ответов детей все трафареты убираются, и плакат воспринимается в целом.

Воспитатель. Жители этого города разные: добрые и не очень. Посмот­рите на эти лица (показ схемы с изображением двух лиц, которые отли­чаются грустным и веселым настроени­ем, а также изображением отдельных деталей). (Дети должны найти пять отличий и оценить эмоциональное со­стояние изображенных лиц.)

Физкультурная пауза. Чтение стихо­творения сопровождается движениями.

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Повернулся и пошел.

Воспитатель. В сказочном городе много разных домиков. Возьмите бланки, на которых они нарисованы, и попробуйте найти два одинаковых. Как в каждом сказочном городе, и в этом есть волшебник. Он хотел сделать животных невидимыми, но поторопился, и стали они только наполовину невидимками. Посмотри­те, на листках видны только уши, хвост и еще некоторые детали. Каких же животных волшебник хотел сде­лать невидимками? Поможем им стать видимыми. (Дети дорисовывают ка­рандашом изображения животных.)

Занятие 6. Остров

Цель: развивать слуховое внимание, умение сравнивать и обобщать пред­меты по существенному признаку через логическую игру, зрительное восприятие, воссоздающее воображе­ние.

Материал: аудиокассета с записью музыки «Загадочный остров» Б. Шолля; рассказ для развития слухово­го внимания; схема с изображением животных на острове: обезьяны, слона, льва; геометрические фигуры: зеленые круг и треугольник, красные круг и треугольник, синие круг и треугольник; аудиокассета с записью шума леса; неоконченные рисунки силуэтов деревьев; бланки с изобра­жением предметов для нахождения сходства и различия.

Ход занятия

Звучит музыка «Загадочный остров».

Воспитатель. Недалеко от города находится остров. Давайте подплывем к нему. Однажды на этом острове произошел такой случай. Здесь одино­ко жил человек. Он часто сидел на берегу, укрываясь от солнца под пальмой. Однажды волна выбросила на берег странную рыбешку. Посмот­рела она на человека и говорит: «Какой же ты растрепанный, косма­тый и взлохмаченный, взъерошенный, всклокоченный, нечесаный и встре­панный» (показывает картинку). Здесь допущена ошибка. Найдите ее. На острове живут животные, их любимые места вот здесь (показ схемы острова с изображением обезьяны, слона, льва на расстоянии друг от друга). Обезьяна любит красное, слон любит носить треугольные шапочки, а лев любит играть в мяч. Возьмите геометричес­кие фигурки, попробуем разложить их так, чтобы всем досталось по два подарка.

Вместе с детьми воспитатель прово­дит беседу-рассуждение: у нас есть красные фигуры, синие и зеленые, это треугольники и круги. Если обезьяна любит красное, то красные фигуры надо отдать ей; слону тогда доста­нутся два треугольника: зеленый и синий, а львудва мяча (круга), зеленый и синий.

Физкультурная пауза. «Стройный лес» — поднять руки вверх, потянуть­ся, «качаются ветви деревьев», при­сесть — «маленькие кустики», упор ногами в пол — «крепко деревья стоят на земле», выпрямиться, плечи не поднимать — «верхушки деревьев тянутся к солнцу».

Воспитатель. Есть на нашем острове лес. Вот только волшебник наполови­ну заколдовал деревья. Поможем их расколдовать.

Под аудиозапись шума леса дети дорисовывают на бланках деревья.

Попрощаемся с нашим гостеприим­ным островом. Пора в путь. Опять яхта плывет по морю. Сейчас вы будете внимательными штурманами. Возьмите бланки с изображением рыб, парохода и лампы. Вам нужно найти сначала одинаковые предметы, а потом отметить, чем они отличают­ся не только друг от друга, но и между собой (на бланке, например, изображены две рыбыодна с зубами, другая — без; или две лампыодна с проводом, другая с кнопкой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: