ЧЕМ МЕНЬШЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ, ТЕМ ОНО КОРОЧЕ




В ДЛИННОМ СЛОВЕ МНОГО ЗВУКОВ, В КОРОТКОМ – МАЛО

- Так какое слово было самое короткое? А какое самое длинное?

- Давайте это докажем. (Прошагать слова или «вытянуть ниточку»)

3. Формирование навыков звукового анализа, дифференциация на слух длинных и коротких слов. Дидактическая игра «Длиннее-короче»

- С вами хочет поиграть Карандаш. Он будет называть пару слов. Вы должны определить, какое слово короче, а какое длиннее. Внимательно слушайте вопрос. (Педагог задает вопрос в двух вариантах: Какое слово длиннее? или Какое слово короче? Дети могут при ответе пользоваться любым из известных им способов определения)

Слова для сравнения: УЖ – СОРОКА ЕЖ – ГОЛУБИ

РАК – РЫСЬ (оба слова короткие) и т.д.

4. Формирование навыков звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове. Дидактическая игра «Догадайся сам»

- У меня на столе много разных предметов и игрушек. Давайте назовем их. Произносите слова так, чтобы хорошо был слышен каждый звук.

(Условие: первый звук в слове – гласный или твердый согласный, последний звук в слове – ударный гласный)

- Назовите первый звук в каждом слове, выделите его голосом.

- А теперь произнесите название предметов так, чтобы мы услышали, какой звук в словах последний.

- Сейчас все игрушки положим в «Чудесный мешочек». Вы будете доставать их из мешочка и называть последний звук. Если ответ правильный, будем класть предмет в корзинку, если неправильный – в ведерко. А потом посчитаем, каких ответов было больше – верных или неверных.

 

5. Закрепление понятий «слово» и «предложение». Расширение объема предложения.

- Будем составлять предложения по картинкам и по схеме. Кто прочитает первую схему и составит предложение

 

                 
   
   
 
 
     

 


БЕЛКА ПРЫГНУЛА НА ДЕРЕВО

 

 


- Сколько слов в этом предложении?

- Какое слово первое, второе, третье, четвертое?

- Покажите на схеме маленькое слово НА и скажите, на каком месте в предложении оно находится.

 
- Следите внимательно, что я сейчас сделаю. (Вы добавили в схему еще одно слово)

 

       
   
 
 

 

 


- Что обозначает слово, которое нужно добавить в предложение? (Признак предмета). На какой вопрос это слово отвечает, если относится к слову БЕЛКА? (На вопрос «Какая?»)

- Добавьте слово и скажите предложение:

РЫЖАЯ (ШУСТРАЯ, ЛОВКАЯ….) БЕЛКА ПРЫГНУЛА НА ДЕРЕВО

Аналогично проводится работа с другими парами слов.

 

 

 

МАШИНА – ДОРОГА

 

СТОЛ – КНИГИ

 

КИТ – МОРЕ

 

 

6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Ловкий зайка»

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ВЫШЕЛ ЗАЙКА ПОГУЛЯТЬ.

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК НАМ БЫТЬ?

НАДО ЗАИНЬКУ ЛОВИТЬ!

СНОВА БУДЕМ МЫСЧИТАТЬ:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

(Руки сжаты в кулаки. На счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.)

7. Формирование графических навыков. См. предыдущее занятие.

 

 

Занятие 19.

Тема: Звуки. Обозначение звуков фишками.

a совершенствовать навыки работы со звуковой линейкой, учить дошкольников обозначать звуки в словах фишками, подбирать слова на заданный звук, подсчитывать количество звуков в слове и количество слов в предложении

 

1. Формирование навыков звукового анализа, подбор слов на заданный звук. Дидактическая игра «Соберем слова в коробку».

- Какой звук обозначается таким символом? (Звук М)

- Что вы можете сказать об этом звуке? (Это согласный звук)

- У вас на столе наборы картинок. Рассмотрите их, выберите те, названия которых начинаются со звука М. Эти слова мы соберем в красивую коробку. (Каждый ребенок кладет в коробку выбранные им картинки, затем все они выставляются на наборном полотне и осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания)

2. Формирование навыков звукового анализа, работа со звуковой линейкой, определение количества звуков в слове

- Возьмите свои звуковые линейки. Отобразите на них слова и посчитайте, сколько звуков в каждом слове. Как это сделать? (Нужно произносить слово и выдвигать линейку. А потом посчитать, сколько окошечек-звуков открылось)

Слова: из предыдущего задания – МОХ, МУХА, МУКА, МОЛОКО, МАК, МЫШКА, МЫ.

- Покажите на линейке последний звук в словах. Какой звук стоит в конце каждого слова?

- Какое слово было самым длинным, какое самым коротким?

 

3. Формирование навыков звукового анализа, обозначение слов фишками.

Показ картинки «ОСЫ»

- Кто нарисован на картинке? (Осы)

- Давайте отчетливо произнесем это слово: ОСЫ

- Какой звук вы услышали в начале слова? (Звук О)

- Пустые клеточки под картинкой – это домики для звуков. Давайте

звук О обозначим квадратом и поселим его в первую клеточку-

домик.

 

 

- Определим, какой звук в слове ОСЫвторой? (Звук С) Поселим его в соседнем домике.

 
 

 

 


- Какой третий звук? (Ы). Его тоже обозначим фишкой.

 
 


 

- Теперь у каждого звука есть свой домик. У нас получилась схема слова ОСЫ. Если я произнесу звуки друг за другом и проведу указкой по схеме, то «прочитаю» слово ОСЫ. (Показ). Смотрите, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук О, когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук С, к третьей – произношу Ы. Будем читать вместе: ООООО-СССССС-ЫЫЫЫЫ

- Ребята,с помощью фишек можно обозначить любое слово.

 

4. Формирование навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Где спрятались зверушки?»

Карандаш:

- Мои друзья лесные звери решили пошутить. Они спрятались за картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда они спрятались. Я вам немножко подскажу: название животного и название картинки начинается с одного звука.

Слова: ЗАЯЦ, РЫСЬ, БАРСУК, ЛОСЬ, ОЛЕНЬ, ВОЛК, КАБАН

 

З ВОНОК – ЗАЯЦ К УБИКИ – КАБАН Б АРАБАН – БАРСУК

(Дети выполняют звуковой анализ, называют предмет на картинке, определяют первый звук в названии, снимают картинку с наборного полотна и проверяют, есть ли изображение названного ими животного на тыльной стороне картинки – самопроверка)

 

 

5. Определение последнего звука в слове. Дидактическая игра «Назови последний звук».

- Посмотрим, кто из вас умеет правильно определятьпоследний звук в слове. Догадайтесь, какой звук слышится в конце слова и поставьте на полоску символ этого звука.

Слова: УХА, ОКНО, УСЫ, ГЛАЗА, КЕНГУРУ и т.д. (Условие: последний звук в слове – ударный гласный)

 
ГЛАЗА

 
 


УСЫ

6. Подбор подходящего по смыслу слова в предложении, подсчет количества слов в предложении

- Послушайте предложения и догадайтесь, какое из двух предложенных слов подходит по смыслу.

ДОСКИ НА ГОРУ ВЕЗЕМ,

БУДЕМ СТРОИТЬ НОВЫЙ (ДОМ, КОМ)

ИЗ-ЗА ГОР, ИЗДАЛЕКА

ТЕЧЕТ БУРНАЯ (ЩЕКА, РЕКА)

СТУЖА. СНЕГ. МЕТУТ МЕТЕЛИ.

ТЕМНОЙ НОЧЬЮ БРОДЯТ (ДВЕРИ, ЗВЕРИ)

СШИЛ СЕБЕ КОТЕНОК ТАПКИ,

ЧТОБ ЗИМОЙ НЕ МЕРЗЛИ (ШАПКИ, ЛАПКИ)

СЛЕЗЫЛЬЮТСЯ У ОКСАНКИ:

У НЕЕ СЛОМАЛИСЬ (БАНКИ, САНКИ)

- Составим схему предложения:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: