КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИН




Учебная и внеклассная работа по географии как в массовой, так и во вспомогательной школе строится на краеведческом принципе.

Краеведение — изучение во всех отношениях местного края, района — играет важную роль в подготовке учащихся к трудовой деятельности, связывает преподавание географии с жизнью, помогает конкретизировать в процессе обучения основные положения Программы КПСС.

Знание родного края особенно важно для учащихся вспомогательной школы. Большинство таких школ имеет интернаты, проживающие в них дети не имеют тех возможностей передвижения по местности, которые имеют «приходящие». Кроме того, выпускники вспомогательных школ почти всегда остаются жить и работать в тех местах, где учились.

Дети любят ездить далеко и считают, что все вокруг им известно и нет ничего интересного. Поэтому в развитии интереса школьников к родному краю многое зависит от учителя.

Каждый школьник должен знать свой город, заботиться о его благоустройстве и чистоте. В любой школе имеются возможности для изучения окружающей действительности.

Краеведческий принцип положен в основу всего педагогического процесса с I по VIII класс.

При ознакомлении учащихся с географией своей местности применяется важнейшее дидактическое правило — «от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

С какими именно предметами и явлениями надо ознакомить умственно отсталых учащихся, указано в программе для вспомогательной школы, но во многих случаях они названы лишь для, примера, так как учитывается, что школы находятся в различном природном окружении. Это обязывает учителя при планировании работы тщательно обдумать, какие же типичные для данной местности предметы должны быть использованы в первую очередь. Так, при изучении названий деревьев в школе, расположенной в окружении хвойного леса, учитель в первую очередь познакомит детей с елью и сосной, а в школе, находящейся в полосе лиственного леса, он прежде всего покажет ученикам березу, дуб, липу. На Черноморском же побережье Крыма изучение этой темы, вероятно, начнется с ознакомления с кипарисом. Конечно, некоторые растения и ряд животных должны знать, все дети (например, березу, ель, рожь, пшеницу, лошадь, корову). В случае, если они не встречаются в данной местности, учитель знакомит с ними учащихся не в первую очередь и с помощью различных наглядных пособий.

Таким образом, упор на использование местного материала при формировании географических понятий у учащихся позволяет сделать обучение географии более доступным и практически направленным. Кроме того, краеведение может стать одним из сильных средств воспитывающего обучения.

В программу предметных уроков для I—IV классов вспомогательной школы включен краеведческий материал, в V — VIII классах этот материал сокращается, вследствие чего иногда неправомерно ему не уделяют должного внимания. Например, наблюдения за природными явлениями проводятся только в младших классах и не ведутся в старших, несмотря на конкретные указания в объяснительной записке к программе. Поэтому естественно, что все сведения краеведческого характера, полученные на предметных уроках в младших классах, необходимо повторять и закреплять и у старшеклассников.

Во II классе программа предусматривает знакомство учащихся с улицей, на которой расположена школа, с обозначением названия ее и номеров домов. Ученики должны знать адрес школы и своего дома

В III классе на предметных уроках отводится время на тему «Наш район» (выясняется, какие в нем есть клубы, театры, библиотеки, фабрики, заводы, вокзалы, больницы, аптеки, почтовые отделения). Такой обширный материал, как правило, не усваивается умственно отсталыми учащимися за 1—2 урока.

В IV классе могут проводиться экскурсии для ознакомления со своей местностью, а также экскурсии на стройки или на разработки песка и глины, к местным водоемам.

В V классе на основе знакомства с местностью, в которой расположена школа, изучаются темы «Формы поверхности Земли и вода» и «План и карта». Кроме того, с детьми можно организовать краеведческие походы, во время которых дети, приобретая дополнительно знания о родном крае, получат конкретные, представления о лесосплаве, водном транспорте, рыборазведении и о многом другом.

Краеведческие походы прививают любовь к природе, знакомят учащихся с особенностями родного края, культурой и бытом населения, замечательными людьми края и примерами их труда, вносят в преподавание жизненность и конкретность. В походах учащиеся приобретают много различных жизненно полезных умений и трудовых навыков.

Экскурсии и походы воспитывают выносливость, находчивость, дисциплинируют.

В результате, например, экскурсии к ближайшей реке учащиеся узнают ее название; если это возможно, знакомятся с историей этого названия; узнают, откуда река берет начало, куда впадает, ее размеры. Учитель покажет ученикам и назовет растения, если они есть на берегу реки, выяснит у рыбаков, какая в ней водится рыба, расскажет, как используется река в хозяйстве, какие изменения внес человек. Полезно научить детей определять, жесткая или мягкая вода. Для этого в бутылку с речной водой бросают кусочек мыла и взбалтывают, наблюдая за растворением мыла и появлением пены. Во время такой экскурсии ученики также делают схематические зарисовки, краткие записи, собирают образцы растений у берега. Можно попросить у рыбаков несколько рыбешек для изготовления влажных препаратов.

На экскурсии по теме «Лес» ученики должны узнать:

§ Какие древесные породы преобладают в местном лесу?

§ Какие деревья и кустарники растут в нем?

§ Значение леса как места сбора ягод, грибов, орехов?

§ Какие растения используются для приготовления лекарств?

§ Какие животные водятся в лесу?

§ Какие животные являются промысловыми?

§ Какие животные вредят садам, полям, огородам, и лесам?

§ Какие животные нападают на человека и на домашних животных?

§ Назвать животных, которые разносят болезни.

Экскурсию на фабрику, завод или в МТС полезно проводить учителю географии совместно с учителями истории и трудового обучения. На этой экскурсии учащиеся выясняют:

§ Когда построен завод (или фабрика, МТС и т. д.)?

§ Откуда он получает топливо, воду, электроэнергию?

§ Откуда поступает сырье и отдельные детали?

§ На чем работает электростанция завода?

§ Какую продукцию выпускает завод и куда ее направляет?

Кроме того, ученики делают краткие записи, рисунки, приносят в школу образцы сырья продукции, затем оформляют эти материалы.

На экскурсиях в колхоз или совхоз учитель обращает внимание школьников на изменения, происшедшие в сельском хозяйстве, на то, как удобряется земля, какая борьба ведется с сорняками, вредителями полей,

Собирая сведения о местном хозяйстве, знакомясь с трудом рабочих и колхозников, дети начинают понимать значение его в жизни общества, уважать труд, людей, изменяющих облик страны во имя лучшего будущего. По договоренности учителя с местными предприятиями учащиеся VI—VIII классов могут выполнять для них различные задания.

Местный краеведческий материал используется не только на уроках географии, но и на уроках история, естествознания, чтения. Задача учителя — научить учеников видеть и по возможности понимать зависимости в природе и жизни людей на конкретных примерах своей местности. Наряду с вопросами «отчего?», «почему?», корригирующими личность умственно отсталого ребенка, необходимо ставить вопрос «а как у нас?»

Начало формы

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА

Во время наблюдений за погодой, практических работ на местности, реке, озере, в окрестностях школы, экскурсий и походов под руководством учителя дети собирают коллекции, делают зарисовки, записи, фотографируют местные достопримечательности. Все материалы, связанные с краеведением, обобщаются и поступают в краеведческий уголок.

Уголок может помещаться в коридоре школы, вестибюле. В нем должно быть все, принесенное детьми. В организации краеведческого уголка могут оказать помощь и родители, и шефы.

Краеведческий уголок во вспомогательной школе должен состоять из трех разделов.

1. Календарь погоды.

2. Наш край или город, район, микрорайон, наше село или наша улица (что ты знаешь о тех местах, где живешь и учишься?).

3. Основные народные приметы, по которым можно предсказывать погоду (за несколько часов, на следующий день).

Эти разделы размещаются на трех листах фанеры или картона, которые могут висеть на стенe рядом или быть скрепленными в виде гармошки. Если они стоят на полу (на ножках), возле них должен находиться стол или полочки для экспонатов.

В верхней части календаря погоды — надпись «Погода сегодня», под ней сделаны вырезы для обозначения года, числа, месяца и дня недели, а ниже расположены картонные «приборы»:

§ термометр с подвижным окрашенным стержнем, картонным или резиновым;

§ флюгер—кружок с обозначенными на нем сторонами горизонта и стрелкой, один конец которой окрашен красной краской. Стрелка показывает направление ветра;

§ барометр в виде кружка с одноконечной стрелкой и надписями по кругу: «К ненастью», «Переменно», «К ясной погоде»;

§ квадрат, снимающийся с гвоздика. На одной стороне его нарисованы две черные точки (дождь), на другой — снежинки (снег). С его помощью фиксируется наличие осадков;

§ квадрат голубого цвета, закрытый двумя створками, окрашенными с внешней стороны серой краской, а с внутренней — голубой. Если день ясный, створки открыты, при частичной облачности прикрывается одна створка, при сплошной — обе. Этот прибор условно обозначает состояние облачности. Температуру на картонном термометре ученики устанавливают по уличному градуснику, который должен быть укреплен за окном в каждой школе. Направление ветра устанавливают по флюгеру или вымпелу. Показания барометра устанавливают по действующему барометру, который находится в учительской или в закрытом застекленном шкафчике. Вместо цифр на этом настоящем барометре также наклеивают на стекло полоски бумаги с надписями: «Ясно», «Переменно», «К ненастью».

Материалы по родному краю располагаются на второй части стенда. Его тематику определяют коллективно на педсовете. Можно начать с изучения природы своего микрорайона, парка или пришкольного участка. Материалы краеведческого характера время от времени меняются, дополняются. Собирать их надо умело и целенаправленно. В составлении характеристики своего города, села, района, микрорайона, улицы можно использовать такие темы:

1. «Знай свой город» (или село, улицу и т.. д.). Под этой рубрикой могут быть размещены материалы, связанные с его историей (памятники и памятные места; наш город в годы Великой Отечественной войны; его прошлое, настоящее и будущее и пр.).

2. «Умей проехать, пройти к своей школе». Указываются пути сообщения, виды транспорта, основные ориентиры; можно поместить карты, рисунки, названия остановок, станций.

3. «Наши соседи». Указываются ближайшие заводы, фабрики, районный Дом пионеров, ближайшая больница, райсовет, кинотеатр. Здесь же отмечается, сколько школ и школ-интернатов в районе.

4. «Хозяйство родного края». В этом разделе можно указать виды местной промышленности, природные ресурсы края, поместить фотографии, а также альбомы: «Знатные люди района», «Местные промыслы» и т. п. Если в районе, где находится школа, добывают полезные ископаемые, их образцы также должны находиться в уголке.

5. «Наш завод» (или фабрика, или колхоз). Кем и когда основан, на каком сырье работает, какую продукцию выпускает (образцы продукции) название ближайшей электростанции, которая дает ток предприятию.

6. «Где находится твой город, село или улица». Здесь помещаются карты с планом местности, макеты, фотоснимки, альбомы, приводятся данные о занимаемой площади; на контурных картах СССР можно указать расстояние до Москвы, до ближайшего моря, до экватора, полюсов.

7. «Водоемы в нашей местности». Указываются размеры, хозяйственное использование, откуда вытекает и куда впадает река, протекающая по городу, а также данные о близлежащих естественных и искусственных водоемах,

8. «Какая у нас погода». Приводятся элементарные данные о местном климате: средняя продолжительность зимы и лета, самые низкие температуры зимой и высокие летом. Помещаются фотоснимки, рисунки с изображением видов зимы и лета.

9. «Почва нашей местности» (типичные образцы почв данного района).

10. «Наши растения» (образцы растительности — листья, семена). При хорошо поставленной работе можно собрать образцы хозяйственно ценных дикорастущих растений своего края, лекарственных растений. Сюда же можно поместить и некоторые виды сорняков.

11. «Наши животные». Животный мир наглядно сложно изучать. В больших городах дети ходят в зоопарк. В уголке этот раздел можно представить фотографиями, рисунками, купленными чучелами птиц, вредителей сельского хозяйства. Самим можно собрать коллекции вредных и полезных насекомых. Влажные препараты раков, червей, лягушек, рыб, ящериц могут сделать старшие школьники совместно с учителем.

12. «Знаешь ли ты?». В этом разделе помещаются занимательные вопросы, а также рисунки с изображением следов животных, их рога, крыло птицы и пр. (кому принадлежит?), выписки из известных учащимся произведений (кто сказал?).

Можно осветить в уголке общественно полезный труд школьников, например посильное участие в охране и восстановлении природы, в озеленении (охрана зеленых насаждений от поломки, вытаптывания, от насекомых-вредителей, помощь поврежденным деревьям, полив растений и т. п.). Указать, кто участвует в оформлении и размещении местного материала, ухаживает за экспонатами, выполняет обязанности экскурсовода (VII — VIII класс), отвечает за чистоту и порядок в уголке.

Можно выпустить газету «Юный краевед», поместить материалы проведенной конференции «Урожай», описать краеведческий вечер.

Особенно богатый материал можно собрать в походах, в пионерских и туристических лагерях, например, на темы: «Золотая осень», «Навстречу весне», «По следам зверей и птиц» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л Ф, Гусев. Краеведческая работа во вспомогательной школе «Специальная школа», зып. 5, 1967,

2. «Краеведение и краеведческие походы в преподавании географии». Под ред И. А. Матрусова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

3. М. С, Васильева и др. Из истории Москвы и Подмосковья. М., «Просвещение», 1964.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Наглядные пособия в преподавании географии имеют огромное значение, тем более что большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно, так как даже самые красочные словесные описания ничего не дадут умственно отсталому ученику, если у него нет образа предмета.

Картины, муляжи, учебные фильмы и другие наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.

На уроках географии наиболее широко используются географические картины, иллюстрации из учебника. С их помощью учащиеся знакомятся с отдельными географическими объектами, явлениями или целым комплексом явлений. Например, такие картины, как «Извержение Везувия», «Ниагарский водопад», знакомят детей с внешним видом этих явлений, а картины «В тундре весной», «В пустыне», «На Мурманском побережье» знакомят их уже с комплексом явлений. Эти наглядные пособия дают конкретные представления, благодаря которым у учащихся формируются общегеографические понятия. Известный географ А. С Барков утверждает, что «географическая картина дает зрительный образ страны. Она дополняет карту и географическое описание»; хотя книга, глобус, карта и необходимы, они не могут дать такого ощутимого представления о реальных географических явлениях и предметах, как картины и фотографии. (См.: А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр.179.)

Учителю не следует рассказывать содержание картины, гораздо полезнее, если ученики сделают это самостоятельно с помощью наводящих вопросов. В этом случае изображенные на картине предметы глубже останутся в памяти учащихся.

Картины, фотографии, иллюстрации применяются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе учащихся. Хорошими наглядными пособиями могут быть и репродукции с картин известных художников: Шишкина, Левитана, Айвазовского. В качестве раздаточного материала можно воспользоваться наборами открыток. Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими учащимися.

Работа по картине связывается с картой (например, определить по карте, где расположено изображенное на картине место, в каком тепловом поясе). Полезно предложить детям устно дополнить содержание картины.

В работе с картиной у учащихся развивается мышление, внимание, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом, воспитываются эстетические чувства. Исследуя вопрос об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе, В. Н. Синев показал, что географическая картина способствует установлению умственно отсталыми школьниками причинных связей, если искомая причина наглядно показана. Вместе с тем в любом случае картина играет роль стимула к высказыванию.

Объемные наглядные пособия (модели, макеты, коллекции полезных ископаемых, гербарии) по сравнению с другими наглядными пособиями дают более полное представление учащимся об изучаемых объектах. Этих пособий обычно значительно меньше в распоряжении учителя, чем картин. Однако под руководством учителя умственно отсталые дети могут сами довольно успешно изготовлять пособия такого рода (например, макеты тундры, тайги и других природных зон, реки, колодца), а также (моделировать из влажного песка, пластилина, глины, папье-маше на географической площадке или в классе холм, овраг, вулкан и т. п. Методика всех этих работ подробно описана Т. Н. Головиной. (См.: Т. Н. Головина. Практические работы по географии во вК наглядным пособиям относятся также графические изображения: схемы, например «Смена дня и ночи», «Затмение Солнца», «Затмение Луны» (VII класс); простейшие чертежи, например «План класса» (V класс). Графические изображения перерисовываются сначала учителем на доску, а затем учениками в тетради. Они, следовательно, тесно связаны с рисунком учителя на доске.

Рисунок на классной доске зачастую незаменим при объяснении предмета, явления, о котором рассказывает учитель. Особенно ценно, когда учитель создает рисунок по ходу своего объяснения. В этом случае рисунок поясняет слова учителя, а его рассказ поясняет содержание рисунка. Одновременность словесного и графического описания предмета повышает внимание детей и способствует лучшему его восприятию. Например, при знакомстве учащихся с устройством термометра учитель рисует столбик, «наполненный» ртутью или спиртом, и планку, на которую наносит деления, обозначающие градусы. Выделение этих частей предмета на рисунке облегчает его восприятие.

Учитель должен тщательно подготовиться к рисунку на доске. В один урок не следует давать больше одного-двух несложных и обычно схематичных рисунков, поясняющих объяснение учителя. Например, вулкан лучше всего показать сначала на картине, затем рассмотреть рисунок в учебнике, показать кинофильм и только после этого разрез вулкана на доске.

На уроках географии также применяется вычерчивание на доске простейших картосхем, контуров, — это помогает учащимся понять и закрепить новый учебный материал. А. С. Барков считает, что учитель географии, входя в класс, прежде всего должен взять в руки мел, чтобы рисовать на доске. По мнению этого ученого, схематическая и эскизная карты на доске дают простой и наглядный способ выражения. Таким схематическим изображением в высокой степени фиксируется внимание учащихся и достигается конкретность представлений, а сравнение с точной картой приучает учеников вглядываться в карту и лучше ее запоминать.

Рисуя на доске, учитель пользуется цветными мелками, это повышает выразительность рисунка, усиливает интерес и внимание детей к изображаемому. Не следует рисовать на доске то, что ученикам хорошо известно. Не надо забывать, что рисунок, имея огромное значение для закрепления и понимания учебного материала, не заменяет стенных картин, диапозитивов, книжных иллюстраций, географических карт.

Начало формы

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Все практические работы, связанные с моделированием и изготовлением самодельных наглядных пособий, а также многие упражнения наиболее эффективно могут проводиться на географической площадке.

Географическая площадка способствует конкретизации знаний у школьников, экономит время, содействует развитию практических навыков и умений, пробуждает интерес учащихся к наблюдениям.

Занятия на ней принесут огромную пользу, так как у умственно отсталых учащихся преобладает конкретное мышление. Кроме того, практические занятия на географической площадке непосредственно связаны с программным материалом по арифметике, геометрии, естествознанию, с уроками развития речи. Здесь же вырабатываются и закрепляются и другие жизненно важные навыки.

Для устройства географической площадки выбирается по возможности открытое место — площадка примерно 11 X 12 м. Площадка выравнивается и посыпается песком, огораживается невысоким забором.

Оборудование:

1. Забор-измеритель делается из одной стороны ограды. Окрашивается двумя красками (например, красной и белой) через каждый метр. Высота забора 1 м. Около забора-измерителя проводится измерительная дорожка. Забором-измерителем пользуются для развития пространственных представлений, при прохождении темы «План и карта».

2. Столб-высотомер обычно делается узким кверху, на верхушку одевается флюгер, высота столба 10 м. окрашивается также двумя цветами через каждый метр. Служит для сравнения высоты с другими предмета, развивает пространственные, измерительные навыки. Может быть полезным, как и забор-измеритель, на уроках арифметики.

3. Флюгер — прибор для определения направления ветра делается из жести учащимися или покупается в магазине вместе с ветромером для определения силы ветра. Может быть заменен вымпелом — куском красной материи, прикрепленным к высотомеру. Буквы С, Ю, 3, В, обозначающие стороны горизонта, прикрепляются ниже вымпела на высотомере толстой проволокой.

Начало формы

4. Ростомер (деревянный, по типу медицинского) ставится на географической площадке для измерения роста учащихся. Зная величину своего роста (с помощью многократных измерений), ученики сравнивают свой рост с высотой других предметов, при этом развивается глазомер.

5. Кубический метр делается из тонких деревянных peeк, скрепленных между собой. Дает наглядное представление об объеме кубического метра. Ставится у одной из сторон забора.

6. Квадратный метр — также из деревянных реек — кладется на площадку и выкладывается внутри толченым кирпичом. Дает представление о квадратном метре.

7. Гномон — прибор для точного определения направления на север. На столб-подставку (высотой 1 м 20 см) прикрепляется доска размером 30 Х 30 см, окрашенная белой масляной краской. В нее, ближе к краю, вставляется металлический стержень. Если такой прибор трудно изготовить, то в центр площадки вбивается железный кол.

Наблюдения ведутся таким образом: в солнечный день, в 10—11 часов утра проводится полуокружность радиусом, равным длине тени стержня. Затем проводится наблюдение за этой тенью. Необходимо заметить время, когда она коснется проведенной полуокружности. Это — полуденная линия, показывающая точное направление на север; ее обводят черной краской. Если гномон — железный кол, то полуденную линию выкладывают ил земле толченым кирпичом или другим материалом. По гномону устанавливаются все приборы на площадке.

8. Румбическое кольцо (румб — одно из 32 делений по кругу компаса) выкладывается вокруг гномона из кирпича или дерева и вкалывается наполовину в землю. На внешней стороне кольца проставляются начальные буквы сторон горизонта: по полуденной линии обозначается север, напротив — юг, справа — восток, слева—запад и промежуточные направления между ними (8 обозначений). Румбическое кольцо служит для ориентирования, т. е. для выработки умения определять свое местоположение по отношению к сторонам горизонта.

9. Солнечные часы (горизонтальные) представляют собой деревянный круг произвольных размеров со стержнем в середине. Цифра 12 ставится точно по полуденной линии (по гномону), остальные цифры наносятся на определенном расстоянии друг от друга (сначала карандашом, затем масляной краской). Солнечными часами могут пользоваться учащиеся всех классов. Они устанавливаются на южной стороне, в самом открытом месте площадки.

10. Дождемером может быть прямое ведро. Количество осадков в ведре можно измерить линейкой, опущенной в ведро, или с помощью мензурки.

Зимой дождемер убирают, а толщину снегового покрова измеряют снеговой рейкой с делениями.

11. Термометр и барометр покупаются. Барометр держат в школе. Термометр прикрепляют к высотомеру.

12. Ящики с песком (без дна) устанавливаются рядом со столами, ими пользуются учащиеся при воспроизведении различных форм рельефа.

13. Столы (узкие, как парты) и скамьи могут быть переносными или врытыми. Нужно иметь столов и скамеек примерно по 5 штук (по одной на 3—4 детей).

14. Доска обычная, классная устанавливается у одной из сторон забора. Лучше использовать ту сторону, где находится забор-измеритель. Доска используется для записей и вывешивания карты.

15. Уголок ориентирования служит для закрепления знаний и навыков, полученных учащимися на экскурсии при определении сторон горизонта по местным признакам. Такой уголок прежде всего необходим в школах, расположенных в лесной полосе. В нем должны быть помещены:

а) спиленный пень (устанавливается вытянутыми кольцами на юг);

б) валун, покрытый мхом (на север);

в) ствол березы (длинными ветками на юг), у его подножия с южной стороны устраивается мнимый муравейник;

г) врытый ствол сосны или ели (невысокий) с подтеками смолы;

д) модель холма (из камней, покрытых дерном) со склонами — пологим и крутым, перевалом; должна быть ясно выражена вершина, подошва.

Начало формы

16. Витрина небольшая под стеклом, где вывешиваются сводки погоды, дневники наблюдений, лучшие тетради по географии, контурные карты, фотографии, рисунки, таблица местных признаков погоды. В таблице указываются простейшие приметы.

Например:

Температура воздуха Прогноз
Днем жарко, ночью холодно Ночью тепло, нет росы Температура не меняется После дождя тепло После дождя холодно к хорошей погоде к ненастью к ненастью к ненастью к хорошей погоде

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Особое место в обучении учащихся по своей выразительности и конкретности занимает такое средство наглядности, как учебные фильмы. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.

Показ учебных фильмов помогает в проведении словарной работы, развитии речи учащихся, конкретизирует изучаемую тему, однако проводить его следует прежде всего в тех случаях, когда изучаемый материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

На уроках во вспомогательной школе рекомендуется в первую очередь применять диафильмы, немые кинофильмы, кинокольцовки, предназначенные для учащихся начальной школы. Это связано с тем, что содержание указанных пособий более доступно пониманию умственно отсталых учащихся и соответствует программе вспомогательной школы. При отсутствии таких кинопособий можно воспользоваться и учебными фильмами для средней массовой школы.

Темы, не связанные с показом движущихся объектов, следует изучать, используя диафильмы и диапозитивы. Это целесообразно потому, что их демонстрация может быть выборочной. Учитель имеет возможность задерживать каждый кадр, изображаемый на экране, столько времени, сколько необходимо для полного понимания учениками учебного материала. Кроме того, показывая диафильмы, легко возвратиться к предшествующим кадрам в целях сравнения рассматриваемых объектов, анализа или уточнения.

В темах, где требуется показ движения изучаемых объектов, рекомендуется применять в первую очередь немые кинофильмы и кинофрагменты с пояснениями учителя, так как они имеют своеобразную структуру, менее сложную, чем другие кинопособия. Как и звуковые кинофильмы, немые кинофильмы и кинофрагменты показывают объекты в динамике, но содержание их значительно проще и более ограниченно. Кроме того, немые кинофильмы рассчитаны на пояснения учителя, и поэтому изображаемые объекты могут обозреваться на экране относительно длительнее, чем в звуковых кинофильмах.

При отсутствии немых фильмов к темам, где требуется показ объектов в движении, подбираются звуковые кинофильмы, сначала из фильмов для начальной массовой школы и только затем из фильмов для средней общеобразовательной школы.

Звуковые учебные фильмы со сложным для восприятия олигофренов содержанием, многословным дикторским текстом и музыкальным сопровождением следует, показывать с отключенным звуком. Пояснения к фильму в этом случае даст учитель.

Отключая звуковое сопровождение, учитель имеет возможность объяснить именно то, что ученики вспомогательной школы должны запомнить. Кроме того, учеников не отвлекают ритмические танцы и песни, и они сосредоточеннее слушают учителя. Однако иногда звуковое сопровождение фильма незаменимо. Так, при изучении тем, в которых предметы и явления необходимо представить с характерным для чтения звуками и шумами, например, «Горные реки», «Извержение вулкана»,«Землетрясение»), следует применять звуковые кинофильмы независимо от сложности сопровождения. Демонстрировать эти фильмы необходимо с комментариями учителя.

Показ кинофильмов во вспомогательной школе наиболее целесообразно проводить после изучения темы с помощью других наглядных пособий (том числе диафильмов). Тогда демонстрация кинофильма способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания. Использование кинофильма как ввНаблюдения показали, что демонстрация учебных фильмов дает больший эффект, если ее проводят после рассматривания рисунков, карт, схем или цветных картин, В процессе чтения статьи, беседы или рассказа учитель выписывает на доску трудные слова, термины, которые встретятся в дикторском тексте. После просмотра следует закрепить полученные сведения. Любой фильм требует обсуждения и без него теряет свою учебную значимость.

В некоторых случаях объяснение нового материала можно проводить с показом диафильма или диапозитивов, если они в доступной форме иллюстрируют ту ила иную тему. Например, в IV — V классах вспомогательной школы, приступая к изучению темы «Реки и озера», можно как введение в тему использовать диафильм «Реки и озера СССР», а в теме «Степь», изучаемой на уроках географии в V и VI классах, после рассматривания учениками стенной цветной картины провести объяснение с использованием диафильма «В степях».

Более сложные темы («Землетрясения», «Солнечные и лунные затмения», «Извержение вулканов» т. п.) следует предварительно объяснять ученикам с помощью муляжей, теллурия, рисунков, стенных картин.

Длительность демонстрации экранных пособий имеет большое значение в условиях вспомогательной школы. Умственно отсталые дети быстро утомляются, занимаясь одним и тем же видом работы, их восприятие через короткое время притупляется. Поэтому важно, чтобы показ учебных фильмов занимал на уроке строго ограниченное время: в младших классах до 15 минут, в старших — до 20—25 минут и проводился в привычной для учащихся обстановке (лучше в своем классе или, в крайнем случае, в специально оборудованном зале, со стульями и столами). Это имеет педагогическое значение в отношении привыкания к окружающей обстановке и выработки условного рефлекса у учащихся. Кроме того, за столом дети могут делать зарисовки, краткие записи в тетрадях, работать с учебником, записывать задания.

Практика показывает, что, получив задание учителя запомнить определенные сведения из фильма, ученики старших классов успевают произвести записи, которые они затем проверяют. Это способствует лучшему запоминанию названий объектов.

Начало формы

Время и место использования киносредств определяются учителем в соответствии со школьным расписанием. Учитель должен знать фонд учебных фильмов и наличие имеющегося в школе оборудования к урокам с применением кино, а также методику применения этих средств.

Подготовка учителя к уроку с применением кино. В процессе подготовки учителю следует определить задачу урока, подобрать соответствующий фильм, просмотреть его, отобрать нужные кадры, части кинофильма, ознакомиться с необходимой литературой, спланировать использование других наглядных пособий, составить план урока, включающий краткое содержание фильма, конспект пояснений к кадрам.

Урок с применением кино отвечает тем же задачам, что и все остальные уроки. Эти задачи могут быть различными: на материале соответствующего кинофильма, обобщить знания учеников о животном и растительном мире отдаленной географической области или показать современные способы добычи каменного угля, дать представление о движении ракеты в космосе, об охоте за китами и т. д.

Подбор соответствующего фильма представляет большую трудность для учителя вспомогательной школы. При подборе фильма к какой-либо теме учителю-дефектологу необходимо учитывать особенности психологии умственно отсталых учащихся и доступность этого кинопособия. Приходится поэтому иногда даже отказываться от интересных в познавательном отношении кинофильмов для массовой школы и останавливать выбор на диафильмах и диапозитивах или ограничиваться картинами, рисунками в учебнике.

Отбор учебных фильмов из фонда массовой школы представляет трудность также потому, что ежегодно фонд кинофильмов меняется, пополняется новыми фильмами, особенно по теме «Наша Родина». Только в том случае, если педагог регулярно знакомится с имеющимся фондом учебных кинофильмов и предварительно их просматривает, он сможет выполнить основные требования методики, сможет подготовить учащихся к просмотру пособия, правильно отобрать материал, закрепить в памяти учеников его содержание.

Подбирать учебные фильмы к урокам следует определенным образом. В первую очередь удобнее отобрать диафильмы и кинофильмы, которые имеются в школе, а затем выписать недостающие из каталога учебных кинофильмов и диафильмов для массовой школы.

Если в. разделах каталога для начальной массовой школы нет фильма по той или иной теме, следует воспользоваться предметным указателем фильмов для 8-летней массовой школы и только в крайнем случае списком фильмов, предназначенных для IX—X классов общеобразовательной школы. Так, из списков для I— II классов массовой школы можно использовать кинофильм «Лес» и одноименный диафильм, кинофрагменты, посвященные жизни животных («Верблюд», «Слон», «Волк»); из списка для III класса массовой школы — кинофильмы «Как определить направление на местности», «Поверхность СССР», диафильм «Равнины и горы», кинофрагменты «Морж», «Тюлень», «Белый медведь»; из раздела «Природоведение» (III—IV класс массовой школы) — диафильмы «Реки» и «Озера» и кинофильмы «Волго-Донской канал» и «Как человек использует ветер».

В подборе учебных фильмов необходимо руководствоваться учебной программой и учебниками по предмету для учащихся вспомогательной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: