Теоретические основы организации управления качеством и конкурентоспособоностью




Вводная лекция

(1) Предмет, цели и задачи дисциплины

Цель изучения данной дисциплины состоит в изучении научно-технических, методологических и организационных основ управления качеством и формировании на этой основе знаний, навыков и умений студентов по применению методов оценки уровня качества продукции, процессов, методов системного обеспечения, улучшения качества и управления им.

Основными задачами при изучении дисциплины являются:

1. Изучение теоретических основ количественной оценки уровня качества продукции, процессов и услуг.

2. Изучение методов оценки качества разнородной продукции.

3. Изучение методов оценки научно-технического уровня нормативно-технической документации.

4. Изучение планирования повышения уровня качества продукции.

5. Приобретение навыков практического применения методов оценки уровня качества продукции, а также нормативно-технической документации.

6. Изучение основных приемов и методов управления качеством при проектировании, производстве, обращении и эксплуатации продукции.

7. Изучение основ построения системы управления качеством и конкурентоспособностью продукции.

8. Использовать статистические инструменты контроля качества и применять полученные результаты для совершенствования существующих систем управления качеством.

9. Рассчитывать показатели качества и конкурентоспособности продукции, работать с различными экономическими определениями и документами в области качества.

10. Осуществлять поиск резервов и способов повышения качества и конкурентоспособности предприятия, в том числе за счет развития инновационной деятельности, обеспечивающей расширение производства и его диверсификацию и как следствие рост доходов предприятия в условиях рыночной экономики.

Изучив данную дисциплину студент должен знать:

1. Терминологию в области качества, обеспечения и управления им.

2. Эволюцию положений о качестве и управлении им.

3. Основ управления качеством труда и продукции в РБ и за рубежом.

4. Функционирование системы управления качеством продукции.

5. Проблемы в области качества и методы их решения.

6. Процесс разработки систем управления качеством продукции отвечающий требованиям международных стандартов.

7. Методологические принципы построения систем управления качеством и конкурентоспособностью продукции.

Студенты должны уметь:

1. Анализировать конкурентную ситуацию на рынке.

2. Определять условия обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия.

3. Классифицировать и оценивать затраты на качество продукции.

4. Анализировать уровень качества продукции.

5. Проводить мониторинг системы менеджмента качества предприятия.

Основными методами обучения являются:

· общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение и обобщение);

· специальные методы (экономико-математическое моделирование, функционально-стоимостной анализ, типологический метод).

Данная дисциплина является продолжением дисциплин макроэкономика, экономическая теория, статистика, эконометрика и ЭММ.


 

Теоретические основы организации управления качеством и конкурентоспособоностью

1. Современная концепция качества и конкурентоспособности.

2. Эволюция и многообразие значений понятия качество.

3. Социально-экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции.

4. Конкурентоспособность производства и продукции в условиях рыночной экономики.

5. Программно-правовые системы управления конкурентоспособностью предприятия.

(1) Современная концепция качества и конкурентоспособности.

Проблемы качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, социальной, экономической и экологической безопасности, конкурентоспособность фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях транзитивной (переходной) и рыночной экономик.

Качество и конкурентоспособность продукции, услуг и производства являются факторами успешной хозяйственной и предпринимательской деятельности субъектов всех организационно-правовых форм, обеспечение высокой эффективности производства и реализации продукции и услуг. Особенно актуальной эта задача становиться в условиях активизации внешнеэкономической деятельности, требующей повышенного внимания к обеспечению необходимого уровня качества товаров и услуг с целью их успешного продвижения на мировой рынок.

Актуальность проблемы качества и конкурентоспособности на современном этапе определяются следующими условиями:

1. Повысились требования научно-технического прогресса к свойствам и характеристикам продукции, сырью, комплектующим, системам производства и технологическим основам производства, то есть качество становится комплексной проблемой.

2. Происходит дальнейшее разделение и кооперация труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей и повышению ответственности кадров за изготовление продукции, независимо от того на какой ступени производства находится выпуск этой продукции.

3. Происходит количественное насыщение потребностей, что требует их качественного развития, расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции на основе конкуренции.

4. Социально-экономическое расширение границ и уровня их решения в области удовлетворения потребностей покупателя.

Главная цель любого государства – это обеспечение реального и устойчивого повышения качества и уровня жизни населения, которое в соответствии с методикой организации объединенных наций определяется на основе индекса развития человеческого потенциала.

Данный индекс слагается из трех обобщающих показателей:

· индекса ожидаемой при рождении продолжительности жизни;

· индекса достигнутого уровня образования;

· индекса уровня жизни, определяемого реальными доходами на душу населения с учетом его покупательской способности.

Ожидаемой продолжительности жизни при рождении (life expectancy at birth) – количество лет, которое может прожить новорожденный младенец, если существующие на момент его рождения преобладающие тенденции в области показателей смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений на протяжении его жизни.

Сводный индекс образования состоит из двух показателей: ожидаемой продолжительности обучения – количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохраняться преобладающие тенденции в области показателей охвата населений образованием; и средней продолжительности обучения – среднее количество лет образования, полученное лицами в возрасте 25 лет и старше в течение жизни, основанное на показателе образовательного уровня населения, пересчитанном в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования.

Индекс уровня жизни, определяемый реальными доходами на душу населения с учетом его покупательской способности. ВНД – валовой национальный доход на душу населения – сумма стоимости добавленной всеми производителями резидентами в экономике плюс налоги на продукцию минус субсидии, не включенные в стоимость продуктов плюс чистые поступления первичного дохода компенсации наемными рабочими и доход от собственности из-за рубежа, деленные на численность населения по состоянию на середину года. Добавленная стоимость – чистый результат деятельности промышленности, получаемый суммированием всех результатов и вычитанием промежуточных вложений. Когда данный показатель выражен в долларах США по паритету покупательной способности, он конвертируется в международные доллары с использованием коэффициентов ППС. Международные доллары обладают такой же покупательной способностью в отношении ВВП, как и доллар США в США.

Первый этап в расчете ИРЧП состоит в том, чтобы создать подиндексы для каждого измерения. Чтобы преобразовать показатели в индексы со шкалой от 0 до 1 необходимо установить минимальные и максимальные значения или целевые ориентиры. Максимальные значения присваиваются фактически наблюдаемым высшим значениям страновых индикаторов во временном ряду. Индекс считается с 1980 года. На сравнение будут влиять минимальные значения. Установлены следующие минимальные значения: для ожидаемой продолжительности жизни при рождении 20 лет, для обеих переменных в сфере образования – 0 лет, для ВНД на душу населения – 163 доллара США в год.

Метод, используемый для вычисления ИРЧП

Для перевода показателя х в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели).используется следующая формула:

х – индекс = (x – min(x))/(max(x) – min(x))

где max(x) и min(x) являются минимальным и максимальным значением показателя х среди всех исследуемых стран/

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении – оценивает долголетие.

Индекс продолжительности жизни = (LE – 25) / (85 – 25)

LE – средняя продолжительность жизни.

Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним, высшим):

где ALI – индекс грамотности взрослого населения (15 лет и старше);

ALR – уровень грамотности взрослого населения в процентах;

GEI –

Материальный уровень жизни. Оценивается величиной реального ВВП на душу населения, то есть величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательской способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения

где GDPpc – ВВП на душу населения при ППС в долларах США

Таким образом, ИРЧП:

ИРЧП = 1/3Индекс продолжительности жизни + 1/3Индекс образования + 1/3Индекс реального ВВП на душу населения

Максимальное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0.

Максимальное значение будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, доход на душу населения 40000 в год, в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную, среднюю школу или учатся в высшем учебном заведении.

ИРЧП = 0 будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни будет равна 25 годам, доход на душу населения 100 долларов, 100% населения не обучается вообще.

Таким образом, качество жизни определяется экономическим потенциалом страны во многом опирающемся на интенсивное развитие науки и производства, квалификационный потенциал трудовых ресурсов, широкое применение наукоемких и информационных технологий. Такое развитие становится возможным, если научно-техническая и промышленная продукция будет востребована на рынке и конкурентоспособна, поэтому среди факторов определяющих экономическое развитие и рост качества жизни в первую очередь следует выделять конкурентоспособность продукции и предприятия.

Таким образом, конкурентоспособность продукции, услуг и производства в сочетании с их качеством определяют эффективность социально-экономической политики в условиях переходной и рыночной экономик, ориентированной на потребителей.

(2) Эволюция и многообразие значений понятия качество.

Качество – это комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека.

Понятие качество прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многоаспектные трактовки. В современной практике и научной и специальной литературе доминирует такое понятие качества, которое сформировано международной организацией по стандартизации и определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности.

Все многообразие существующих современных трактовок категории качество можно объединить в шесть групп:

1. Качество как абсолютная оценка. В этом распространении качество – синоним превосходства, оно представляет собой абсолютный признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам, однако совершенство категория абстрактная и субъективная, его восприятие людьми может значительно различаться.

2. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции.

3. Качество как свойство продукции. В этом значении качество служит производной от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Чем больше параметр, тем выше качество.

4. Качество как соответствие стоимости. Качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Джордж Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене. Такой подход ставит перед производителями цель поиска баланса между совершенствованием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.

5. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей характеризуется такими понятиями как ожидания и запросы потребителей. В современном управлении качеством оно представляет из себя категорию, которая отражает способность организации удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности достигая при этом устойчивого развития в постоянно меняющихся конкурентных условиях.

6. Качество как соответствие стандартам. В рамках данного подхода качество определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, включающим целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг. В тоже время следует понимать, что технические стандарты и условия бессмысленны, если они не соответствуют требованиям потребителей.

К числу существенных недостатков определения качества продукции можно отнести:

· отсутствие количественной стороны степени удовлетворенности потребности или степени полезности объекта;

· отсутствует сравнительный подход при определении качества, позволяющий выделять те признаки, которые отличают один от другого объекты одинакового назначения и определяют его конкурентоспособность;

Обобщая выше представленные положения понятие качества может быть дано в следующем виде: качество продукции – совокупность существенных свойств количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, отличающих продукцию от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения некоторых потребностей и спрос на продукцию в рыночных условиях, при общественно необходимых затратах на эту продукцию и ценах, формируемых конъюнктурой рынка. В данном определении понятие качество продукции количественную оценку его предполагается осуществлять системой единичных (дифференциальных) показателей, то есть характеристик отдельных свойств продукции, выражающих ее определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребностей.

Качество формируется на различных этапах создания продукции, начиная от этапа возникновения идеи продукта и ее разработки, последовательно переходя через все этапы жизненного цикла и до стадии (этапа) утилизации продукта. Особое значение имеет этап эксплуатации продукта, ради которой он и создается.

В этой связи помимо определения качества продукции необходимо ввести понятие качества производственных процессов.

Качество производственных процессов – совокупность существенных свойств процесса, отличающих его от другого производственного процесса такого же назначения, определяющих соответствие параметров производственных процессов и выпускаемой продукции, установленным нормативным документам и требованиям, обеспечивающим их конкурентоспособность.

(3) Социально-экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции.

Категория качества продукции непосредственно и тесно связано с конкурентоспособностью и имеет общую сферу формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях создания, то конкурентоспособность категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей рыночной ситуации, платежеспособного спроса, сервисных условий и т.п.

Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью потребительских свойств продукции необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке.

Потребительские свойства – это характеристики товара, направленные на удовлетворение требований потребителя, которые он предъявляет к товару с учетом условий его использования по назначению.

Например, к домашней мебели обычно предъявляются следующие основные требования: ее габариты, возможность сборки-разборки в домашних условиях, транспортабельность, весовые характеристики, дизайн, соответствие моде, отделка, материалы, из которых она изготовлена и другие свойства. Разная мебель обладает разными уровнями перечисленных свойств и в разной степени соответствует габаритам и планировке квартиры. Большой шкаф является привлекательным по вместительности, однако может не соответствовать размерам квартиры, что делает его привлекательным с точки зрения качества и неконкурентоспособным с точки зрения условий его эксплуатации. Самый высококачественный товар может не найти покупателя и оказаться неконкурентоспособным, если он не соответствует условиям потребления.

Качество товара и продукции не зависит и не изменяется от условий его использования, если они при этом не нарушаются. В этой связи полезность товара может оказаться в одних условиях низкой, в других высокой, а в третьих продукция может оказаться просто бесполезной. В этом и заключается главное отличие качества и потребительной стоимости, составляющей основу конкурентоспособности продукции.

Таким образом, покупатель обычно приобретает товар не потому что он высокого качества, а потому что данный товар способен удовлетворить те или иные потребности, запросы покупателя. С точки зрения продвижения товара на рынок при планировании маркетинговых операций уделяют внимание тому сегменту рынка исходя из потребления товара на данном сегменте рынка.

Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями преимуществ продукции по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. При этом часто решающую роль играют такие факторы как престиж фирмы производителя, патентная чистота продукции, уверенность потребителя в возможностях изготовителя обеспечить стабильное качество всей поставляемой на рынок продукции, срок и надежность гарантии, доступность и уровень сервисного обслуживания и т.п.

Таким образом, при большом количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции на рынке, приоритетную роль играют следующие:

· ее полезность для потенциального покупателя (полезность продукции – это ее потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данной продукции со стороны потребителя);

· цена продукции (очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару, исключением могу быть статусные или престижные товары, приобретение которых необходимо для поддержания определенного имиджа (социального статуса) покупателя);

· инновативность продукции, то есть введение важной для покупателя новизны в изделие, отличающий его оригинальностью, эксклюзивностью от других аналогичных изделий, присутствующих на рынке.

Таким образом, конкурентоспособность – это понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продаж, и поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность принимает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность покупателю недостаточно приобрести товар, если это технически сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (оплачивать потребляемую энергию, запасные части, текущий ремонт, расходные материалы и т.д.), для средств производства также придется оплачивать труд обслуживающего персонала, нести расходы на его страхование и обучение. Таким образом, можно выделить еще одну экономическую составляющую конкурентоспособности продукции, которой является цена потребления товара. В это понятие входит цена приобретения товара и стоимость его эксплуатации или потребления, которая в первую очередь зависит от показателей качества продукции.

Цена потребления обычно значительно выше цены приобретения. В общих расходах за срок службы транспортных средств цена приобретения составляет не более 20%, а бытового холодильника – менее 10%. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене, а тот у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Различие между понятиями качество и конкурентоспособность состоит также в следующем:

· с позиции качества сопоставимы лишь однородные товары, группы продукции классифицируются по показателю, характеризующему не только основное ее назначение и области применения, но и конструктивно-технологические особенности (надежность, эргономичность и другие), это значительно сужает классификацию;

· с позиции оценки конкурентоспособности за базу для сравнения принимается конкретная потребность, то есть возможно сопоставление и не однородных товаров, поскольку они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.

Весьма значительным является еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью. Конкурентоспособность – это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка, его конкурентность. В то же время качество – экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность носит более динамичный и вариативный характер. При неизменных качественных характеристиках продукции ее конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменения конъюнктуры рынка, поведение производителей и покупателей, колебание цен, воздействие средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы и на проявление других, внешних по отношению к данному товару факторов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие конкурентоспособности продукции шире понятия качества, более того последнее является главным составляющим первого, предопределяющим его уровень, но не является единственным. Конкурентоспособность продукции также определяется внешними (экзогенными) по отношению к этой продукции факторами и характеристиками не обусловленными ее качеством (сроки поставки, реклама, уровень сервисного обслуживания, динамика цен и платежеспособности потребителей и другие факторы.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: