Особенности древнегреческой культуры




Тема вторая.

Архаическая Греция.

Лекция 8. Культура архаической Греции.

 

Вопросы лекции:

1. Своеобразия греческой культуры.

2. Древнегреческая поэзия.

3. Философия, архитектура и искусство эпохи архаики.

 

I. Своеобразие греческой культуры

Изменения в духовной сфере

Как уже говорилось, в эпоху архаики радикальные преобразования произошли буквально во всех сферах жизни греческого общества. Архаическая революция привела к расколу между теми народами, которые шли по традиционному пути, определенному восточными цивилизациями, и народом Греции, который избрал свой путь развития.

Особенно разительными были изменения в духовной сфере Эллады. Они привели к возникновению принципиально новой культуры. Практически одновременно с формированием полисного общества возникают наука и философия, театр, художественная литература, происходят глубокие изменения в изобразительном искусстве и архитектуре. Все это способствовало формированию новой системы ценностей, определявшей духовный мир гражданина античного общества.

Среди предпосылок радикальных изменений в духовной сфере выделяют:

1. Разрушение микенского мира с его жестко регламентированной системой социально-культурных связей. При этом многие культурные достижения, созданные древними греками за тысячелетнюю историю цивилизации бронзового века, не исчезли бесследно. Они стали основой для развития культуры античной Греции.

2. Расположение Эллады в непосредственной близости к центрам древневосточных цивилизаций. Это позволило заимствовать многие достижения культуры Востока.

3. Создание социально-экономических условий для активной творческой деятельности каждого человека. Этому способствовало быстрее накопление общественного богатства в результате перехода от эпохи бронзы к железному веку.

4. «Полисная революция». Ее считают главным событием этого исторического периода. Из небольшого поселения полис превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав.

Гарантией личной свободы было право частной собственности на средства производства, прежде всего - на землю с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами, право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства.

Невиданная до сих пор в истории человечества свобода обеспечивала каждому человеку условия для многогранного творческого проявления личности. Лучше всего известно, как были освобождены от обременительного регулирования жизни извне граждане афинского общества. По словам Фукидида, в Афинах «люди наслаждаются свободой и каждому дана возможность устроить свою жизнь независимо».

Сложился типологически однородный полисный мира на огромных просторах Средиземноморья. Это давало возможность жителям любого полиса, оказавшимся в другом конце греческого мира, оставаться активными участниками культурного процесса.

 

Особенности древнегреческой культуры

Среди особенностей древнегреческой культуры выделим три:

1. Агонизм – состязательность,соревнование, соперничество. Этот принцип пронизывает все сферы жизни древних греков. Соревновательное начало предопределило своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации. Им были пронизаны все аспекты жизни и поведения греков.

Агонизм зарождается в среде знати как демонстрация специфически аристократического, «лучшего», образа жизни. При отсутствии в греческом мире возможности утверждать свое положение через накопленные богатства или близость к персоне царя в греческом обществе главную ценность приобретает время. Знать имела возможность тратить его на спортивные и военные упражнения и состязания. Критерием потребления времени становится первенствование, утверждение своего превосходства в силе, ловкости, военном мастерстве.

Уже у Гомера в центре внимания состязающихся не выгода, а доблесть и слава. Они должны быть по достоинству оценены окружающими, прежде всего равными соревнующимся по общественному положению. Так в греческой культуре закладывается ориентация гражданина античного общества на одобрение или порицание, на стремление соответствовать системе ценностей полисного коллектива в условиях состязательного (агонального) образа жизни.

При этом в системе ценностей главенствует стремление «к доброй славе». Связанные с ней духовные ценности ставятся выше богатства. Эта положительная оценка славы и агонального духа останется доминирующей тенденцией в духовной жизни греков до конца античной эпохи. Она явилась важнейшим фактором того культурного расцвета, который пережило греческое общество.

Дух состязательности проник во все области греческой жизни - политику, военное дело, экономику, культуру. Наибольшее распространение агон получил в спортивных соревнованиях. Характерным проявлением его стала организация Олимпийских игр. Они заняли одно из центральных мест в культуре эллинов. Историк эпохи эллинизма Тимей даже предложил вести счет лет в истории Греции по Олимпиадам.

Первые исторические Игры состоялись в 776 году до н. э. в местечке Олимпия (в пелопонесской Элиде), где находилось святилище Зевса. Впоследствии они проводились раз в четыре года. Участвовать в Играх и быть зрителями могли только полноправные граждане полисов, не запятнанные пролитием крови. На время Игр, которые, проходили в течение пяти дней, устанавливался священный мир, охранявший участников и гостей соревнований.

В программу состязаний входило пятнадцать видов спорта. Главными из них считались: атлетическое пятиборье (борьба, бег, метание диска и копья, прыжки), кулачный бой, бег на длинные дистанции, гоплитодром (бег в полном вооружении), панкратион (соединение кулачного боя и борьбы, где разрешались все виды ударов и болевые приемы), а также скачки и состязание колесниц.

Наградой олимпионику (победителю Олимпиады) была оливковая или лавровая ветвь (венок) - приз, не имеющий материальной ценности, но подчёркивающий высокий социальный статус победителя. Олимпионик получал всемирную славу, почет и уважение. В родном полисе его осыпали почестями, поэты прославляли его в гимнах. В Олимпии и на родине ему воздвигали памятники.

Согласно Павсанию, в Олимпии было две статуи Агона – божества, олицетворявшего состязательность. Первая, в Герайоне, представляла собой символическую пару с богом войны Аресом. Вторая, в Алтисе, рядом со статуями Зевса, Диониса и Орфея, была создана Дионисием из Аргоса около 460 года до н. э.

Вслед за Олимпийскими играми общегреческие состязания стали проводиться также и в других местах Эллады: Пифийские игры - в Дельфах (с 586 года), Истмийские - в Коринфе (с 582 года), Немейские - в Немейской долине в Арголиде (с 573 года), Делосские, проводимые раз в пять лет рядом с храмом Аполлона и другие.

Агон формировал весь мир мыслей, чувств и мотиваций поступков греков. Именно дух состязательности определял основополагающие духовные ценности греческой культуры - отношение к богатству, понимание счастья, стремление к славе, представление о бессмертии и т. д.

2. Калокагатия (от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός - «прекрасный и хороший» или «красивый и добрый») как идеал человека. Подразумевает гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности.

3. Приверженность «звучащему слову».

После гибели микенского общества слоговая письменность ахейцев была забыта. На рубеже IX-VIII вв. до н. э. в Греции было создано алфавитное письмо, состоявшее из 24 букв. По одному из преданий, письменность в Грецию принёс брат Европы Кадм, переселившийся из Финикии в Беотию. Хотя знаки заимствовались из финикийского алфавита, но передавались уже не только согласные, но и гласные звуки. Простая и удобная письменность получила широкое распространение. Это привело к практически поголовной грамотности греческого общества.

Греческая культура развивалась в гражданских коллективах, насчитывавших 2000-3000 человек. Поэтому многие важнейшие ее компоненты были ориентированы на слуховое восприятие и устную передачу информации. Гражданин греческого полиса активно участвовал в народном собрании, суде, многочисленных выборных органах. Он должен был уметь выступать при обсуждении законов или на судебном заседании. В результате в античной культуре звучащее слово всегда преобладало над письменным текстом.

Основное развитие получают в ней те области духовной и художественной культуры, которые через словесное выражение обращены к массовой аудитории. Хотя благодаря всеобщей грамотности рукописные тексты были широко распространены, но процесс чтения про себя грекам был незнаком. Греки предпочитали наслаждаться красотой звучащего слова.

Религия и мифология

В архаическую эпоху произошло окончательное оформление неразрывно связанных между собой греческой религии и мифологии.

Миф (др.-греч. μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. В греческом мире они стали художественно-образной формой осмысления человеком окружающего мира, прошлого и настоящего.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы, являются ли они наследием критской или микенской культуры. Долгое время мифы передавались из поколения в поколение певцами - аэдами и не были зафиксированы письменно. Уже творчество Гомера, жившего около IX-VIII веков до нашей эры, содержит развернутую мифологическую картину отношений богов и людей.

Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому поэмы Гомера рассматриваются как завершение длительного развития до гомеровских, давно исчезнувших героических сказаний. Вполне вероятно, что он использовал творчество еще более древних певцов. Самый ранний из них, известный нам по имени, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Этой же эпохе относятся мифы о титане Прометее, о мастере Дедале и его сыне Икаре, о подвигах Геракла, Тесея, Персея и других героев.

Греческая мифология носит четко выраженное морально-этическое звучание, которое отличает ее от древневосточной. В ней содержится неистощимый запас примеров, как стоит и не стоит поступать в жизни. Греческая мифология содержала целостную картину происхождения мира, богов и человечества.

Согласно «Теогонии» Гесиода изначальную троицу божеств составляли вечный, безграничный, темный Хаос, Гея – Земля и «прекраснейший Эрос» - Любовь. В интерпретации Аристотеля («Метафизика»): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Эрос - движущая сила. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Далеко под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная вечной тьмы.

Могучая, благодатная Земля породила также беспредельное голубое Небо - Урана, вечно шумящее Море, высокие Горы, не имевшие отца. Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены Землю, которая родила ему шесть сыновей и шестерых дочерей. Среди них титаны Океан, Кей (Кой) - отец Лето и дед близнецов Аполлона и Артемиды, Криос (Крий). Гиперион, Иапет (Япет), Кронос (Крон) и титаниды Тейя, Тефида (Тефия), Рея, Фемида, Мнемозина, Феба.

Океан, властвовавший над безбрежной рекой, обтекающей всю землю, и Тефида породили три тысячи сыновей - речных потоков и три тысячи дочерей, морских богинь - океанид. Гипперион и Тейя дали миру Гелиоса - Солнце, Селену - Луну и Эос - Зарю. От Эос и Астрея, сына Криоса, произошли все звезды и все ветры: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.

Кроме титанов, породила могучая Земля гигантов: циклопов с одним глазом во лбу и гекатонхейров – сторуких и пятидесятиголовых великанов. Уран заключил гигантов в недра Геи и не позволил им выходить на свет. Землю давило это бремя. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана. Но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, Крон, низверг Урана и отнял у него власть.

Это преступление Крона имело тяжкие последствия для мира. Согласно Гесиоду, Ночь (Никта или Нюкта) и Эреб (Мрак) породили Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Мойр (богинь судьбы - Клото, Лахезис, Антропос), Немезиду (Месть), Эриду (Раздор), Гераса (Старость), а также Харона, перевозчика умерших в Аид. В число детей Никты включают также Гесперид, Мома - бога насмешек, Онира - бога вещих и лживых сновидений и Апату - богиню обмана.

Крон, породивший беззакония и преступления, боялся, что дети могут лишить его трона. Поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с титанидой Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он освободил из его чрева братьев и сестер, детей Крона и Реи.

Богам предстояло выдержать долгую борьбу с титанами за власть над миром – титаномахия, длившуюся десять лет. На сторону Зевса встали некоторые титаны - Прометей, титан Океан с женой и детьми, дети Гипериона и Теи - Гелиос, Селена, Эос, а также титанида Фемида. Боги смогли победить лишь после того, как Зевс привлек на свою сторону циклопов и гекатонхейров, освободив их из заключения. Циклопы выковали громы и молнии, которые Зевс метал во врага. Потерпевшие поражение титаны были скованны и брошены в Тартар.

После победы над титанами боги вступили в битву с гигантами, получившую название гигантомахия. Одержать победу они смогли лишь с помощью смертного человека – Геракла, который убивал гигантов своими стрелами с наконечниками, пропитанными ядовитой кровью убитой им гидры. Гея, желая отомстить за гибель своих детей, родила от Тартара страшное чудовище – громадного стоглавого дракона Тифона. В поединке победу одержал Зевс, низвергнувший Тифона в Тартар. И здесь чудовище не успокоилось - когда оно шевелится, происходят землетрясения и дуют знойные ветры. От него полуженщина-полузмея Ехидна родила двуглавого пса Орфа, отца Сфинкса, адского пса Кербера и чудовище Химеру (лев+козел+дракон).

Утвердив свою власть, Зевс избрал местом своего обитания гору Олимп. Здесь он пребывал со своей женой Герой и многочисленными детьми. Отсюда название древнегреческой религии и богов – олимпийские.

Олимпийские боги в представлении эллинов были бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Ананка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к богам было почтительным. Но они не боялись их, а воздавали должное в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах.

В архаическую эпоху строятся первые храмы - жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон, восходивший к древним ионийским одеждам, во время торжественных церемоний надевал различные украшения.

Богослужение проводилось с целью расположить к себе божество. Оно начиналось с торжественного шествия к святилищу для совершения жертвоприношения. Жертвенный алтарь находился за стенами храма, на священном участке. Первоначально для алтаря использовали крупные камни, где происходило заклание жертвы. Позже алтарь превратился в искусно оформленное художниками и камнерезами сооружение из «благородного» камня.

Культовые действия совершали жрецы. Они осуществляли гадания по внутренностям жертвенных животных. Важную роль в религиозной жизни играли оракулы - прорицатели. Через них люди стремились узнать волю богов и свою судьбу. Самый древний оракул, который упоминает еще Гомер, находился в святилище Зевса в Додоне (Эпир). Здесь воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона.

Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас. Волю богов передавала жрица – пифия. Она сидела на треножнике над расщелиной, откуда поднимались дурманящие испарения, приводившие жрицу в состояние экстаза. Слова, выкрикиваемые пифией, записывались жрецами, а затем излагались в стихотворной форме. Ее предсказания обычно носили образный и загадочный характер.

Дельфийский оракул играл важную роль в греческом мире. Он давал предсказания и советы о выводе и устройстве колоний, о законодательстве, о новых конституциях, о войне и мире, о заключении союзов, а также по частным делам: о деловых предприятиях, о заключении брака, о путешествии и т. п. Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.

В греческой религии были распространены мистерии – тайные культовые действия. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают мистерии в аттическом Элевсине, ставшие государственным культом в Афинах. Учреждение элевсинских мистерий приписывалось богине плодородия Деметре.

Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето, и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были проходить обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн.

Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: