Участие в традиционных соревнованиях.
Отборочные соревнования:
- Личные отборочные первенства района до 6 и 8 лет.
- Личные отборочные первенства С-Пб до 6 лет - Приз дошкольника.
- Личные отборочные первенства С-Пб до 8 лет.
Шахматные фестивали:
- шахматный фестиваль «Летние надежды».
-турнир, посвящённый Дню Победы.
-турнир, посвящённый памяти А.Алёхина.
-турнир, посвящённый памяти В.Г. Зака
и др., согласно планам учебно-массовых мероприятий.
Ожидаемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения учащиеся способны выполнить пятый разряд по шахматам, должны
знать:
· правила шахматной игры;
· шахматную нотацию;
· цель шахматной партии;
· порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;
· поля шахматной доски.
уметь:
· разыграть партию с противником;
· расставлять позиции на шахматной доске;
· нападать и съедать фигуры противника;
· довести партию до логического окончания;
· ставить простые маты;
· использовать правило «взялся - ходи»;
· самостоятельно работать с шахматной доской.
быть:
· внимательным при разыгрывании партии;
· целенаправленным - стремиться довести партию до победы;
· сосредоточенным, целеустремленным при игре партии;
· настойчивым при стремлении к поставленной цели;
· выдержанным и дружелюбным во время игры.
Учебно-тематический план Образовательной Программы
Второго года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение | - | ||
2. | Тема 1.Шахматные часы | |||
3. | Тема 2.Как правильно начинать партию | |||
4. | Тема 3.Турнирные правила | |||
5. | Тема 4.Реализация большого материального перевеса | |||
6. | Тема 5.Простейшие тактические приемы | |||
7. | Квалификационный турнир пятого разряда | - | ||
8. | Итоговое занятие | |||
9. | Учебно-массовые мероприятия | - | ||
Итого часов |
Содержание Образовательной Программы
Второго года обучения
Задачи второго года обучения
Образовательные:
Ø ознакомить с законами развития фигур в начале партии;
Ø ознакомить с работой шахматных часов;
Ø дать представление о времени, отведенном на шахматную партию;
Ø дать представление о турнирных правилах;
Ø создать условия для понимания материального перевеса в шахматах;
Ø дать представление о простейших тактических приемах;
Ø формировать навыки нападения и защиты.
Развивающие:
Ø способствовать развитию творческой активности, любознательности в области шахмат;
Ø развить способность ориентироваться во времени;
Ø развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
Ø развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
Ø развивать усидчивость и внимательность во время игры;
Ø воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
Ø воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока.
Содержание
Введение.
Правильное выполнение ходов.
Правила шахматной игры
Завершение игры – проигрыш, ничья.
Учёт результатов.
Тема 1. Шахматные часы.
Устройство «Шахматных часов», «Флажок».
Время, отведенное игроку на партию.
Показания часов и результат партии.
Связь показаний часов с результатом в партии. Минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени.
«Падение флажка». Регистрация падения флага и правильное заявление об этом действии.
Возможности ничейных результатов.
Остановка часов. Порядок остановки часов во время партии.
Обращение за помощью к арбитру. Обоснованное обращение. Наказание игрока.
«Превращение» пешки, требование фигур.
Практическая часть:
· проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;
· разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
· разыгрывание учебных позиций.
Тема 2. Как правильно начинать партию.
Мат в начале партии.
Темп, потеря темпа.
Борьба с ранним выводом ферзя.
Ловушки.
Практическая часть:
· проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;
· разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
· разыгрывание учебных позиций;
· разбор коротких партий-ловушек.
Тема 3. Турнирные правила.
Записывание ходов в процессе игры, своих ходов и ходов партнера правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, в алгебраической нотации.
Шахматные бланки.
Регламент ответа на ход партнера.
Правила предложения ничьей. Соблюдение определенных требований.
Отклонение предложения ничьей.
Практическая часть:
· проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;
· разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;
· разыгрывание учебных позиций.