Информационно-аналитическое обеспечение деятельности фискальных органов




Информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной фискальной службы - это комплекс мер по сбору, прорабатыванию и использованию информации, необходимой для выполнения органами государственной фискальной службы возложенных на них функций и заданий.

 

В соответствии со ст. 72 Налогового кодекса Украины для информационно- аналитического обеспечения деятельности государственной фискальной службы используется информация, которая поступила:

1) от налогоплательщиков и налоговых агентов, в частности информация:

· которая содержится в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;

· которая содержится в предоставленных большими налогоплательщиками в электронной форме копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств); первичных документах, которые ведутся в электронной форме; данных бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с вычислением и уплатой налогов и собраний;

· о финансово хозяйственных операциях налогоплательщиков;

· о применении регистраторов расчетных операций;

2) от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, в частности информация:

- об объектах налогообложения, которые предоставляются и/или регистрируются такими органами. Отмеченная информация должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки объекта налогообложения (в случае наличия), за которыми его можно идентифицировать;

- о результатах осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью налогоплательщика;

- информация, которая содержится в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации), которые подаются налогоплательщиком органам исполнительной власти и/или органам местного самоуправления;

- об установленных органами местного самоуправления ставках местных налогов, сборов и предоставлении такими органами налоговых льгот;

- о разрешениях, лицензиях, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных видов деятельности, которая должна содержать, в частности:

· наименование налогоплательщика, которому выданы такие разрешения, лицензии, патенты;

· налоговый номер или регистрационный номер учетной карточки физического лица;

· вид разрешительного документа;

· вид деятельности, на осуществление которой выдан разрешительный документ;

· дату выдачи разрешительного документа;

· срок действия разрешительного документа, информацию о прекращении (остановка) действия разрешительного документа с указанием оснований такого прекращения (остановка);

· уплату надлежащих платежей за выдачу разрешительного документа; перечень мест осуществления деятельности, на которую выдан разрешительный документ;

- об экспортных и импортных операциях налогоплательщиков;

От банков, других финансовых учреждений

- информация о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика;

4) от органов власти других государств, международных организаций или нерезидентов;

5) от подразделений государственной фискальной службы и таможенных органов – о результатах налогового контроля;

Для информационно-аналитического обеспечения деятельности также используется другая информация, обнародованная как такая, которая подлежит преданию огласке в соответствии с законодательством и/или добровольно или по запросу предоставленная органу государственной фискальной службы в установленном законом порядке.

Налоговая информация безвозмездно предоставляется органам государственной фискальной службы периодически или на отдельный письменный запрос органа государственной фискальной службы в сроки, предусмотренные ст. 73 Налогового кодекса Украины.

Порядок представления информации государственной фискальной службы определяется Кабинетом Министров Украины.

Органы государственной фискальной службы имеют право обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлен законом), необходимой для выполнения возложенных на органы государственной фискальной службы функций, заданий, и ее документального подтверждения.

Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной фискальной службы и должен содержать перечень информации, которая запрашивается, и документов, которые ее подтверждают, а также основания для обращения с запросом.

Письменный запрос о представлении информации посылается налогоплательщику или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из таких оснований:

· по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, обнаружены факты, которые свидетельствуют о нарушении плательщиком налогов налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;

· для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок;

· обнаружена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов;

· относительно налогоплательщика подана жалоба о не предоставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;

· в случае проведения встречной сверки;

· в других случаях, определенных Налоговым кодексом Украины.

 

Запрос считается врученным, если он послан по почте письмом- сообщением о вручении по налоговому адресу или предоставлено под расписку налогоплательщику или другому субъекту информационных отношений или его должностному лицу.

 

Налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросах, органу государственной фискальной службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, который наступает за днем поступления запроса (если другое не предусмотрено этим Кодексом).

В случае, когда запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и второму этого пункта, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос. Информация на запрос государственной фискальной службы предоставляется Национальным банком Украины, другими банками безвозмездно в порядке и объемах, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Порядок получения информации органами государственной фискальной службы по их письменным запросом определяется Кабинетом Министров Украины.

Собранная налоговая информация может сохраняться и прорабатываться в информационных базах органов государственной фискальной службы или непосредственно должностными (служебными) лицами органов государственной фискальной службы.

Перечень информационных баз, а также формы и методы прорабатывания информации определяются центральным органом исполнительной власти, которая реализует государственную налоговую политику.

Собранная налоговая информация и результаты ее применения используются для выполнения возложенных на органы государственной фискальной службы функций и заданий.

3. Налоговая проверка: содержание и виды

Основным методом налогового контроля является налоговая проверка. Объективная предпосылка реализации этого метода налогового контроля связана с полномочиями органов, наделенных правом на проведение контролирующих действий.

В широком значении подобными правами наделены все органы, которые контролируют поступления налогов и сборов в бюджеты.

Однако специально для этой цели созданы органы Государственной фискальной службы Украины.

Среди основных прав Государственной фискальной службы выделены:

права фискальных органов на осуществление проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налоговых платежей.

Налоговая проверка являет собой деятельность фискальных органов (или, в некоторых случаях, аудиторских, общественных организаций) по анализу и исследованию первичной учетной и отчетной документации, связанной с уплатой налоговых платежей, с целью проверки своевременности и полноты уплаты налогов и сборов, правильности ведения налогового учета, вычисления сумм налоговых платежей, осуществления налоговой отчетности.

Проверка по своей сущности является единичным контрольным действием на определенной части деятельности контролируемого субъекта, осуществляемой на месте с использованием учетных, отчетных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины в сфере налогообложения и устранения их последствий.

Налоговая проверка рассматривается как совокупность специальных приемов налогового контроля, которые применяются налоговыми органами с целью установления достоверности и законности, отображения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации.

 

При этом следует иметь в виду, что налоговая проверка распространяется на контроль не только за отображением объекта налогообложения и порядком уплаты налогов и сборов, но и за другими действиями обязанных лиц, не связанными с непосредственной уплатой налогов (например, ведением налогового учета, осуществлением налоговой отчетности).

 

Проверка выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отбитыми в первичной документации. В основном в ходе проверок контролируются отдельные стороны финансово хозяйственной деятельности, отдельные составляющие налоговой обязанности. По итогам проверки определяются меры по устранению обнаруженных недостатков.

 

Осуществление налоговых проверок предусматривает последовательную реализацию действий, связанных с осуществлением налогового контроля определенными субъектами относительно деятельности конкретных лиц при реализации ими обязанностей, связанных с уплатой определенных налогов и сборов. Проведение налоговых проверок предусматривает определенную подготовку к непосредственно контролирующим действиям, осуществлению самой налоговой проверки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: