Цель и задачи:
— продолжать учить отбирать материал по какому-либо признаку, относящемуся к определенной теме;
— продолжать работу в технике коллажа;
— учить выражать свое «Я»;
— повысить самооценку ребенка.
Необходимые материалы: пустые коробки из под конфет на каждого ребенка, бросовый материал (пузырьки, пустые флаконы, сухие цветы, кусочки ткани, игрушки от киндер-сюрпризов, пуговицы, украшения и др.), клей, скотч, ножницы, журнальные вырезки, фотографии детей, занимающихся в группе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Ведущий. У каждого из нас есть свои увлечения. Они помогают нам узнать новое и научиться этому. Давайте соберем увлечения. Поделитесь ими друг с другом.
(Ответы детей.)
Самостоятельная работа
На столе лежат вырезки из журналов и газет, различный бросовый материал, фотографии детей, теннисные мячики, погремушки, пустышки, значки и др.
Ведущий. Сейчаскаждый возьмет и положит к себе в коробочку свое увлечение.
Дети выбирают подходящий материал для себя в коробочку.
Затем на дно коробочки дети наклеивают фон (напомните детям, каким он может быть: разноцветным, одноцветным, из ткани, цветной бумаги). На него по центру наклеивают свою фотографию. Затем обрамляют ее предметами, отобранными для коллажа, используя боковые стороны коробочки.
Итог занятия
Получившиеся коллажи вывешиваются в комнате. Каждый ребенок угадывает увлечение своего сверстника. Обсуждение.
Ритуал прощания.
Комментарий. Иногда дети говорят, что они увлекаются не одним делом, и спрашивают, можно ли это показать в своей работе. Нужно постараться направить детей по тому плану, который наметил педагог-психолог. А можно и дать ребенку свободу выбора, но сказать ему, что его картина должна выглядеть красиво и оригинально.
ЗАНЯТИЕ 9. Путешествие по странам
Цель и задачи:
— знакомство с новой техникой работы с гуашью — монотипией;
— работа в технике коллажа.
Необходимые материалы: стекло, обработанное на станке и оклеенное изолентой или скотчем, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей ПВА, вырезки из газет и журналов, фотографии детей, занимающихся в группе, карточка с новым словом «монотипия».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Объяснение техники «монотипия»
На стекло наносится гуашевая краска различных цветов. Стекло немного смочено водой, чтобы краски быстро не засыхали. Берется кисть или ложка и на стекло наносится краска — туда, где предположительно будет какой-либо рисунок. Не обязательно все стекло покрывать слоем краски, пусть будут чистые, белые пятна. Краска накладывается быстро, иначе гуашь начнет подсыхать и плохо отпечатается на бумаге. Как только задуманная картина расположилась на стекле, взять лист бумаги и приложить его к стеклу. Аккуратно сять бумагу со стекла — на ней останется отпечаток, который затем можно дорисовать, прорисовать детали.
Если первый отпечаток не устраивает ребенка, можно попробовать накладывать краску на стекло еще и еще. Отпечатки в таком случае получаются рельефными.
Самостоятельная работа
Ведущий. Сегодня, дорогие ребята, мы отправимся в путешествие по странам. Подумайте, куда бы вам хотелось сегодня отправиться. Может, в теплые края, где много солнца, а может, наоборот, на Север, где живут белые медведи и пингвины. А может быть, вы мечтает о море? Или любите ездить на машине? От вашего выбора зависит, какие цвета будут преобладать в вашей работе. На Севере много белого цвета, голубого цвета вода, если это Юг — красный, желтый, зеленый цвета, если море — желтый и голубой и т.д. Накладываем краски на стекло хаотично. А в том, что получится от прикладывания листа бумаги, увидим сюжет нашей картины. Вначале, для получения фона, на влажное стекло большой кистью положим несколько цветов — в зависимости от выбора времени года и того места, где вы хотите побывать. Отпечатываем на бумагу. В получившихся оттисках разглядим покрытые снегом сверкающие горы, луга, озера, асфальтовые дороги, море, джунгли.
(Дети работают.)
Дадим оттиску подсохнуть. А пока подберем те картинки из журналов, которые, по вашему мнению, наиболее подходят к полученному фону. Если на бумаге яркие цвета, то, возможно, это Африка. Сюда подойдут яркие фотографии цветов, пальм, слонов, жирафов. Если отпечаток напоминает морское побережье, то подбираем картинки с людьми в купальниках, с парусниками. И не забудьте обязательно поместить себя туда, где вам будет наиболее комфортно и приятно. Когда краска окончательно высохнет, раскладываем вырезки на листе бумаги. Подвигаем их, чтобы найти наиболее удачную композицию. Все части должны вписываться в наш фон по цвету, величине, форме. Не снимая вырезки с листа, а лишь приподнимая их за края, приклеиваем их к фону.
Итог занятия
Ребята высказывают свою точку зрения по поводу освоения новой техники: понравилось или не понравилось и почему. Картины вывешиваются в классе.
Ритуал прощания.