Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные




Т.В. ПЯТНИЦА

ГРАМОТА?

ДА!

Подготовка к обучению грамоте

Детей дошкольного возраста

Часть 2

Минск 2005

 

Занятие 12

Тема: Гласные и согласные звуки

a формировать у детей представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции; дифференцировать гласные звуки, учить детей по артикуляции определять гласный звук; формировать представления о словах-антонимах.

 

1. Дифференциация длинных и коротких слов, обозначение слов полосками.

- Ребята, слушайте задание: назовите предметы, изображенные на картинках, обозначьте полосками длинные и короткие слова.

- «Прочитайте» слова и прошагайте их. Какое из слов оказалось самым длинным?

ЗУБ КРАН ТЕЛЕВИЗОР КАТУШКА ХЛЕБ

КАРАНДАШИ КЛЮЧ СТОЛ ПАРОВОЗ АКУЛА

СНЕГОВИК МЯЧ

 

 

2. Формирование понятия «гласные звуки»

- Давайте вспомним, какие песенки-звуки пели зверушки из сказки «Теремок»

А О У И ЫЭ

- Произнесите эти звуки протяжно, пропойте их.

- А теперь пропойте звуки Г, К, Х. Почему ничего не получилось? (Эти звуки не поются)

- Когда мы произносим звуки А, О, У, И, Э, Ыговорить нам их легко, рот открыт, нашему голосу ничего не мешает петь.

- Поднесите ладонь к губам и произнесите звуки А, О, У. Что вы почувствовали? (Дует ветерок – воздушная струя)

- Положите ладонь на шею и почувствуйте, как дрожит голосок, когда произносит звуки А, О, У, И, Э, Ы.

- Мы сейчас познакомились со звуками, которые легко можно петь. Это звуки свободные, певучие, голосистые. Они так и называются

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

- Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»

- Гласных звуков всего 6. Назовите их.

- Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.

 

 

 

 

 

А О У И Э Ы

- Ребята, я буду артикулировать гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.

А И У У О ЫО А Э И У О

3. Формирование понятия «согласные звуки»

- Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)

 

ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н ЫЕ З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»

«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»

«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫВСЕГДА ДОЛЖНЫСТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?

- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.

- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫБУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ

«С О Г Л А С Н ЫЕ З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.

И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.

 

Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ, объединяя звуки П,К,Т с гласными:

ПА ПО ПУ ПЫПИ ПЭ

ТА ТО ТУ ТЫТИ ТЭ

КА КО КУ КЫКИ КЭ

 

- Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.

- Мы можем нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать синим цветом.

 

М – корова мычит П – паровоз пыхтит В – ветер воет Т – молоток стучит Д – барабан звучит Г – гусь гогочет
Х – греем руки К – каблучки стучат С – насос свистит Н – девочка плачет Б – колокол звенит Ф – фонтан шумит
З – комар звенит Ц – тише, спит малыш Ш – воздух шипит Ж – пчела жужжит Л – корабль гудит Р – мотор самолета гудит

 

4. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса

- Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.

       
   
 
 

 


 
 

 


5. Формирование представлений о словах-антонимах

- Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».

Карандаш:

- Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.

НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД

СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».

СКАЖУ Я СЛОВО ВЫСОКО,

А ТЫОТВЕТИШЬ: НИЗКО.

СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,

А ТЫОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).

СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,

А ТЫОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).

СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.

И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).

СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО ТРУС,

ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).

ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, -

НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).

Педагог:

- Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:

ЧЕРНЫЙ - БЕЛЫЙ ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ

ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ НАВЕРХУ – ВНИЗУ

МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ

ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ

ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ БЫСТРО – МЕДЛЕННО

НОЧЬ – ДЕНЬ ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ и т.д.

6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «По грибы»

ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫБЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ (отгибается средний палец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ (отгибается указательный)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,

ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)

МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫСОСЧИТАТЬ:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.(считается каждый палец отдельно)

 

8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов овальной и полукруглой формы.

«ГРИБЫ»

 
 


Занятие 13.

Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные

a учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.

1. Закрепление понятий «звук» и «слово»

- Назовите любой звук.

- Назовите слово.

- Назовите два слова.

- Назовите три любых звука.

 

2. Дифференциация гласных и согласных звуков.

- Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?

- Почему гласные звуки так называются?

- Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?

- Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.

Карандаш:

- Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.

(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)

 

3. Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.

- Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды: ССССС. Начнем со звука З. Положите ладонь на шею и произнесите звук З протяжно, длительно. Что чувствует ваша ладонь? (Горлышко дрожит). Верно, ладонь ощущает вибрацию. Потому что в произнесении звука З участвует голос. А теперь скажите С, тоже длительно и протяжно. Ощущается ли голос, вибрация? (Нет). Значит, голоса нет. Поэтому говорят, что среди согласных звуков есть

 

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, в их произнесении участвует голос, и

ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, при их произнесении голос не слышится, а слышен только шум.

- Проведем важный эксперимент. Проверим звук на «шум» и «голос». Пусть это будет звук К. Произнесите этот звук. Услышали голос? Конечно, нет А теперь подключите голос. Сделайте так, чтобы горлышко дрожало. Какой звук получился? (Звук Г) Значит звук К – ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ, А ЗВУК Г – ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ. Многие звонкие звуки имеют глухой парный звук. Его можно очень легко определить, если произнести звонкий звук шепотом. Давайте попробуем: В-Ф, З-С, Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. У четырех глухих звуков нет пар: Х,Ц,Ч,Щ. И пять звонких звуков тоже не парные глухим: М,Н,Л,Р,Й.

- Чтобы лучше запомнить парные звонкие и глухие звуки, мы сейчас поставим на наборное полотно картинки-символы этих звуков.

 

       

 

 

4. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

- Поучимся различать звонкие и глухие согласные. Поиграем. Я буду произносить звонкие согласные звуки, а вы парные им глухие звуки. Когда будете произносить звуки, положите ладонь на горло, чтобы почувствовать, не появился ли голос.

Б - … В- … З - … Г - … и т.д.

 

- Надо дать вам задание посложнее. У меня есть два флажка. На одном нарисован колокольчик. Звонкие звуки произносятся так же звонко, как звенит колокольчик. На другом флажке – колокольчик перечеркнут. Так мы будем обозначать глухие звуки.

 

 

- Запомнили?Если я покажу флажок с колокольчиком, назовите любой звонкий согласный звук, если покажу флажок с перечеркнутым звонком, назовите глухой звук. Кто ошибется, отдает фант.

5. Развитие слухового восприятия. Вычленение в предложении слова, не подходящего по смыслу и замена его другим словом. Развитие интонационной выразительности речи.

- Найдите в предложении слово, которое не подходит по смыслу и замените его другим словом.

ВЫЛЕТЕЛ ИЗ ЛЕСА ЛУК (жук) И ЗАЛЕЗ ПОД ТОЛСТЫЙ СУК.

В ПОЛЕ КРАСНЫЙ ЛАК (мак) РАСТЕТ

УТРОМ КОСТИ (гости) К НАМ ПРИШЛИ, ВСЕМ ПОДАРКИ ПРИНЕСЛИ.

ПИСЕМ МЫНЕ НАПИСАЛИ – ТУЧКУ (ручку) ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ИСКАЛИ.

(Условие: не подходящее по смыслу слово стоит в середине предложения)

- Повторите предложения. Скажите их с интонацией недоверия, чтобы мы поняли, что это нелепицы, такого на свете не бывает.

6. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Флажки»

- Из каких фигур составлены флажки. Нарисуй такие же.

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пять телят»

ЭТОТ ТЕЛЕНОК ПЬЕТ МОЛОКО,

ЭТОТ ТЕЛЕНОК УШЕЛ ДАЛЕКО,

ЭТОТ ТЕЛЕНОК ТРАВКУ ЖУЕТ,

ЭТОТ ТЕЛЕНОК КОПЫТЦАМИ БЬЕТ.

ЭТОТ ТЕЛЕНОК МЫЧИТ: «ПОЧЕМУ ВСЕ РАЗОШЛИСЬ?

СКУЧНО МНЕ ОДНОМУ!»

(Кисти сжаты в кулак. Последовательное разгибание каждого пальца от большого до мизинца)

8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов круглой формы различной величины:

«МАТРЕШКИ»

 

 

Занятие 14.

Тема: Звуки. Слова состоят из звуков.

a упражнять детей в различении гласных и согласных звуков; учить дифференцировать слова по длительности звучания; закреплять умение интонационно выделять звуки в слове; формировать представления о звуковом составе слова.

 

1. Определение длительности звучания слова, различение коротких и длинных слов

- На доске вы видите картинки. Будем определять, это длинные или короткие слова. Обозначим их полосками. Вы не забыли, что длинные слова мы обозначаем длинной полоской, а короткие – короткой.

 

           

САМОКАТ ДУБ КУБИКИ ДУШ ПЛАСТИЛИН КАСТРЮЛЯ БЫК ЗОНТ ПОДАРОК

- Прочитайте слова, обозначенные полосками.

 

 

2. Формирование представлений о звуковом составе слова

- Послушайте, что однажды случилось со звуками. (Показ на фланелеграфе)

 

И
У
О
А
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ ЖИЛИ ЗВУКИ – КАЖДЫЙ В СВОЕМ ДОМИКЕ. ЗВУКОВ БЫЛО ЧЕТЫРЕ, И ДОМИКОВ ТОЖЕ ЧЕТЫРЕ. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, КАКИЕ ЗВУКИ ЖИЛИ В ДОМИКАХ. (Педагог пальцем нажимает на крышу домика и произносит звук, соответствующий жильцу домика).

 

ОДНАЖДЫНАЛЕТЕЛА БУРЯ И РАЗРУШИЛА ДОМИК, В КОТОРОМ ЖИЛ ЗВУК У.

ЗАПЛАКАЛ ЗВУК У: «ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? КАК ЖИТЬ?» А ЗВУК А ЕМУ ГОВОРИТ: «НЕ ПЛАЧЬ, ЗВУК У! ПРИХОДИ В МОЙ ДОМИК, БУДЕМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!»

 

АУ
ТАК И СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ. А ЕСЛИ В ИХ ДОМИК КТО- НИБУДЬ СТУЧАЛСЯ, ТО ЗВУКИ ОТЗЫВАЛИСЬ:

АУ ….. АУ. УСЛЫШАЛИ ДРУГИЕ ЗВУКИ И СКАЗАЛИ: ТЕПЕРЬ, КОГДА ВЫСТОИТЕ ВМЕСТЕ, ВЫНЕ ПРОСТО ЗВУКИ, А СЛОВО АУ.

 

 


- Ребята, вы знаете такое слово «АУ»? Когда его говорят? (Когда заблудятся в лесу)

- Как интересно: были два звука А и У, которые могли только назвать себя: А, У. Но стоило им подружиться, встать рядом – и получилось СЛОВО АУ.

- Какие звуки составляют слово АУ? (А, У)

- Какой звук первый? Какой звук второй?

- Сколько звуков в слове АУ? (Два звука)

- Ребята, запомните:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: