Организация службы контроллинга




1. Предпосылки, которые необходимо учитывать при создании СК

2. Варианты организации СК и ее подразделений

3. Плюсы и минусы встраивания СК в организационную структуру предприятия

4. Основные причины нераспространения контроллинга в России

 

Основные предпосылки, к-е нужно учитывать:

· нужно стремиться к простым структурам, избегать сложных матричных структур

· согласование целей, управление целями и достижение целей в соответствии с выбранной стратегией координируются только на высшем уровне управления

· контролер нуждается в получении информации об экономических связях, резервах, у контролера должен быть авторитет перед работником предприятия

· СК должна быть самостоятельна, независима и нейтральна по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения (чтобы не оказывали давление на контролеров)

 

В общем случае, обоснованием создания на фирме Системы К-га осуществляется с учетом следующих факторов:

1. размера организации и объема производства

2. состояние экономических показателей организации

3. уровень диверсификации производства

4. квалификация упр-го персонала

5. уровень культуры организации, предпринимательской деятельности и состояния рыночного менталитета работающих

6. характер конкурентных отношений фирмы на рынке

7. величина затрат на создание и обслуживание СК

 

2.

2 варианта организации СК:

1. Централизованная. Главный контролер находится в подчинении у председателя совета правления фирмы, либо члена правления фирмы, ответственному за сектор Контролинг и финансы. СК разрабатывает рекомендации по принятию решений и руководить процессом восприятия этих рекомендаций заказчиком. Задача главного контролера – координация действияй централизованных служб к-га в области текущего и стратегического планировании, сметного планирования, анализа плановых и фактических показателей и т.д., а также берет на себя обработку фактических показателей, корреспонденции и отчетности, обработку спец-х поручений, особых заказов и заданий лиц принимающих решения. Функции контролера подразделения: подготовительная работа по разработке планов, контроль за ходом их выполнения, контроль экономических результатов.

 

2.Децентрализованная. Децентрализация - когда делегируют часть задач централизованной службы контролинга подразделениям. При этом, контролер по маркетингу, по логистике, по внешне экономическим связям, по фондам находится в подчинении главного контролера. Плюс: коллектив разгружается, т.к. часть задач передается рядовым контролерам подразделения. Минус: возможность принятия решения, выгодного для конкретного подразделения; появляется дублирование в самом учете, несогласованность целей предприятия.

 

 

Варианты организации СК:

1. Контролер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, а инструктируется у главного контролера.

2. Контролер подразделения административно подчинен руководителю подразд-я, а функционально главному контролеру. + Руководитель подразд-я определяет когда и где использовать контролера подразделения, а главный контролер определяет как и какие проблемы нужно решать. – Двойное подчинение. Это наиболее распространенный вариант.

3. Контролер подразделения функционально подчиняется руководителю подразделения, а главному контролеры административно. При функ-м подчинении руководитель подразд-я определяет как и какие проблемы нужно решить рядовому контролеру, а главный контролер решает где и когда.

4. Контролер подразд-я ориентирован на совместную работу с руководителем подразделения, а главному контр-ру он подчинен и функционально, и административно. Используется только в кризисных ситуациях

 

25.05.12

 

Внутрифирменное план-е

Основные положения

 

Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактический плановых решений в относит короткие сроки. поэтому стратегическое план-е должно подкрепляться тактическим, текущим или оперативным план-ем. Эти виды план-я взаимосвязаны, но есть отличия в сроках, по методам план-я, по структуре плановых решений

Текущее план-е охватывает годовой период, оперативное в зависимости от вида деятельности и от масштабов (неделя, декада, месяц редко)

Основой составления всех планов явл-ся конкретные задачи, которые определяются в натуральном и стоимостном выражении. При план-ии ориентируются на узкие места, где ограничена маневренность действий. Диаграмма (РИС 1). Анализ с точки зрения несоответствия (может быть в разной пропускной способности).

Основными показателями для план-я явл-ся показатели рынка. Пок-ли являются основой для план-я деятельности предприятия. Узловые в системе плана являются план производства, сбыта, прибыли и финансов. Деят-ть любонгор предприятия невозможна без планирования ресурсов. Ресурсы, которые необходимы для норм-го функ-ия можно раздедить на 4 вида: ресурсы, средства производства, сырья и др. виды поставок и услуг, кадры. На 1м этапе план-я ресурсов нужно установить количество и вид требуемых ресурсов на каждый год планируемого периода, затем анализируется соответствие потребности (в материалах) с возможностями поставщиком. На 2м этапе план-я ресурсов вырабатываются решения по недостающим ресурсам или избыточным. На 3м этапе проводится распределение ресурсов по целевым программам и оценка балансов ресурсов.

Исходными данными в процессе план-я являются

· совокупность сведений о внешней среде,

· информация о конкуренции,

· состояние производственной среды,

 

Совокупность текущих планов (текущие планы по направлению тек деят-ти включает след-щие виды планов:

· план маркетинга

· план товарооборота

· план по сбыту и рекламе

· план производства

· план материально-технического обеспечения

· план издержек

· план по прибыли и рентабельности

· финансовый план

· инвестиционный план

 

2 основных требования ко всем планам:

1. реальность исполнения

2. наиболее эффективное использование производственных и денежных ресурсов

 

 

План маркетинга

Выбор стратегии и формирование плана маркетинга должно осущ-ся исходя из целей и задач предприятия. Цели должны носить стратегический характер

 

Пример:

Цель – увеличить долю рынка

Вопрос – за счет чего предприятие может это сделать? à

1. привлечение дополнительных клиентов

2. освоение новой продукции

3. обеспечение роста собственного капитала

 

План мар-га представляет собой комплекс планируемых мероприятий, направленных на

· выявление потребностей рынка,

· информирование клиентов о возможностях фирмы по удовлетворению их потребностей в тех или иных товарах,

· установление каналов сбыта и продвижение товара или услуг

· установление ценовых диапазонов в зависимости от принятой стратегии

· заключение договоров о поставках товара.

 

Стратегические направления плана маар-га:

1. Разработка схемы распространения товаров

2. Ценообразование (разработка методики определения цен на товары или услуги, определение ожидаемого уровня рентабельности на вложенные средства)

3. Разработка рекламной стратегии (бюджет, средства, методы организации рекламы, величина необх-х средств)

4. Организация послепродажного обслуживания (сервис, величина необх-х финн средств)

5. Формирование общественного мнения о фирме и ее товарах

6. Методы стимулирование сбыта

 

Планы маар-га классифицируется:

1. По длительности

2. По масштабу (может быть для отдельного продукта, региона, группы потребителей)

3. По методы разработки плана М (снизу вверх, сверху вниз)

 

Процедура формирования ПМ включает основные этапы работы:

1. Анализ текущей ситуации на рынке и прогноз дальнейшей динамики

2. Постановка текущей общей задачи поведения на рынке с учетом ограничений и воздействующих факторов

3. Разработка программы маркетинга с четом стратегии предприятия и установленных целевых показателей на планируемый период

4. Анализ возможностей обеспечения программы маркетинга всеми видами ресурсов

5. Формирование и утверждение ПМ

6. Разработка механизма организационно-финансового сопровождения и контроля Плана М-га

7. Организация выполнения плана и введение корректировок

8. Анализ реализации и оценка эффективности плана м-га

 

В плане м-га должны быть следующие элементы:

1. Перечень товарной продукции, предлагаемой потребителю,

2. Ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товара

3. Объем товарооборота в стоимостном выражении и в текущих ценах

4. Время обращения товара

5. Однодневный объем товарооборота

6. Цена продукции

7. Каналы сбыта выпускаемой продукции

8. Способы организации рекламной кампании

 

Основными критериями при оценке плановых решений являются:

· динамика объемов продаж

· степень стабильности выпуска продукции

· норма, масса прибыли

 

Ответственным за формирование и выполнение плана явл-ся служба маар-га, которая работает во взаимосвязи с плановыми, финансовыми, производственными, научными и др. подразделениями предприятия.

 

Основой разработки ПМ должны являться результаты анализа трех групп факторов, характеризующих сам товар, положение предприятия и рынок

1. Факторы, влияющие на сбыт продукции

· отличие цены товара от цены конкурирующих товаров

· сравнительный уровень качества товара по отношению к аналогам

· наличие косвенной пользы товара для потребителя

· степень зависимости товара от инструкции по эксплуатации

· уровень платежеспособного спроса на товар

2. Факторы, характеризующие положение (имидж) предприятия

· доля предприятия на рынке сбыта

· давление конкурентов

· уровень финансовых средств, выделенных для маркетинга

· способность к интенсивному обновлению продукции

· имидж предприятия

3. Факторы рынка, влияющие на сбыт

· емкость

· эластичность спроса

· возможность оптовой торговли

· объемы товарооборота конкурентов

· распределение сегмента рынка

Показатели-индикаторы эффективной работы по маркетингу:

· товарооборот к количеству заказов (т.е. разделить)

· т-об к количеству работников

· т-об к объему готовой продукции

· т-об к числу рекламаций

· т-об к количеству клиентов

· стоимость заказов к количеству клиентов на складе

 

Каждый пок-ль характеризует то или иное направление деятельности предприятия, а анализ динамики показателей позволяет выявить основные тенденции развития предприятия. ПМ представляет собой базовый документ, регулирующий деятельность подразделений и обеспечивающий координацию их усилий в достижении главной цели – повышение финансовой устойчивости предприятия.

 

 

План по сбыту и рекламе

Результаты м-га являются основой для принятия плановых решений о сбыте. Проводится анализ внутрифирменных данных за прошлые года, эта статистика группируется по позициям:

· товары и группы товаров (услуг)

· торговые районы и районы представителей

· группы покупателей

· количество и частота заказов

· каналы сбыта

 

Для разработки плана сбыта нужна доп-я инф база:

· расчет ожидаемого спроса на продукцию и оборот продаж

· данные о длительности одного оборота

· стоимость продаж

· цены на продукцию (собственные и рыночные)

· отклонения плановых и фактических показателей за прошлый год

 

Анализ данных позволяет определить группы товаров с растущим спросом, нейтральным спросом (постоянным), с падающим спросом.

Основные показатели плана по сбыту:

· объем продаж и объем реализации в стоимостном и натуральном выражении

· цена на продукцию (собственная и конкурентная)

· сроки поставок

· условия платежа

· скидки

 

Годовой план по сбыту детализируется по кварталам, месяцам и неделям и прямо воздействует на планирование производства и расчет ожидаемой прибыли. План по сбыту формируется одновременно с планированием рекламы.

 

При план-и рекламной деят-ти необходимо учитывать (условия планирования рекламы):

· цели рекламы

· положение товара (по отношению к потребителям и конкурентам)

· объект и содержание рекламы

· рекламный бюджет

· способы рекламы

· сроки и частота повторения рекламы

· контроль за эффективностью рекламы

 

План рекламных мероприятий должен быть ориентирован прежде всего на расширение сбыта продукции и на повышение престижа предприятия. При планировании рекламной деятельности необходимо предусмотреть выполнение основных функций рекламы:

1. способствовать появлению потребности в товаре (создавать спрос)

2. давать потребителям необходимую информацию о товаре

3. обеспечивать каналы сбыта

4. поддерживать и расширять достигнутый объем сбыта

5. повышать доверие к товару и к его изготовителю

6. учитывать потребности покупателя

7. создавать определенный образ (имидж) товара

 

При планировании рекламных мероприятий включает (типовой состав действий рекламы):

1. рекламные мероприятия по срокам и месте проведения

2. план участия в выставках и экспозициях

3. Планы специальных рекламных компаний

4. сводный план с учетом денежных средств и времени проведения

5. рекламный бюджет

 

Способы определения рекламного бюджета:

1. Определение процента с оборота. Преимущества:

· постоянного имеется определенная сумма на рекламу

· метод заставляет руководство учитывать взаимосвязь между издержками по рекламе, продажной ценой товара и суммой прибыли в расчете на товарную единицу

· способствует поддержанию конкурентной стабильности в такой мере, что фирмы-конкуренты тратят на рекламу примерно один и тот же процент

2. Оценки средств, запланированных конкурентами. Более простой по сравнению с первым.

3. Метод оценки собственных запланированных рекламных средств. Наиболее хорош. Требует, чтобы бюджет рекламы определялся на основе выработки конкретных целей, определение задач, который нужно решить для достижения цели, оценки затрат на решение этих задач. Преимущества:

· требует от руководства более четкого представления о взаимосвязи: затратами, рекламными контактами, регулярного использования товара

 

Для сохранения и повышения уровня сбыта параллельно с рекламными мероприятиями необходимо одновременно планировать мероприятия по поддержанию, повышению имиджа самого предприятия.

 

 

Планирование материальных ресурсов

Цель разработки плана: обеспечить функционирование производства материальными ресурсами в соответствии с плановым заданием.

Основы разработки плана:

· производственная программа

· нормы и нормативы расхода сырья

· остатки материальных ресурсов на складе на начало и конец периода

· информация по ценам на все виды ресурсов

· план мероприятий по экономии материальных ресурсов

 

Задачи плана по ресурсам:

1. Обеспечить количественное соответствие потребности в материальных ресурсах планируемому объему производства

2. Согласовать календарные сроки поступления материалов со сроками запуска их производства

3. Обеспечить необходимую номенклатуру и качество материальных ресурсов

4. Осуществлять оптимальное управление запасами ресурсов

 

Норма – максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалы для изготовления единицы продукции или выполнении работы установленного качества.

При нормировании расхода материалов используются методы:

1. Расчетно-аналитический (на основе технологической документации, технологических маршрутов)

2. Опытно-экспериментальный (измерение расходов материалов в лаборатрных и производственных условиях_

3. Отчетно-статистический (на основе отчетных данных при укрупненных расчетах потребностей)

 

Нормативы – показатели. характеризующие величину или степень использования орудий или предметов труда, расходование на единицу площади, веса, объема.

 

Для нормального обеспечения создают производственные запасы:

1. Текущие запасы Zтек = среднесуточный запас мат-ов *время поставки

2. Zстрах = Yсут*Твосст

3. РИС 2

 

 

План производства

Разработка плана производства в рыночных условия является ведущей задачей комплексного планирования, т.к. план П определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирмы. Планирование П-ва продукции, услуг должно удовлетворять конкретные потребности покупателей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегией развития фирмы.

 

Основой разработки плана производства является:

· ожидаемый спрос на продукцию

· производственные мощности выпуска каждого вида продукции

· возможности обеспечения материальными ресурсами

· потенциальные возможности технической и технологической базы

· оценка кадрового потенциала

 

План п-ва включает:

1. Перечень, номенклатуру, краткая характеристика продукции, планируемой к выпуску, количество в натуральном, стоимостном выражениях, условно натуральных трудовых показателях

2. Состав промышленных услуг, предоставляемых другим организациям

3. Объем незавершенного производства по планируемым периодам

 

При разработке плана придерживаются следующей систематизации продукции:

1. Основные изделия

2. Экспортная продукция

3. Новая продукция

4. Заказные изделия

5. Товары народного потребления

6. продукция из материалов заказчика и прочая продукция

 

Измерители для плана производства:

1. трудовые (нормочасы, человекочасы)

2. содержательные (натур-е – для оперативно производственного план-я, ден-е, условно натур-е)

 

При планировании различают продукцию:

· товарная – продукция, изготовленная для реализации потребителям, полностью укомплектованная и соответствующая техническим характеристикам и требованиям стандартов заказчиков, требования потребителя. В состав товарной продукции включается основная продукция, услуги промышленного характера, полуфабрикаты, поставляемые в порядке кооперирования другим организациям, работы по разным заказам и т.д. ТП рассчитывается на момент составления плана как в действующих ценах, так и в оптовых ценах.

· реализованная – товарная продукция, поставленная заказчику или потребителю и оплаченная им. Объем реализованной продукции Nреал = Nтоварная прод + (Nостаток тов на начало – Nостаток тов на конец)

· валовая – вся продукция, произведенная предприятием за определенны период времени независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции включается стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов и стоимость изменение незавершенного производства. Nв = Nт + (Wк – Wн). Валовая прод измеряется только в ценностном выражении в неизменных оптовых ценах и никогда не измеряется в натуральных единицах. Это связано с тем, что изделия незавершенного производства, располагающиеся по всему ходу технологического процесса могут быть оценены либо в денежной форме, либо трудоемкости, либо в приведенных единицах. Незавершенное производство – продукция разной степени готовности. Ее величина может быть определена по стоимости или по трудоемкости

- по стоимости: Wст = Nсреднедневной выпуск продукции *Тдлит произв цикла*Sплановая с/с * коэффициент нарастания затрат kнз

- по трудоемкости: Wтр = Nдн среднедневной выпуск прод * Тдлит цикла * tн трудоемкость * коэффициент готовности kг

· чистая – вновь созданная стоимость на данном предприятии, определяется как разница между ценой предприятия (оптовая цена) и суммой материальных затрат и амортизации.

· Внутризаводской оборот – продукция, которая производится и используется непосредственно внутри данного предприятия

· Валовой оборот = валовая продукция + внутризаводской оборот

 

Важный разделом плана пр-ва явл-ся производственная программа. Она служит исходной базой для расчет таких осн показателей, как численность рабочего состава и всех работающих по категориям, специальностям и квалификациям, потребность в новом оборудовании, загрузка существующего оборудования и производственных площадей, уровень производительности труда, потребность в материалах и т.д. Разработка производственной программы идет с конца (обратный ходу технологического процесса).

Показатели производственной программы: (РИС 3)

1. планируемая загрузка оборудования

2. пропускная способность – объем работ в часах, котрый может быть выполнен на имеющимся оборудовании

3. коэффициент загрузки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: