Целью логистики закупок является удовлетворение потребности предприятия в сырье, материалах, комплектующих изделиях в соответствии с максимальным выполнением рекомендаций маркетинга закупок.
В соответствии с целью логистики закупок в рамках данной подсистемы решаются две основные задачи:
1. выбор поставщиков для каждой позиции номенклатуры покупаемой по критерию минимума затрат на процесс закупок;
2. заключение договора на поставку необходимых ресурсов.
Целью логистики снабжения является перемещение сырья, материалов и комплектующих изделий (МР) от рынка закупок, прием и размещение их на предприятии для удовлетворения потребности производства в покупаемой продукции по количественным и качественным показателям во времени с минимальными затратами.
Сфера логистики снабжения охватывает следующие подфункции процесса снабжения:
1. прием сырья, материалов и комплектующих изделий;
2. контроль соответствия заказов и поставок по показателям точности ассортимента, количества и времени;
3. размещение на разгрузку и погрузку в точно указанном в договоре месте.
Управление закупочной деятельностью, как и другими процессами, осуществляется по фазам: планирование, организация, учет, контроль, анализ процесса закупок.
В обязанности (функции) менеджеров службы закупок входят:
• исследование конъюнктуры рынка материалов, в том числе импортных;
• выявление потребности в МР для основного и вспомогательного производства, ремонтно-эксплуатационных и хозяйственных нужд;
• анализ, учет и хранение документации, поступающей от соответствующих технических служб;
• подготовка документации, необходимой для заключения договора;
• подготовка и передача сведений в информационно-вычислительный центр для автоматизации расчетов потребности в МР;
• определение условий поставки и оплаты;
• составление графиков поступления МР;
• определение мер в случае нарушений условий поставки;
• расчет норм производственных запасов;
• обоснование выбора форм транзитных или складских поставок МР;
• разработка и участие в мероприятиях, направленных на максимальное сокращение расходов;
• ведение единого справочника материалов;
• ведение Реестра поставщиков;
• составление сводного плана закупок и ежедекадных смет затрат;
• контроль за выполнением планов закупок, составление соответствующей отчетности;
• внедрение прикладных программных пакетов и информационных систем, применяемых при выполнении основных функций службы закупок.
В компетенцию службы закупок входит:
• экономический анализ и выявление причин возникновения издержек;
• поиск резервов сокращения затрат;
• разработка мероприятий по устранению и снижению потерь;
• использование резервов;
• повышение организационно-технического уровня в системе обеспечения МР;
• аналитическая работа с банком данных (поставщики, цены, сроки, условия поставок и т.п.);
• оперативное решение текущих вопросов;
• работа со службой финансов и экономики;
• согласование документов (получение виз).
Служба закупок должна располагать информацией о том, какие материалы необходимы производству, составлять план закупок, обеспечивающий согласованность действия всех отделов и должностных лиц предприятия в решении следующих задач:
• анализ и определение потребности в МР, расчет размера заказа;
• определение метода закупок;
• согласование цены и заключение договора;
• наблюдение за объемом, качеством и сроками поставок.
В процесс планирования закупок необходимо определить:
• номенклатуру МР;
• объем поставок МР;
• время поставок;
• возможности поставщиков;
• требуемые площади складских помещений для хранения запасов;
• издержки на закупку;
• возможности организации производства некоторых деталей, компонентов, комплектующих на предприятии (задача сделать или купить).
Обычно анализ работы, проводимой службой закупок, включает:
• анализ размещения и использования общих и прямых заказов на поставку и контроль исполнения сметы расходов;
• наличие планов закупок;
• эффективность переговоров с поставщиками;
• методы оценки и ранжирования поставщиков;
• эффективность внедрения мероприятий и их соответствие целям компании и т.д.
Главная цель логистика закупок и снабжения – своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами.
Функции:
• обеспечение рационального использования МР;
• ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет ритмичности поставок;
• сокращение логистических издержек, связанных с транспортировкой, комплектацией, расфасовкой и упаковкой МР и ГП;
• организация доставки МР субъектам производственно-хозяйственной деятельности.
Задачи:
• организация контроля за нормами расхода МР;
• точное и своевременное определение потребности;
• организация рациональных взаимных хозяйственных связей между производителем и потребителем;
• маневрирование МР и их перераспределение;
• комплектность обеспечения МР.
Лекция № 2.
Логистическое управление закупками.
Основными задачами, решаемыми логистикой закупок, являются следующие:
• что купить;
• у кого закупить;
• сколько закупить;
• на каких условиях закупить.
Задача «делать или купить»: решение вопроса, что выгоднее – производить виды МР самой фирме или покупать у других. В этом случае для принятия решения оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.
Задачу «что купить» отдел снабжения/закупок решает совместно с производственным отделом и инженерной службой. Совместно определяются потребности в сырье и материалах, качественные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации.
Решение «у кого купить» требует глубокого анализа рынка интересующей продукции, существующих и потенциальных поставщиков и выбора наиболее перспективных и эффективных из них. Данный вопрос находится полностью в компетенции работников отдела снабжения/закупок.
Решение «сколько закупить» осуществляется при согласовании с другими отделами (производственным, складским, финансовым и бухгалтерией).
Задача «на каких условиях закупить» решается, когда поставщики уже предложили свои условия. Отдел снабжения/закупок рассматривает предложенные варианты и ведет переговоры с поставщиками.
Основными критериями снабжения являются:
• качество;
• количество;
• условия доставки;
• цена;
• сервис;
• долговременность;
• совершенствование процесса.
Эффективное управление закупками и снабжением существенно влияет на успех в работе компании.
Для осуществления эффективного и рационального процесса закупок и снабжения необходимо: покупка сырья, услуг, оборудования лучшего качества, в нужном количестве по лучшей цене, в нужное время и на основе долговременного сотрудничества.
Функции отдела закупок:
• определение потребности в МР;
• расчет средств га приобретение МР;
• поиск и анализ данных, выбор поставщиков;
• определение условий поставки и оплаты;
• заключение договоров и контроль их исполнения;
• меры в случае нарушений условий поставки;
• получение сырья;
• проверка поступающей продукции и подтверждение качества.
Полномочия отдела закупок:
• выбор поставщика;
• использование соответствующего метода ценообразования;
• решение вопроса сертификации;
• контроль за контактами с потенциальными поставщиками.
Типовые задачи в управлении закупками.
Наименование | Краткая характеристика |
Идентификация (или переоценка) потребностей | определение снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями (подразделениями) МР внутри фирмы; в некоторых случаях, например, при изменении ассортимента ГП пересматривается состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатура МР. |
Определение и оценка требований потребителей | как только определены внутрифирменные потребители и номенклатура МР, устанавливаются требования к весу, размерам и параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу МР; кроме того, устанавливаются требования пользователей, определяющие сервис и сопровождение поставки. |
Решение «делать или купить» | решение вопроса, что выгоднее – производить виды МР самой фирме или покупать у других. В этом случае для принятия решения оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества. |
Определение типов закупок | в настоящее время существует три основных типа организации закупок МР в зависимости от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняются или поставщик или параметры закупаемых МР), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя. |
Анализ поведения рынка | источник МР для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монопольном, олигопольном, высококонкурентном. знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить число возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и др. факторы, позволяющие правильно организовать закупки. |
Идентификация всех возможных поставщиков | определение вех возможных поставщиков определенного вида (номенклатуры) МР, которые могут удовлетворить требования внутрифирменных пользователей. важно включить в этот список те фирмы – поставщики, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался. |
Лекция № 3.