Классификация информационных технологий по типу пользовательского Интерфейса:
- Пакетные информационные технологии
характеризуются тем, что операции по обработке информации производятся в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя.
- Диалоговые информационные технологии предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.
- Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, перераспределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.
По способу организации сетевого взаимодействия выделяют:
• информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей;
• информационные технологии на базе многоуровневых сетей;
• информационные технологии на базе распределенных сетей.
Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, информационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.
Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом органи зационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.
Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.
Электронная почта
Электронная почта(от англ. electronicmail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Основным отличием от прочих систем передачи сообщений (например, служб мгновенных сообщений) является возможность отложенной доставки и развитая (и запутанная из-за длительного времени развития) система взаимодействия между независимыми почтовыми серверами.
В Internet для работы с электронной почтой используются прикладные протоколы SMTP, POP или ШАР, которые базируютс на TCP/IP.
Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - простой протокол передачи почты) выполняет передачу сообщений между почтовыми серверами Internet. SMTP позволяет размножать копии сообщения для передачи в разные адреса и формировать, таким образом, списки рассылки.
POP (Post Office Protocol) дает пользователю доступ к пришедшим к нему электронным сообщениям, то «сть осуществляет связь между компьютером пользователя и почтовым сервером, на котором зарегистрирован почтовый ящик пользователя, пересылая все сообщения на компьютер пользователя. Этот протокол поддерживает практически все почтовые программы. Кроме протокола POP, для доступа пользователя к почтовому серверу может использоваться протокол IMAP. Это более сложный протокол, позволяющий пользователю каталогизировать и хранить почту непосредственно на сервере.
3. Электронную почту характеризуют:
✓ быстрота;
✓ возможность передачи любого объема информации в любую точку мира.
Для отправки и получения сообщений по E-mail используются специальные почтовые программы:
✓ Microsoft Internet Explorer;
✓ The Bat;
✓ Microsoft Outlook Express;.
✓ Netscape Navigator;
✓ универсальная система обмена информацией программа Microsoft Exchange.
функционально электронная почта состоит из двух частей:
✓ клиентская часть устанавливается на компьютере пользователя, предназначается для доступа к электронным почтовым ящикам и осуществления процесса чтения и написания писем;
✓ серверная часть работает на сервере и является главным почтовым отделением, на котором происходит сортировка и отсылка писем, поступивших с компьютеров пользователей.
Принцип работы электронной почты состоит в том, что пользователь с терминала в любой организации или же из дома может передавать сообщение, указав список адресов лиц или организаций, кому оно предназначено. Это сообщение направляется в компьютер, который после необходимой сортировки сообщений в соответствии с адресами направляет его в электронный почтовый ящик адресата или адресатов.
Несмотря на простоту самой концепции, системы электронной почты весьма сложны.1
Система электронной почты состоит из трех компонентов:
✓ пользовательского агента;
✓ транспортного агента;
✓ доставочного агента.
Пользовательский агент позволяет человеку читать и составлять сообщения по правилам сетевой адресации.
Транспортный агент посылает сообщения из одной машины в другую.
Доставочный агент помещает сообщения в почтовые ящики пользователей-получателей.
Телеконференция
Под телеконференцией («теле-» обозначает «удаленный», «действующий на расстоянии») понимают обсуждение или коллективные дискуссии на разные темы, проводимые при помощи сетевых средств.
сетевые новости передают сообщения «от одного — многим». Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т. е. получивший новое сообщение), передает новость всем знакомым узлам, т. е. всем тем узлам, с кем он обменивается новостями. Таким образом, посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем мире. При этом в обсуждении интересующей темы может участвовать множество людей, независимо от того, где они находятся физически, и можно найти собеседников для обсуждения самых необычных тем.
Телеконференции в сети поддерживают специальные серверы, их называют серверами новостей. Серверы периодически обмениваются содержимым почтовых ящиков телеконференций, поэтому материалы конференций в полном объеме доступны пользователю на любом таком сервере.
Для чтения новостей необходимы специальное (клиентское) программное обеспечение и доступ к серверу новостей. Можно воспользоваться одним из общедоступных серверов новостей, а можно получать новости и по электронной почте. При использовании сервера новостей и специального программного обеспечения можно «подписаться» на отдельные группы новостей. Подписка подразумевает процедуру пересылки абоненту новых статей по интересующей его теме или оповещения абонента об их появлении.
Существуют достаточно много национальных групп конференций. В России самой популярной является группа Relcom.
Виды телеконференций
- Конференции off-line Характеризуются тем, что пользователь, ознакомившись с сообщениями, может направить ответное сообщение либо непосредственно автору статьи, либо предоставить свое сообщение всем авторам
- Конференции on-line Позволяют участникам конференции общаться друг с другом в режиме реального времени, задавая друг другу вопросы и обмениваясь мнениями на заданную тему
- Свободные (открытые) конференции Сообщения никем не контролируются. Пользователь посылает произвольный текст, и он сразу появляется в Internet
- Модерируемые (закрытые) конференции. Контролируются редактором - модератором (moderator - арбитр, посредник, ведущий дискуссию). Модератор организует и ведет конференцию. Сообщение пользователя сначала попадает к нему, и он принимает решение о публикации материала, исходя из устава конференции, который принимается открытым сетевым голосованием. В качестве модератора может выступать не только человек, но и программа, фильтрующая сообщения по определенным ключевым словам. В последнем случае говорят об автоматической модерации.
Жизненный цикл телеконференции состоит из нескольких этапов
Начало конференции Обсуждение темы конференции Поступление ответных сообщений по рассматриваемой теме от участников конференции Оповещение участников конференции о поступлении новых сообщений Просмотр новых сообщений участникам конференции Хранение сообщений в конференции Хранение поступивших сообщений в течение определенного времени
Помещение сообщений в архив по истечении срока хранения Закрытие конференции Уведомление участников о закрытии конференции и перевод ее в режим «только чтение» Уведомление участников о закрытии конференции и перевод ее в режим «только чтение» Удаление конференции