Структура данного раздела:
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
3. Контрольные требования на разных этапах обучения
При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся следует руководствоваться Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, опубликованными в Сборнике материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Москва, Минкультуры России, 2012. – Ч.1).
Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.
В данном разделе отражаются содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения.
В соответствии с ФГТ образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие исполнительские программы, типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые образовательным учреждением критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета.
Реализация образовательных программ в области искусств предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ. В учебной программе необходимо указать объем времени, отведенного на консультации.
В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.
Методическое обеспечение учебного процесса
Данный раздел содержит методические рекомендации педагогическим работникам: обоснование методов организации учебного процесса, самостоятельной работы обучающихся, способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала. Данный раздел может содержать методические рекомендации по проведению того или иного вида занятий.
Список литературы и средств обучения
Заключительный раздел программы учебного предмета «Список литературы и средств обучения» должен содержать перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы (при необходимости - репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоения учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания.
В приложениях представлены образцы фрагментов учебных программ, в которых наиболее полно отражены требования к содержанию программ учебных предметов.
Приложение 1
Фрагмент программы по учебному предмету «Основы актерского мастерства» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Искусство театра»
Цели программы
1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся и самоопределения личности.
2. Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через основу театрального искусства – действие, как целостного процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности.
3. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и профилактика асоциального поведения, через воспитание культуры чувства, на примере шедевров мировой драматургии.
4. Диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к современным социальным условиям.
Задачи программы
1. Познакомить учеников с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены.
2. Помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов, используя игровые и тренинговые упражнения.
3. Научить в области актёрского мастерства:
· концентрировать внимание;
· управлять фантазией;
· обладать образным видением;
· анализировать и владеть психофизическим состоянием.
4. Дать основные теоретические понятия:
· о сценическом этюде, его разновидностях и структуре;
· о сценарии и форме его написания;
· о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
· о событии и событийном ряде;
· о втором плане роли и внутреннем монологе;
· о сюжете и его структуре.
5. Развивать в процессе работы на сцене в форме творческой мастерской и творческой лаборатории (репетиции в сотворчестве):
· логическое мышление;
· способность выстраивания событийного ряда;
· способность определения основной мысли, идеи произведения;
· образное видение;
· способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану;
· способность выражения мысли через сопутствующее событие;
· способность моментальной реакции (экспромт, импровизация) на предлагаемые обстоятельства.
6. Развивать в процессе постановочной работы:
· чувство ответственности;
· чувство коллективизма;
· адекватность мышления;
· дисциплинированность;
· организаторские способности;
· умение преподнести и обосновать свою мысль;
· художественный вкус;
· коммуникабельность;
· трудолюбие;
· активность.