Организационно-функциональная структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиций пользователя. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура, назначение, функции. Автоматизированная информационно-библиотечная система MARC-SQL.
Знание справочно-библиографического аппарата библиотеки как обязательное условие рационального информационного поведения читателей. Понятие об аналитико-синтетической переработке информации. Анализ и синтез информации в структуре интеллектуальной работы с текстами документов. Виды аналитико-синтетической переработки документов: составление библиографического описания документа, индексирование, аннотирование (выделение ключевых слов), реферирование.
Информационные ресурсы библиотек. Система каталогов библиотеки МГОУ. Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения.
Понятие о системе каталогов, их роли в обеспечении информационного поиска. Алфавитный каталог как средство адресного поиска: его задачи и функции. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Адресный запрос как проявление информационной потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.
Систематический каталог как источник тематического поиска. Правила формулировки тематических запросов: понятие о предмете и аспекте поиска информации. Принцип организации и структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм поиска по систематическому каталогу.
Правила заполнения бланка «Требование» на книгу.
Система картотек библиотеки МГОУ. Справочно-информационный фонд библиотеки.
Состав справочно-библиографического фонда библиотеки: справочные издания, информационные издания и библиографические пособия. Особенности разыскания отдельных видов документов: книг, статей, периодических и продолжающихся изданий и других материалов. Особенности аналитического библиографического описания.
Систематическая картотека статей (СКС) как источник тематического разыскания в библиотеке. Специальные картотеки: картотека «Персоналия», картотека заглавий художественных произведений, картотека трудов преподавателей МГОУ, картотека справочных изданий - особенности их организации и поиска информации по ним. Тематические картотеки.
Правила заполнения бланка «Требование» на периодические издания.
Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий. Методика поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Методика библиографического оформления научной работы.
Библиотечно-информационные услуги в библиотеке МГОУ. Виртуальные справочные службы. Веб-сайты библиотек.
Алгоритм поведения пользователя: осознание конкретной цели обращения в библиотеку; максимально четкое формулирование информационного запроса; выявление источников информации с помощью справочно-библиографического аппарата; определение структурного подразделения библиотеки, в котором можно получить информацию. Связь между типом информационного запроса и источником разыскания.
Основные этапы и технология работы над научно-исследовательскими работами студентов по заданной теме: уточнение целей и задач предстоящей работы, ее объема и сроков исполнения; анализ формулировки темы с помощью справочной литературы; определение критериев отбора литературы (типы и виды необходимых источников, хронологический охват и т.п.). Поиск и отбор литературы по теме в соответствии с алгоритмами. Анализ и изучение документов по теме. Оформление результатов аналитико-синтетической переработки информации в виде выписок, конспектов и т.п. Логические правила, определяющие качество построения плана. Правила цитирования и оформления цитат. Правила оформления списка литературы.
- Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В процессе изучения дисциплины «Основы информационной культуры» применяются как традиционные виды учебной работы:
· лекции,
· практические занятия,
· контрольные вопросы,
· самостоятельные работы,
· консультации,
· зачеты;
так и активные и интерактивные формы проведения занятий:
· экскурсии по читальным залам и абонементам библиотеки МГОУ,
· тренинги по электронным базам данных локального и удаленного доступа и отраслевым ресурсам,
· тематические презентации,
· тестирование.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.