Типология трудового поведения




В отечественной литературе по социологии труда пока еще не разработано стройной типологии трудового поведения Так, В А Полторак предлагает различать типы трудового поведения (социально-трудовая, экономическая и функциональная) и виды (деструктивная, инновационная, адаптивно-приспособительная и др.)н.) * 56.

Среди видов социально-экономического поведения, которая по содержанию очень близка к трудовой поведения, вьеты Пилипенко отличает демографическую, миграционно-мобильную, профессионально-трудовой и др. Заслуживает внимания е ого замечания об отсутствии четких границ между видами трудовой поведения, что позволяет формировать комплексы, охватывающие несколько видов трудового поведения К таким комплексов он относит: \"хоз одарський \", исполнительный, молодежный и\" гигиенический \"(ориентирован на сохранение здоровья) Конечно, состав комплексов трудового поведения может быть различным в зависимости от характеристик субъектов трудовой деятельности, конкретных условий труда и определенной трудовой ситуацииуації.

Систематизированная классификация видов трудового поведения представлена российским социологом О В Ромашов

 

Особенности предпринимательского поведения

Предпринимательское поведение является социально-экономическим.
Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и духовных ценностей.
Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличии потребности и удовлетворяющей ее ситуации.
Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих личность установок, чем другие. Область сознательного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность» является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способствующее победе в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.
Установки несовместимые с предпринимательством сформулировал М.Мольц. Это готовность к разочарованию, неуверенности, испытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения.
На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из которого формировался предпринимательский социум.
Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, в офисе, на улице оценивается в позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.
Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».

 

Отклоняющееся поведение

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Признаки девиантного поведения:

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: