Введение
Тема данной работы является актуальной, так как Концепция «Электронного правительства» (ЭП) требует серьезного пересмотра и модернизации, ей на смену должно прийти «Цифровое правительство» (ЦП), которое наконец избавит граждан от необходимости посещать госорганы и вести с чиновниками бумажную переписку.
Граждане хотят от «Цифрового правительства» возможности обращаться к данным в любое время, большей персонализации сервисов, их заточенность на решение конкретных задач, услуги должны быть цифровыми по умолчанию, от начала и до конца. Впрочем, это в основном касается молодежи и людей среднего возраста, тогда как население России постепенно стареет, и этот фактор нельзя не учитывать.
Чтобы ликвидировать это цифровое неравенство, специалисты Всемирного банка предлагают переориентировать многофункциональные центры (МФЦ) по оказанию государственных и муниципальных услуг на обучение граждан выполнению операций в режиме онлайн.
Вместе с тем цифровое неравенство существует не только между разными поколениями, но и между субъектами РФ — где-то информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) развиты хорошо, где-то хуже, а значит и преимущества ЦП будущего люди в разных уголках страны почувствуют не одновременно.
Чтобы получить более объективную картину на этот счет и выровнять ситуацию на местах, министерство связи и массовых коммуникаций РФ сейчас разрабатывает новый интегральный рейтинг уровня развития информационного общества в регионах.
Цифровая экономика как составляющая технологической платформы государственной политики и управления
Цифровое государственное управление представляет собой комплексный набор организационных, регулирующих и технологических мер, который включает в себя как цифровые, так и аналоговые элементы:
- Цифровые элементы:
- Цифровые данные и базы данных;
- Цифровые платформы;
- Цифровое интерактивное взаимодействие (обмен данными и документами);
- Цифровая идентификация;
- Информационный портал и портал услуг, городские приложения;
- Цифровые каналы взаимодействия;
- Кибербезопасность и конфиденциальность;
- Цифровые отраслевые решения;
- Аналоговые элементы:
- Законодательство и нормативные документы;
- Управление изменениями.
- Цели направления
Сокращение типовых процедур, выполняемых в рамках административных процессов государственного управления чиновниками и связанных с проверкой и подтверждением документов, за счет сквозных автоматических процессов, основанных на технологиях блокчейн и смарт-контрактов
Количество людей, использующих цифровые способы получения государственных услуг, в сравнении с традиционными способами.
Для разработки и реализации стратегий цифрового правительства, приближенного к гражданам и бизнесу необходимы 12 компонентов:
- готовность и открытость органов власти и управления;
- привлечение заинтересованных сторон к разработке государственной политики, и предоставление услуг, ориентированных на пользователя;
- создание в государственном секторе культуры принятия решений на основе данных;
- конфиденциальность и обеспечение безопасности;
- политическая решимость;
- согласованное использование цифровых технологий в различных областях политики;
- эффективная структура организации и управления, способствующая осуществлению скоординированных действий;
- укрепление международного сотрудничества;
- разработка понятных бизнес-кейсов;
- усиление возможностей проектного управления ИКТ;
- закупка цифровых технологий;
- необходимая нормативная правовая база.[4,16]
Среди ключевых целей цифровой экономики необходимо выделить сквозную автоматизацию всех основных производственно-экономических процессов, развитие рынка персонифицированного производства и потребления, увеличение совокупной эффективности субъектов экономической деятельности, мобилизацию знаний через обмен, создание новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях. В-первую очередь, «цифровая экономика» – это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, предусматривающая внедрения информационных технологий во все отрасли и сферы деятельности, а также перенос бизнес-процессов в цифровое и управленческое пространство.
В декабре 2016 года президент России подписал указ о разработке и утверждении программы «Цифровая экономика», которая предусматривает меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и ее интеграции в пространство экономики государств - членов Евразийского экономического союза. Современные технологии меняют традиционный уклад экономики, преобразуя ее в цифровую. Электронная торговля, цифровые платежи, Интернет вещей, социальные медиа – все это сильно влияет на бизнес, граждан и правительство.
В традиционном понимании цифровая экономика – это система безбумажного взаимодействия и возможность постоянного изменения различной информации в базах данных.
Пока идут нарастающими темпами процессы примитивизации, граждане в основном пользуются электронным правительством для получения информации, а не услуг, как пишет профессор Эндрю Скотт: «при этом уровень использования государственных и муниципальных услуг остается удивительно низким, и многие граждане считают онлайн-процедуры не очень удобными» [20].
Говоря о низкой интенсивности использования электронного правительства, стоит отметить, что средств в развитии цифровой отрасли вложено много, но они не оправдали ожидания: интересные проекты не реализованы, большинство инвестиций не принесло результатов.
Для достижения эффективности необходимо, чтобы разработка систем электронного правительства сопровождалась административными реформами.
Кроме того, сначала нужно создать электронное правительство, а потом постепенно переходить к цифровому [1,11].
С точки зрения граждан цифровое правительство должно быть доступным всегда и везде, в том числе и на мобильных устройствах, поэтому важно пересмотреть использование мобильной связи для транзакций, также оно должно быть персонализированным, ориентированным на решение задач, вызывать доверие и быть лучше, чем альтернативы
В России необходимо пересмотреть, расширить и укрепить стратегию перехода к цифровому правительству, а также разработать детальную стратегию перехода к цифровым административным процессам в системе реализации государственных решений. Не менее важно создать планы использования информационно-коммуникационных технологий для каждого органа государственной власти. Среди принципов применения цифровых государственных услуг необходимо назвать принципы платформо-независимость и направленность на мобильные устройства, а также проектирование услуг, ориентированное на пользователя.
В последние годы Россия достигла существенного прогресса в реализации действующей концепции электронного правительства, предусматривающей предоставление государственных услуг в электронной форме и обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Тем не менее, уровень использования информационно-коммуникационных услуг в системе государственного управления остается недостаточным.
Мировой опыт ярко демонстрирует, что цифровые технологии быстро и повсеместно распространяются в развивающихся странах, однако предполагаемые цифровые дивиденды – выгоды для социально-экономического развития, связанные с использованием технологий – не всегда оправдывают ожиданий.
Цифровые технологии стимулировали экономический рост, открывают новые возможности и повышают качество услуг, но что необходимо сделать, чтобы эти выгоды были справедливо распределены среди населения?
Страны смогут получить максимальную отдачу от преобразований в информационно-коммуникационной сфере лишь при условии, что они будут непрестанно улучшать деловой климат, вкладывать средства в образование и охрану здоровья граждан. В странах, где этот фундамент непрочен, цифровые технологии не обеспечили ни подъема производительности в экономике, ни уменьшения неравенства [8].